Как снять фильм, когда вся съемочная группа тебя ненавидит
Но, по признанию Бэйкера, в прошлом году под конец производственного периода обстановка на съемочной площадке была по-настоящему адской. Режиссер сравнивает пережитые сложности с опытом Фрэнсиса Форда Копполы на «Апокалипсисе сегодня». Бэйкеру приходилось жить в страхе, что вот-вот произойдет катастрофа и съемки прекратятся. А главное, он не был уверен, что материал, который он привозил в Нью-Йорк на монтаж, можно будет превратить в цельный фильм.
Шон Бэйкер, режиссер («Проект „Флорида“», «Мандарин»):
«Как и в большинстве моих картин, полного контроля над происходящим у меня не было». |
Фильм снимали на реальных локациях, не перекрытых для съемок, а играли в нем дебютанты — для большей достоверности. Благодаря живой камере изображение кажется документальным, а сценарий частично импровизирован и наполнен мелкими, но продуманными деталями. Все это дает предсталение о том, каково это — быть частью бедных социальных групп американского общества.
Эта амбициозность чувствуется на экране. Но снимать фильм было невероятно тяжело, а производство в один прекрасный момент вполне могло бы закончиться раньше времени.
Спустя год после завершения съемок (за это время права на фильм приобрела компания A24, и она, судя по всему, готовится к медленному расширению проката с прицелом на «оскаровский» сезон, как это было с «Лунным светом») Бэйкер вспоминает, что именно было самым тяжелым в воплощении его замысла и чему он сумел научиться во время производства.
Шон Бэйкер:
«Сложно работать с людьми, которые не знают твой режиссерский стиль и уже привыкли к определенному подходу в кинопроизводстве (причем это касается как команды от профсоюза, так и местных специалистов). Из-за этого съемки чуть не остановились — люди думали, что я беспредельщик и псих». |
Бэйкер очень быстро понял, что использовать на площадке те же приемы, которые помогали ему на прошлых проектах, будет сложно.
В одной из сцен главные героини (мать и дочь в исполнении Брии Винет и Принс) продают туристам парфюмерию. Бэйкер снимал этот эпизод в стиле скрытой камеры — на длиннофокусный телефото-объектив, нацепив петлички на актеров. Они подходили к реальным прохожим и пытались им продать реальные духи. После того, как нужный кадр был готов, команда бросалась вдогонку за смущенными туристами, старясь получить них подпись, которая дает право на использование отснятого материала в картине.
Шон Бэйкер:
«Представляете, как сложно снимать скрытой камерой, когда вокруг тебя команда из 40 человек. Больше всего в этот момент тебе хочется, чтобы все они вдруг исчезли. „Ну правда, ребята, неужели нам тут нужен руководитель транспортного департамента? Давайте мы все разойдемся и спрячемся?“. Так что все это ужасно трудно: тебя уже достаточно хорошо знают, твое имя — определенный знак качества для проекта, но при этом фильм все равно еще считается маленьким и малобюджетным». |
На «Проекте „Флорида“» ключевые должности занимали те же люди, без которых не состоялись бы и предыдущие фильмы режиссера: продюсеры Кевин Чиной и Цоу Ши-Чин, а также продюсер и соавтор сценария Крис Бергоч. Все они понимали и принимали нестандартный подход Бэйкера.
Сложность заключалась в том, что с увеличением съемочной команды режиссер уже не мог реагировать на все, что происходит вокруг, так же гибко и оперативно, как он это делал раньше.
Шон Бэйкер:
«Допустим, в один прекрасный момент я вижу какое-то событие на другом конце парковки. Это меня вдохновляет, и я говорю: «Работаем не по расписанию. Давайте лучше снимем вот это — это гораздо интереснее. Прямо-таки счастливое совпадение». |
На фильме вроде «Мандарина» в окружении команды единомышленников и мастеров на все руки подвижность и гибкость — это не просто стратегия, а необходимость. Именно так и снимают подобные картины: в ход идет все, что только можно.
Но качественное повышение уровня производства подразумевает и участие в съемочном процессе глав различных департаментов — они тщательно планируют и готовят локации, прически и макияж, звуковое и съемочное оборудование. И раздражение самого Бэйкера из-за нерасторопной команды — ничто по сравнению с раздражением ее участников из-за режиссера.
Шон Бэйкер:
«Съемки добили моего скрипт-супервайзера, добили департамент костюмов. Они пытались сохранять последовательность в деталях, а на нашем проекте это была совершенно адская работа. Я вынес для себя множество уроков и не хочу сейчас винить кого-то, кроме себя. Скорее всего, я был слишком наивен. Я думал, что все просто само собой подстроится под мой режиссерский стиль». |
Бэйкер особенно благодарит своего оператора Алексиса Забе, который помог убедить членов съемочной группы, что их режиссер не сумасшедший, а держит в голове общую картину и мысленно монтирует получившийся материал по мере того, как идут съемки и развивается история. И все же в конечном итоге подстраиваться пришлось именно Бэйкеру. Он стал активнее взаимодействовать с командой и говорить: «Ребята, я знаю, что со мной нелегко и я постоянно усложняю вам жизнь».
Но у всего этого есть и положительная сторона: хотя на адской жаре душной Флориды Бэйкер чувствовал себя капитаном тонущего корабля, у него получилось замечательное кино.
Источник: indiewire.com