«Работайте с режиссерами с хорошим воображением»: тезисы мастер-класса Сергея Мокрицкого
Режиссер должен быть с воображением
Когда Михалков набирал режиссеров на Высших курсах, он дал одному из них задание: «Раскадруй, как ты снимешь жару». Режиссер показал Михалкову вариант: мужчина судорожно пьет воду, у него на лице пот, и далее, как положено в классическом кино.
Увидев раскадровку, Михалков произнес: «Скучно». Потом он предложил свою историю: «Небо без облачка, и белый красивый голубь, как у Пикассо, садится на землю. Едва коснувшись асфальта, голубь взмывает в небо и улетает. Камера тихонько панорамирует на асфальт, и мы видим отпечаток голубиных лапок». То есть, в кадре настолько жарко, что касание голубя оставило на асфальте отпечаток. Хорошо придумано, да? С такими режиссерами и надо работать оператору.
«Мой папа — Барышников»: если режиссер не может придумать сам, помогите ему
Картина «Мой папа — Барышников» — пример уже моей операторской изобретательности. В фильме есть кадр, где главный герой, мальчик, смотрит в зеркало, сравнивая себя с прославленным танцором Барышниковым, и я «размножаю» лицо мальчика во множестве зеркал. Драматургически смысл таков: пока что в герое несколько личностей, и он пытается найти среди них именно свою. Когда парень наконец заявит, что его отец — Барышников, судьба его резко изменится.
Сцена из фильма «Мой папа – Барышников» (2011)
Ближе к концу фильма из тюрьмы возвращается настоящий папа. Появление отца для героя — это ужас, крушение мечты, и я предложил режиссеру доиграть идею с отражениями: если ранее мы «разбили» парня на части зеркалами, теперь надо его «собрать», пустив по лицу парня мультфильмы, гаснущие, как только останавливается проектор. Детство закончилось, пора встретиться с реальностью. Операторская фишка здесь работает на драматургию, и предложение было воспринято режиссером «на ура».
«Изображая жертву»: придумайте оригинальную фишку и держитесь ее до конца
Если вы снимаете в условиях ограниченного бюджета, но хотите сделать при этом достойный фильм, придумайте с режиссером оригинальную фишку, и держитесь ее до конца съемочного периода. Чаще всего это интересный визуальный ход.
Хороший пример — наша с Кириллом Серебренниковым работа над картиной «Изображая жертву». По сюжету, герой копирует жертву преступлений на следственных экспериментах, и мы придумали частично снять фильм на любительскую видеокамеру, от лица милиционерки, фиксирующей происходящее. Решение было верным: мы смогли брать длинные планы при практически полном отсутствии операторских источников света, позволив себе в кадре все виды брака и создав на экране интригующее, темное изображение. Бывало и такое, что Кирилл специально просил меня нарушить композицию кадра в художественных целях.
«Ливан»: еще один пример хорошего сочетания режиссерской концепции и операторской идеи
В израильском фильме «Ливан» война показана через прицел танка. День, ночь, атака… Нам, зрителям, почти физиологически тяжело в момент просмотра: в кадре мы все время видим четырех несчастных солдат, которые не могут выйти из танка даже в туалет. Война предстает в новом, жутком измерении. Получивший немыслимое количество престижных наград «Ливан» — пример того, как правильно выбранный сеттинг работает на режиссера с оператором.
Трейлер фильма «Ливан» (2009)
Драка Ельцина с Чубайсом под цветущей вишней
Очень часто режиссеры «заморачиваются» на том, как камера дернулась или кивнула в тот или иной момент съемки. На самом деле, они просто ищут повод свалить свои неудачи на оператора, если картина вдруг выйдет посредственной. Именно для таких режиссеров я придумал в 90-е годы шутку: «представь, что под цветущей вишней дерутся Ельцин с Чубайсом. Важно, как и на что это снято?». Создай напряжение, и зрителю будет абсолютно все равно, дернулась камера или нет. Если на экране пустота, и зритель наблюдает только за тем, как по рельсам тихо едет камера — это «не катит» при любом операторском исполнении.
На «Изображая жертву» нам надо было за одну ночь снять 12-минутный эпизод в бассейне. По сюжету сцена происходит днем, но осветить окна бассейна было невозможно в силу временных и бюджетных ограничений. В итоге мы решили снимать с тем небольшим светом, который был, подсвечивая только лица героев. Но Серебренников воплотил в кадре настолько мощный саспенс, что зрители просто не обратили внимания на неосвещенные окна и никто не стал нас обвинять в нарушении принципов съемки.
Обложка: оператор Сергей Мокрицкий на мастер-классе «Взаимодействие режиссера с оператором при создании фильма» / Фото: Юлия Шиманская