Главная / Практика / «Работайте с режиссерами с хорошим воображением»: тезисы мастер-класса Сергея Мокрицкого

«Работайте с режиссерами с хорошим воображением»: тезисы мастер-класса Сергея Мокрицкого

Режиссер должен быть с воображением

Когда Михалков набирал режиссеров на Высших курсах, он дал одному из них задание: «Раскадруй, как ты снимешь жару». Режиссер показал Михалкову вариант: мужчина судорожно пьет воду, у него на лице пот, и далее, как положено в классическом кино.

 

Увидев раскадровку, Михалков произнес: «Скучно». Потом он предложил свою историю: «Небо без облачка, и белый красивый голубь, как у Пикассо, садится на землю. Едва коснувшись асфальта, голубь взмывает в небо и улетает. Камера тихонько панорамирует на асфальт, и мы видим отпечаток голубиных лапок». То есть, в кадре настолько жарко, что касание голубя оставило на асфальте отпечаток. Хорошо придумано, да? С такими режиссерами и надо работать оператору.

«Мой папа — Барышников»: если режиссер не может придумать сам, помогите ему

Картина «Мой папа — Барышников» — пример уже моей операторской изобретательности. В фильме есть кадр, где главный герой, мальчик, смотрит в зеркало, сравнивая себя с прославленным танцором Барышниковым, и я «размножаю» лицо мальчика во множестве зеркал. Драматургически смысл таков: пока что в герое несколько личностей, и он пытается найти среди них именно свою. Когда парень наконец заявит, что его отец — Барышников, судьба его резко изменится.

Сцена из фильма «Мой папа – Барышников» (2011)

Ближе к концу фильма из тюрьмы возвращается настоящий папа. Появление отца для героя — это ужас, крушение мечты, и я предложил режиссеру доиграть идею с отражениями: если ранее мы «разбили» парня на части зеркалами, теперь надо его «собрать», пустив по лицу парня мультфильмы, гаснущие, как только останавливается проектор. Детство закончилось, пора встретиться с реальностью. Операторская фишка здесь работает на драматургию, и предложение было воспринято режиссером «на ура».

«Изображая жертву»: придумайте оригинальную фишку и держитесь ее до конца

Если вы снимаете в условиях ограниченного бюджета, но хотите сделать при этом достойный фильм, придумайте с режиссером оригинальную фишку, и держитесь ее до конца съемочного периода. Чаще всего это интересный визуальный ход.

 

Хороший пример — наша с Кириллом Серебренниковым работа над картиной «Изображая жертву». По сюжету, герой копирует жертву преступлений на следственных экспериментах, и мы придумали частично снять фильм на любительскую видеокамеру, от лица милиционерки, фиксирующей происходящее. Решение было верным: мы смогли брать длинные планы при практически полном отсутствии операторских источников света, позволив себе в кадре все виды брака и создав на экране интригующее, темное изображение. Бывало и такое, что Кирилл специально просил меня нарушить композицию кадра в художественных целях.

 

«Ливан»: еще один пример хорошего сочетания режиссерской концепции и операторской идеи

В израильском фильме «Ливан» война показана через прицел танка. День, ночь, атака… Нам, зрителям, почти физиологически тяжело в момент просмотра: в кадре мы все время видим четырех несчастных солдат, которые не могут выйти из танка даже в туалет. Война предстает в новом, жутком измерении. Получивший немыслимое количество престижных наград «Ливан» — пример того, как правильно выбранный сеттинг работает на режиссера с оператором.

Трейлер фильма «Ливан» (2009)

Драка Ельцина с Чубайсом под цветущей вишней

Очень часто режиссеры «заморачиваются» на том, как камера дернулась или кивнула в тот или иной момент съемки. На самом деле, они просто ищут повод свалить свои неудачи на оператора, если картина вдруг выйдет посредственной. Именно для таких режиссеров я придумал в 90-е годы шутку: «представь, что под цветущей вишней дерутся Ельцин с Чубайсом. Важно, как и на что это снято?». Создай напряжение, и зрителю будет абсолютно все равно, дернулась камера или нет. Если на экране пустота, и зритель наблюдает только за тем, как по рельсам тихо едет камера — это «не катит» при любом операторском исполнении.

На «Изображая жертву» нам надо было за одну ночь снять 12-минутный эпизод в бассейне. По сюжету сцена происходит днем, но осветить окна бассейна было невозможно в силу временных и бюджетных ограничений. В итоге мы решили снимать с тем небольшим светом, который был, подсвечивая только лица героев. Но Серебренников воплотил в кадре настолько мощный саспенс, что зрители просто не обратили внимания на неосвещенные окна и никто не стал нас обвинять в нарушении принципов съемки.


Обложка: оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская

Еще по теме

где снимали Зеркало лжи
Где и как снимали детективную мелодраму «Зеркало лжи» (2023)?
В сентябре 2023 года вышел сериал «Зеркало лжи», рассказывающий историю...
Жизнь по вызову похожие сериалы
10 сериалов, похожих по сюжету на «Жизнь по вызову»
Девушки любят посмотреть мелодрамы, эмоциональные и душераздирающие истории. Над ними...
Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство
Маленький «безопасный» город Главная сюжетная линия «Твин Пикса» — это,...
Первое убийство
«Первое убийство»: как зрители восприняли нетрадиционных вампиров?
Поклонники мистических историй ждали сериал Первое убийство, который рассказывает о...
Сериалы весны 2024
Какие сериалы будем смотреть весной 2024?
Весенний сезон богат как на премьеры, так и на продолжение...
мастер и маргарита экранизации
Экранизации романа «Мастер и Маргарита»
Мистический роман Михаила Булгакова, ставший классикой мировой литературы, поражает не...
Надо видеть: любимые фильмы Стивена Спилберга
01. «Величайшее шоу мира» (Сесил Б. ДеМилль, 1952) Это самый...
тренировался чтобы совершить побег фильм
Как называется фильм, где герой много лет тренировался, чтобы совершить побег?
Американский криминальный драматический сериал от телевизионной сети Fox о двух...