Обзоры

«Звездные войны» как сборник цитат из живописи, кино и архитектуры

«Звездные войны» — характерный пример кинематографа постмодернизма: икона масскульта, изобилующая аллюзиями к различным произведениям искусства. 20 самых ярких и неожиданных цитат из киносаги мы собрали в одном материале  

  • 17 декабря 2015
  • 12579
Павел Орлов

01. Фильм, мимо которого невозможно пройти ни одному режиссеру, снимающему космическую фантастику — «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Планетарные мизансцены и корабли — одни из примеров заимствования в «Звездных войнах».
Кадр из фильма «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Кадр из фильма «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

 
02. Еще один пример открытого цитирования Кубрика.
Кадр из фильма «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Кадр из фильма «Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)


03. Сюрреалистический образ длинноногих животных, созданный буйным гением Сальвадора Дали, вполне вероятно вдохновил создание имперских шагоходов.
Сальвадор Дали - «Искушение святого Антония» (1946)

Сальвадор Дали - «Искушение святого Антония» (1946)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар» (1980)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар» (1980)

 
04. Разграбленный и разрушенный домашний очаг, становящийся импульсом к возмездию — частый мотив вестернов, перекочевавший и в «Звездные войны».
Кадр из фильма «Искатели» (Джон Форд, 1956)

Кадр из фильма «Искатели» (Джон Форд, 1956)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)


05. В первых «Звездных войнах» встречается один из самых известных примеров голограммы в кино, однако впервые такую технологию вывели на экран задолго до фильма Лукаса, в «Запретной планете» 1958 года, влияния которой режиссер естественно не избежал.
Кадр из фильма «Запретная планета» (Фред Уилкокс, 1958)

Кадр из фильма «Запретная планета» (Фред Уилкокс, 1958)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

 
06. Еще одна частая сцена в вестернах — торжественное появление злодея, его материализация из пыли или тумана, подчеркивающая полумистическую сущность.
Кадр из фильма «Однажды на Диком Западе» (Серджио Леоне, 1968)

Кадр из фильма «Однажды на Диком Западе» (Серджио Леоне, 1968)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

 
07. Знаменитая сцена во дворце Джаббы из «Возвращения Джедая» является своеобразным миксом из античной мифологии, переосмысленной живописью неоклассицизма и американских комиксов.
Жан Огюст Доминик Энгр - «Юпитер и Фетида»(1811) и обложка комикса о Джоне Картере

Жан Огюст Доминик Энгр - «Юпитер и Фетида»(1811) и обложка комикса о Джоне Картере

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 6 - Возвращение Джедая» (1983)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 6 - Возвращение Джедая» (1983)


08. C-3PO очевидно является близким родственником женщины-робота из ланговского «Метрополиса».
Кадр из фильма «Метрополис» (Фриц Ланг, 1927)

Кадр из фильма «Метрополис» (Фриц Ланг, 1927)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 6 - Возвращение Джедая» (1983)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 6 - Возвращение Джедая» (1983)

 
09. Более неожиданно происхождение R2D2. Согласно распространенной легенде форма его корпуса была вдохновлена Дворцом изящных искусств в Сан-Франциско.


R2D2 и Дворец изящных искусств в Сан-Франциско (1915)

 
10. Не менее удивительна «родословная» магистра Йоды. У его образа насчитывается не менее десятка источников, но один заслуживает особого внимания, даже если это всего лишь совпадение — изображение монаха в средневековом манускрипте, излагающем библейскую историю Самсона.
Фрагмент из Декреталий папы Григория IX (XIII век)

Фрагмент из Декреталий папы Григория IX (XIII век)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)


11. Бои, даже если они разворачиваются в космосе, всё равно остаются боями. Так, очевидно, размышлял Джордж Лукас, и потому сражения в финале «Новой надежды» почти полностью скопировал с авиационного боевика середины 50-х «Разрушители плотин».


