Главная / Практика / Внимание, знатоки: сколько кульминаций в «Последних джедаях»?

Внимание, знатоки: сколько кульминаций в «Последних джедаях»?

По всей Галактике ломаются копья и световые мечи в спорах, прекрасны ли новые «Звездные войны» или совсем плохи. Мир разделился на противников фильма Райана Джонсона и на защитников его свежего, хотя и цитатного, взгляда на канон. Обзываться и ругаться — не наш подход, но обойти феномен мы никак не можем. Вооружившись теоретическими материалами, учебниками, собственными наработками, новостями и даже слухами, мы постараемся препарировать «Последних джедаев», чтобы разрешить все споры. Но стоит предупредить: это субъективное мнение, которое может, а кое-где и должно, не совпадать с мнением редакции и общественности.
 

Задача: вступить в схватку с каноном и не проиграть

Перед режиссером и сценаристом Джонсоном и командой стояла практически невыполнимая задача. Снять новые «Звездные войны» так, чтобы угодить поклонникам классической саги Джорджа Лукаса, не раздразнить появившихся после «Пробуждения силы» фанов и заполучить новых адептов. Если предыдущий эпизод, снятый Джей Джей Абрамсом, был стопроцентно фанатским, то «Последние джедаи» отвешивают поклоны и вашим, и нашим, а преференции раздают будущим поколениям. В целом же складывается ощущение, что фильм Джонсона в первую очередь подчиняет себе тех, кто оценит свежий подход к визуальной составляющей, кто поймет нестандартную драматургию и кто примет ранее не изученные миры.
 

Трейлер фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017)

Прежде чем разобрать по винтикам новый фильм, нужно внимательно отнестись к вестям из Голливуда. Судя по слухам и многочисленным интервью самого режиссера, Disney и LucasFilm настолько понравился стиль нового фильма, что студийные боссы собираются отдать в руки создателя «Последних джедаев» новую трилогию.

Таким образом, мы первым делом сталкиваемся с неизбежным вопросом: как нам поделить на составные части «Эпизод VIII»? Без этого, как бы печально это ни звучало, новые главы космической саги будет трудно разбирать на все эти «арки персонажей», «акты» и так далее для учебных пособий современных сценаристов (а фильмы эти обязательно войдут во все учебники).
 

Как относиться к «Эпизоду VII. Пробуждение силы»

В случае с «Последними джедаями» все одновременно и просто, и дико сложно. Если это вторая часть новейшей трилогии, то тогда «Эпизод VII. Пробуждение Силы» надо позиционировать как напоминание, что «Звездные войны» были, есть и будут с новыми-старыми героями, с традициями и новинками, со знакомыми и совершенно новыми планетами.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Тогда чисто умозрительно нужно себе представить, что экспозиция уже знакома зрителям (фильм, напомним, снял огромный поклонник классической трилогии Джей Джей Абрамс, аккуратно перенеся мир Лукаса в кинематограф середины 10-х годов XXI века). Завязка новой трилогии здесь — это, скорее всего, побег Финна или вылет на задание коммандера По. А где кульминация, мы узнаем в 2019 году, когда предположительно выйдет девятый эпизод, режиссером которого снова станет Джей Джей Абрамс.

Но если верить последним интервью Райана Джонсона, в которых, как мы уже указывали выше, он признается, что получил карт-бланш на создание полностью своей трилогии, то все кардинально меняется. Выходит, что седьмой эпизод — это мостик между двумя мирами: Лукаса и Джонсона. И если принимать всерьез последнюю теорию, то «Пробуждение силы» надо называть большой такой экспозицией к будущим сериям, в которой объясняется, кто такие новые герои и что случилось со старыми.

