Главная / Практика / Как заставить актеров летать в кадре: подвешивание на тросах и VFX

Как заставить актеров летать в кадре: подвешивание на тросах и VFX

Часто от актера в фильме требуется взлететь в кадре или прыгнуть с огромной высоты… В зависимости от бюджета и сложности фильма, эти задачи можно решать двумя способами: подвешивать артиста на тросы или создавать его цифровую копию с помощью компьютерной графики.

Мы пообщались с постановщиком трюков и VFX-специалистом, чтобы разобраться в особенностях двух различных технологических процессов.

1Традиционный способ: подвешивание на тросах

Валерий Деркач, президент Ассоциации каскадеров, постановщик трюков (сериал «Беловодье» и фильм «Он — дракон»)

Традиционная технология, применяемая, чтобы заставить актеров «пролететь» в кадре, — это подвешивание их на тросах. Решением этой задачи занимаются специальные бригады каскадеров — риггеры, имеющие опыт работы с тросами и веревками. Кстати, как вид деятельности риггинг (от англ. «rig» — оснастка, такелаж, приспособление) находит применение у моряков, альпинистов, военных, строителей и многих других.

Использование тросов в фильмах

Риггеры, пользуясь внушительным набором специфического, часто изготовленного для конкретного кадра оборудования, помогают различным персонажам совершать их невероятные полеты, прыжки, падения и т.д. Конечно, съемка таких кадров — это очень сложный процесс; кроме каскадеров задействованы специалисты по визуальным эффектам, стирающие те самые тросы и дорисовывающие недостающие для кадра элементы.

Умопомрачительные прыжки, совершаемые Человеком-пауком в одноименном фильме, снимаются при участии каскадеров-дублеров, так как требуются специальные навыки и хорошая физическая подготовка. Но, конечно, без актеров происходящее в кадре не имеет смысла. Современные технологии и материалы позволяют изготавливать надежные, легкие и удобные подвесные системы, надев которые, актер чувствует себя комфортно в подвешенном состоянии. На больших проектах костюмы шьют специально на заказ под каждого актера, с учетом анатомических особенностей тела.

На съемках фильма «Человек-паук: Возвращение домой» (2017)

Этапы работы с актерами

Полеты требуют от актеров неплохой физической формы и моральной готовности. Кто-то из артистов боится высоты, кто-то резких рывков, у кого-то могут быть и медицинские противопоказания: иногда и вниз головой приходится висеть. Поэтому общение актеров с каскадерами начинается с вопросов о здоровье и оценки текущего физического состояния; затем каскадеры обучают актеров правилам техники безопасности и приемам работы с оборудованием, а также показывают трюки, которые те будут выполнять.

По мере готовности актеров проводятся тестовые, очень щадящие тренировки для понимания пределов возможностей каждого актера. По результатам даются общие рекомендации и комплекс упражнений для развития необходимых групп мышц дома или в фитнес-зале, параллельно идут тренировки с постепенным усложнением и увеличением нагрузок.

Примеры из практики

Понятное дело, за короткое время развить мышцы непросто, поэтому актеры часто работают на силе воли и терпении. Поверьте, отработать двенадцатичасовую смену в подвесах очень тяжело даже для подготовленного каскадера. Но кадр этого требует… В фильме «Он — дракон», актеры, в целях достижения достоверной пластики, висели вверх ногами, изображая падение героев с большой высоты. При этом кинокамера также переворачивалась: либо на 90, либо на 180 градусов.

Существуют и более сложные трюки, выполняемые артистами. В телесериале «Беловодье» актеры должны были летать на большие расстояния, изображая действие магических сил. Эффект достигался применением пневматического оборудования (так называемые речеты), позволяющего резко сдернуть человека с места и протащить его по воздуху. Процедура, очевидно, не совсем приятная, но практически все задействованные актеры и актрисы выполнили эти отлеты сами.

 

2Цифровые дублеры

Арман Яхин, генеральный директор Main Road|Post («Притяжение», «Легенда о Коловрате» и «Вратарь Галактики»)

В последние годы в кино все активнее применяются цифровые дублеры, т.е. созданные с помощью средств компьютерной графики копии актеров (по-английски технология называется Digital Double). Этот способ постепенно вытесняет съемочный, так как он позволяет привнести намного больше творческой свободы в виде необычных движений камеры и постоянного изменения освещения, а также воплощать очень опасные трюки. Во всех последних фильмах Marvel, например, цифровые дублеры играют очень важную роль.

Визуальные эффекты в фильме «Логан» (2017)

Этапы процесса

Сначала по большому количеству фотографий воссоздается цифровая скульптура персонажа, а также отдельные элементы тела и одежды. Для каждого элемента необходимы детальные фактуры. Волосы и мягкая одежда персонажа создаются специальным образом, так чтобы впоследствии можно было симулировать их динамику: реакцию на ветер, заминания и так далее. Строится специальный набор инструментов для аниматора, риг (по сути, структура скелета; у слова «риг» несколько значений, — прим. tvkinoradio.ru), помогающий анимировать персонажа.
Дальше идет сложный и кропотливый процесс анимации. После этого персонаж визуализируется и внедряется либо в съемочное окружение, либо в специально созданный цифровой мир. Создание каждого такого персонажа может занимать несколько месяцев.

Трейлер фильма «Вратарь Галактики» (2019)

В данный момент мы работаем над фильмом Джаника Файзиева «Вратарь Галактики», где много полностью созданных цифровых персонажей. В процессе создания копий критически важно передавать реалистичность и убедительность персонажей на экране. В жизни мы постоянно видим людей, поэтому, даже неосознанно, подмечаем все мелкие недоработки графики. Создание полностью убедительного цифрового дублера — долгая, кропотливая и сложная работа многих профессионалов.

Программное обеспечение для создания цифровых дублеров:

  • SideFX Houdini,
  • Autodesk Maya,
  • ZBrush,
  • Foundry Mari.

Обложка: на съемках фильма «Первый мститель: Другая война» (2014) / Marvel

Еще по теме

Надо видеть: любимые фильмы Терри Гиллиама
Терри Гиллиам, кинорежиссер  01. «Белоснежка и семь гномов» (Дэвид Хэнд...
Что называют эффектом Кулешова и как он применяется в монтаже
На заре развития кинематографа монтаж выполнял исключительно утилитарные функции. Ключевым...
Как сделать движение камеры оправданным
На первый взгляд может показаться, что движение камеры нужно, чтобы...
Что такое реверберация
Произнося фразу в помещении, звук далеко не сразу доходит до...
Фильмы про выживание
Лучшие фильмы про выживание
В основе многих фильмов про выживание лежат реальные события. Сценарии,...
Радимов
Радимов: вы что, хотите, чтобы «Зенит» забивал пару мячей и уходил с поля?
Экс-игрок санкт-петербургского «Зенита» Владислав Радимов рассказал о своем отношении к...
Виртуальная кинематография «Короля льва»
Технологии не стоят на месте. Со времени «Аватара» виртуальная камера...
фильмы похожие на Анору
9 фильмов, похожих на «Анору»
Успех драмеди Шона Бейкера «Анора» стал одним из самых обсуждаемых...