Главная / Практика / Как снять фильм, когда вся съемочная группа тебя ненавидит

Как снять фильм, когда вся съемочная группа тебя ненавидит

Критики называют фильм Шона Бэйкера «Проект „Флорида“» лучшим в карьере режиссера. Картина стала его очередной творческой удачей, продолжив успех «Мандарина», полностью снятого на iPhone. Драма об обитателях дешевого отеля в Орландо, расположенного на подступах к местному Диснейленду, восхитила фестивальную публику по всему миру. В особенности хвалили главную звезду картины, шестилетнюю Бруклинн Принс, а также Уиллема Дефо в роли менеджера.

Но, по признанию Бэйкера, в прошлом году под конец производственного периода обстановка на съемочной площадке была по-настоящему адской. Режиссер сравнивает пережитые сложности с опытом Фрэнсиса Форда Копполы на «Апокалипсисе сегодня». Бэйкеру приходилось жить в страхе, что вот-вот произойдет катастрофа и съемки прекратятся. А главное, он не был уверен, что материал, который он привозил в Нью-Йорк на монтаж, можно будет превратить в цельный фильм.

Шон Бэйкер, режиссер фильма «Флорида»Шон Бэйкер, режиссер («Проект „Флорида“», «Мандарин»):

«Как и в большинстве моих картин, полного контроля над происходящим у меня не было».

Фильм снимали на реальных локациях, не перекрытых для съемок, а играли в нем дебютанты — для большей достоверности. Благодаря живой камере изображение кажется документальным, а сценарий частично импровизирован и наполнен мелкими, но продуманными деталями. Все это дает предсталение о том, каково это — быть частью бедных социальных групп американского общества.

Эта амбициозность чувствуется на экране. Но снимать фильм было невероятно тяжело, а производство в один прекрасный момент вполне могло бы закончиться раньше времени.

Спустя год после завершения съемок (за это время права на фильм приобрела компания A24, и она, судя по всему, готовится к медленному расширению проката с прицелом на «оскаровский» сезон, как это было с «Лунным светом») Бэйкер вспоминает, что именно было самым тяжелым в воплощении его замысла и чему он сумел научиться во время производства.

Шон Бэйкер, режиссер фильма «Флорида»Шон Бэйкер:

«Сложно работать с людьми, которые не знают твой режиссерский стиль и уже привыкли к определенному подходу в кинопроизводстве (причем это касается как команды от профсоюза, так и местных специалистов). Из-за этого съемки чуть не остановились — люди думали, что я беспредельщик и псих».

Бэйкер очень быстро понял, что использовать на площадке те же приемы, которые помогали ему на прошлых проектах, будет сложно.

В одной из сцен главные героини (мать и дочь в исполнении Брии Винет и Принс) продают туристам парфюмерию. Бэйкер снимал этот эпизод в стиле скрытой камеры — на длиннофокусный телефото-объектив, нацепив петлички на актеров. Они подходили к реальным прохожим и пытались им продать реальные духи. После того, как нужный кадр был готов, команда бросалась вдогонку за смущенными туристами, старясь получить них подпись, которая дает право на использование отснятого материала в картине.

Шон Бэйкер, режиссер фильма «Флорида»Шон Бэйкер:

«Представляете, как сложно снимать скрытой камерой, когда вокруг тебя команда из 40 человек. Больше всего в этот момент тебе хочется, чтобы все они вдруг исчезли.  „Ну правда, ребята, неужели нам тут нужен руководитель транспортного департамента? Давайте мы все разойдемся и спрячемся?“. Так что все это ужасно трудно: тебя уже достаточно хорошо знают, твое имя — определенный знак качества для проекта, но при этом фильм все равно еще считается маленьким и малобюджетным».​

На «Проекте „Флорида“» ключевые должности занимали те же люди, без которых не состоялись бы и предыдущие фильмы режиссера: продюсеры Кевин Чиной и Цоу Ши-Чин, а также продюсер и соавтор сценария Крис Бергоч. Все они понимали и принимали нестандартный подход Бэйкера.

Сложность заключалась в том, что с увеличением съемочной команды режиссер уже не мог реагировать на все, что происходит вокруг, так же гибко и оперативно, как он это делал раньше.

Шон Бэйкер, режиссер фильма «Флорида»Шон Бэйкер:

«Допустим, в один прекрасный момент я вижу какое-то событие на другом конце парковки. Это меня вдохновляет, и я говорю: «Работаем не по расписанию. Давайте лучше снимем вот это — это гораздо интереснее. Прямо-таки счастливое совпадение».​

На фильме вроде «Мандарина» в окружении команды единомышленников и мастеров на все руки подвижность и гибкость — это не просто стратегия, а необходимость. Именно так и снимают подобные картины: в ход идет все, что только можно.

Но качественное повышение уровня производства подразумевает и участие в съемочном процессе глав различных департаментов — они тщательно планируют и готовят локации, прически и макияж, звуковое и съемочное оборудование. И раздражение самого Бэйкера из-за нерасторопной команды — ничто по сравнению с раздражением ее участников из-за режиссера.

Шон Бэйкер, режиссер фильма «Флорида»Шон Бэйкер:

«Съемки добили моего скрипт-супервайзера, добили департамент костюмов. Они пытались сохранять последовательность в деталях, а на нашем проекте это была совершенно адская работа. Я вынес для себя множество уроков и не хочу сейчас винить кого-то, кроме себя. Скорее всего, я был слишком наивен. Я думал, что все просто само собой подстроится под мой режиссерский стиль».

Бэйкер особенно благодарит своего оператора Алексиса Забе, который помог убедить членов съемочной группы, что их режиссер не сумасшедший, а держит в голове общую картину и мысленно монтирует получившийся материал по мере того, как идут съемки и развивается история. И все же в конечном итоге подстраиваться пришлось именно Бэйкеру. Он стал активнее взаимодействовать с командой и говорить: «Ребята, я знаю, что со мной нелегко и я постоянно усложняю вам жизнь».​

Но у всего этого есть и положительная сторона: хотя на адской жаре душной  Флориды Бэйкер чувствовал себя капитаном тонущего корабля, у него получилось замечательное кино.

Источник: indiewire.com

Еще по теме

Еда в кино: как подать блюдо в кадре
Еда как неотъемлемая часть повседневной жизни (не только в праздничные...
15 фильмов 69-го Каннского кинофестиваля: Серебренников, Джармуш, Альмодовар и другие
Фильм открытия «Светская жизнь» (Вуди Аллен; США) Какой Каннский кинофестиваль...
10 шагов к созданию интернет-сериала: от идеи до международного релиза
01. Идея Маргарита Михайлова: Сахаровский центр хотел придумать некую интересную...
Когда не стоит покупать новые бюджетные кинообъективы
Каждый день мне приходит как минимум два или три письма...
Основные виды заявочных планов
Заявочный план считают одной из самых главных составляющих операторской работы. Обычно...
Как это снято: «28 дней спустя»
Драматургия: эволюция зомби-хоррора, трехактовая структура и коллективные страхи Кадр из фильма...
Сценарий как игра: три способа найти хорошую идею
Что если вы мысленно просматриваете свой «файл с идеями», но...
Как это снято: «Список Шиндлера»
Драматургия: история Шиндлера и евреев, десять лет раздумий и трехактовая...