Райан Джонсон и Кэрри Фишер на съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: David James, Lucasfilm Ltd
Райан Джонсон и Кэрри Фишер на съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: David James, Lucasfilm Ltd

Тогда все складывается довольно уютно. Во-первых, не надо винить Джей Джей Абрамса за чрезмерно упрощенную (откровенно говоря, старомодную) сюжетную структуру и манеру повествования. Во-вторых, не стоит упрекать главу сценарной группы Лоуренса Кэздана за отсутствие роста/падения (если не иметь в виду «падение» в буквальном смысле, ха-ха, простите за каламбур) персонажей, особых сюжетных поворотов и обилие сантиментов, вроде «Вот мы и дома, Чуи», и так далее.
 

Три сюжетные линии, или куда делась цифра «XVIII»

В нынешней действительности человек предполагает, а продюсер располагает. Если для многих проектов это проклятие, то пример «Звездных войн» показывает, что иногда это может быть даже и хорошо. Президент LucasFilm и продюсер Кэтлин Кеннеди доказывает, что тщательно продуманные решения и правильно выбранная «сверху» группа могут принести только пользу.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Что сделал режиссер и сценарист Райан Джонсон? Для начала избавился от цифры в названии своих «Звездных войн»: мол, простите, но вы все и без меня знаете, что это такое, нумерация здесь не нужна, важен смысл названия. Справедливости ради, давайте признаем, что все подзаголовки фильмов Лукаса носили чисто номинальный, местами шизофренический характер. «Последние джедаи» — это не просто название, это еще и объяснение для тех, кто не понял, что случилось в конце фильма.

Далее. Решив, что все, кому это нужно, уже посмотрели «Пробуждение силы», он отказывается от экспозиции и завязки, а сразу, без объяснений, бросает зрителя на поле боя. Это очень по-современному: начинать фильмы со взрыва, хлопка, боя, катастрофы. И Джонсон сразу дает понять, что у нас здесь будет три сюжетных линии, которые большую часть экранного времени развиваются параллельно и изредка пересекаются.
 

Трейлер фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015)

Первая сюжетная линия — это Финн и Роуз. Перед тем, как Финн выходит из анабиоза и знакомится с Роуз, ее сестра, как истинный самурай, погибает, принеся себя в жертву. В этом сюжете самопожертвование и героизм — главные составляющие, герои из комических положений переходят в драматические и наоборот. К ним примыкает неожиданно ответственный в фильме за юмор По, нередко оказывающийся на краю гибели. И в этой же команде оказывается — сюрприз! — робот-колобок BB-8, который, в отличие от своего предшественника R2-D2, умеет выражать мысли, настроение, характер и, опять же, склонность к самопожертвованию так, чтобы они были понятны не только героям фильма, но и зрителям (респект дизайнерам).

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Вторая сюжетная линия — это Люк Скайуокер и Рей. Она начинается именно там, где заканчивается «Пробуждение силы». Сначала это типичная такая история про строптивого мастера и излишне настырного ученика, затем стороны приходят к взаимному согласию, и добро побеждает зло. Но опытный фанат «Звездных войн» может догадаться, что не все так просто.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Третья — самая сложная, и вертится она вокруг Кайло Рена, он же Бен Соло. Кайло и Верховный лидер Сноук. Кайло и Рей. Кайло и Люк Скайуокер. Кайло и принцесса Лея. Бен Соло — это самый интересный персонаж за, возможно, все 40 лет существования франшизы (помимо Энакина Скайоукера). То он мятущийся подросток, то он капризный подросток, то циник, то мужчина, уважительно относящийся к истории своих предков и своей семьи.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Заметьте: в каждой из трех линий есть своя парабола становления персонажей или, если хотите, чтоб ее (простите, ненавижу это слово), «арка», что почти отсутствовало в фильме Джей Джей Абрамса и о чем иногда забывал Джордж Лукас.
 

Сюжетные повороты и кульминации

У каждой из сюжетных линий есть несколько сюжетных поворотов, и все они происходят в одно и то же время. Первый поворот случается примерно спустя час после начала, назовем его «Узнавание»:
 

— принцесса Лея выходит из комы, узнает о бунте на корабле и начинает действовать;
— Финн и Роуз узнают, что сидят в камере со Взломщиком, которого они так долго искали;
— Люк Скайуокер рассказывает Рей почти всю правду о своем, Кайло и непосредственно Рей прошлом.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Последнее наиболее важно, поэтому этому рассказу отводится достаточно большое время, сопровождаемое флешбэками. Стоит заметить, что за все 40 лет существования «Звездных войн» авторы, кажется, ни разу не прибегали к флэшбэкам (поправьте меня, если я что-то забыл). Прыжки во времени — это вообще практически беспроигрышный вариант для сценаристов, а Райана Джонсона можно назвать мастером этого трюка после фильма «Петля времеии» (он о луперах, кочующих из одной реальности в другую, из одного времени в другое).

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Второй сюжетный поворот происходит где-то на втором часу фильма. Назовем его «Не тот, кем кажется», потому что в каждой из трех намеченных нами сюжетных линий совершается вот что:
 

— Эмилин Холдо оказывается не такой злодейкой, как она нам казалась во время бунта на корабле;
— Взломщик оказывается не тем, кем кажется;
— Люк выложил Рей не всю историю, в которой все далеко не так, как кажется, и последствия сказываются и на Рей, и на Бене Соло, и на Сноуке.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

Вот тут нужно остановиться, потому что происходит, как кажется, кульминация фильма, когда Рей и Кайло глаза в глаза буквально играют в перетягивание каната, то есть меча.

Но ближе к финалу, в одной из батальных сцен, происходит другая встреча: Кайло Рена и Люка Скайуокера, и в этой битве тоже находится место и катарсису, и пресловутому преображению героя/героев и очередному самопожертвованию.

Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR

С формальной точки зрения оба эпизода можно назвать кульминациями. Давайте так: если первая сцена тянет на трансцендентальность, а вторая — на сюжетообразующее действие, то будем считать, что в «Последних джедаях» две кульминации. Первая — на метафизическом уровне, вторая — на физическом. Все это, конечно, с большой-большой натяжкой, но так легче, согласитесь, разбираться в том, что происходит в восьмом эпизоде.
 

Вместо послесловия

Признаться честно, все эти формалистские выкладки не дают ничего простому смертному зрителю. У каждого своя версия того, что происходит. Это лишний раз подчеркивает, что фильм Райана Джонсона не так прост, как кажется. И то, что споры вокруг него острее, чем споры вокруг какого-то очередного боевика-триллера-хоррора, — это в плюс и критикам, и зрителям. Для сценаристов это даже никакой не мастер-класс, а праздник: история, вроде как, укладывается в рамки учебников, но то тут, то там выходящит за пределы законов.

В конце концов, идеального фильма не бывает, как и сценария тоже.


Кадры из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Фото: WDSSPR
 


Обложка: Кадр из фильма «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) / Disney

 

Еще по теме

Как работает комната сценаристов
Расскажу о технологии работы комнаты сценаристов на примере полнометражного фильма ужасов «Глаза...
Как операторы «Восьмого чувства», «Молодого Папы» и «Большой маленькой лжи» вышли за рамки телевизионных стандартов
Кинорежиссеры вместе со своими операторами-постановщиками продолжают мигрировать на ТВ, где они могут...
Главные фильмы «Артдокфеста»: Лозница, Немцов, Супер, Христос и фрики
Фильм открытия «Событие» (Сергей Лозница; Нидерланды-Бельгия) Открывает нынешний «Артдокфест» актуальная...
Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать
Конечно, благодаря технологическому прогрессу теперь короткометражку может снять один человек,...
Фильмы весны 2024
Фильмы весны 2024 года, которые можно посмотреть на kinoGO.LT
Весенний кинопрокат богат на интересные премьеры. Зрителей ждут и яркие...
15 фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля: Полански, Мамулия, Тарковский и Джокер
Фильм открытия «Правда» (Хирокадзу Корээда, Япония-Франция)   Открываться Венецианский кинофестиваль...
8 вещей, которым учит фильм «Куб»
1. Запуск фильма может занять время. Но оно того стоит Запуск...
Как сделать эффектную презентацию по теме ТВ и кинематографа
Создание презентации по теме кино и телевидения — это захватывающий...