Сравнение батальных сцен в фильмах «Звездные войны. Эпизод 3: Новая надежда» (1977) и «Разрушители плотин» (1955) 
 

12. Еще одна дань уважения любимым фильмам детства. Сцена гонок на подах в «Скрытой угрозе» во многом идентична сцене гонок на колесницах из культового пеплума Уильяма Уайлера «Бен-Гур». 


Сравнение сцен гонок в фильмах «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза» (1999) и «Бен-Гур» (1959)


13. Бог Джорджа Лукаса — Акира Куросава. Потому неудивительно, что хореография сражений на световых мечах и боев японских самураев часто похожа.
Кадр из фильма «Трое негодяев в скрытой крепости» (Акира Куросава, 1958)

Кадр из фильма «Трое негодяев в скрытой крепости» (Акира Куросава, 1958)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)


14. Почерпнул Лукас и натурализм, свойственный Куросаве.
Кадр из фильма «Телохранитель» (Акира Куросава, 1961)

Кадр из фильма «Телохранитель» (Акира Куросава, 1961)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

 
15. Впрочем, в плане натурализма, помог и Дэвид Линч, заодно придав нотку сюра.
Кадр из фильма «Голова-ластик» (Дэвид Линч, 1977)

Кадр из фильма «Голова-ластик» (Дэвид Линч, 1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар» (1980)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар» (1980)

 
16. Похожее на ад пространство в сцене финального сражения Энакина Скайуокера и Оби-Ван Кеноби в «Мести ситхов» было вдохновлено соответствующими источниками. Например, живописным образом столицы ада Пандемонием.
Джон Мартин - «Пандемоний» (1841)

Джон Мартин - «Пандемоний» (1841)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 3 - Месть Ситхов» (2005)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 3 - Месть Ситхов» (2005)


17. В «Звездных войнах» присутствуют отголоски самых разных эпосов, в том числе карело-финской «Калевалы». Поражение Энакина Скайуокера в «Мести ситхов» и сюжетно и визуально перекликается с гибелью героя «Калевалы» Лемминкяйнена.
Аксели Галлен-Каллела - «Мать Лемминкяйнена» (1897)

Аксели Галлен-Каллела - «Мать Лемминкяйнена» (1897)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 3 - Месть Ситхов» (2005)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 3 - Месть Ситхов» (2005)


18. В финале «Новой надежды» присутствует одна из самых неоднозначных цитат «Звездных войн» — из «Триумфа воли» Лени Рифеншталь. Одни видят в этом намек на тоталитарную природу Республики, другие — просто удачную, подчеркивающую торжественность мизансцену.
Кадр из фильма «Триумф воли» (Лени Рифеншталь, 1935)

Кадр из фильма «Триумф воли» (Лени Рифеншталь, 1935)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)


19. Одинокий герой, уходящий в направлении закатного солнца — обязательный кадр любого настоящего вестерна. Впрочем, не только. Большой любитель подобных красивых кадров — ровесник Лукаса и главный режиссер-поэт в Голливуде Терренс Малик. Вероятно именно его «Пустошами» навеян знаменитый кадр из первых «Звездных войн».
Кадр из фильма «Пустоши» (Терренс Малик, 1973)

Кадр из фильма «Пустоши» (Терренс Малик, 1973)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4 - Новая надежда» (1977)


20. К поэтике Малика обращался и Джей Джей Абрамс, работая над новыми «Звездными войнами». По его словам, если на экране необходимо создать атмосферу «величественного покоя», прерывающего торжество хаоса, Малик служит лучшим образцом.  
Кадр из фильма «Пустоши» (Терренс Малик, 1973)

Кадр из фильма «Пустоши» (Терренс Малик, 1973)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 7 - Пробуждение силы» (2015)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 7 - Пробуждение силы» (2015)


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 4933
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 3747
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3390
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 3105
Обзоры

12 новых книг про кино

Бодров, Брессон, Мещанинова, Эйзенштейн и другие неожиданные авторы в нашей подборке свежих книг 2017 года для тех, кто занимается кино

  • 29 ноября
  • 3110
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 2714
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее