Главная / Практика / Умершие технологии: фронт-проекция

Умершие технологии: фронт-проекция

С рир-проекцией фронт-проекция имеет только одно общее свойство — изображение проецируется на экран позади актеров. Все остальное в корне отличается.

Нужно отметить, что в советской кинолитературе можно встретить такой оксиморон, как «фронтальная рир-проекция». При этом, если вы помните, слово «рир» означает «сзади». Видимо, связано это с тем, что переводчики подумали, что слово «рир» стоит там, потому что экран расположен позади актеров. Но на самом деле название технологии происходит не от места расположения экрана, а от места расположения проектора. Поэтому никакой «фронтальной рир-проекции», конечно, не существует. И в оригинальном названии технологии — фронт-проекция — никакого «сзади» нет и быть не может, потому что проектор в этом случае располагается спереди.

Дело в том, что у рир-проекции есть несколько больших минусов. Во-первых, она занимает много места в студии. Если вы помните, проектор зачастую располагался за 45 метров от экрана. Это сзади, а спереди еще нужна декорация и съемочная группа. Во-вторых, мощные проекторы «ели» много электричества, поскольку помимо ламп им требовалось охлаждение, тоже потреблявшее немало энергии. Конечно, индустрия искала более экономичный способ добиться того же эффекта. И в итоге нашла.

Попытки проецировать изображение спереди начались еще в 30-х годах, но тогда это было невыполнимо. В 40-х годах компания 3M (Minnesota Mining and Manufacturing Co.) изобрела высокоотражающий ретрорефлекторый материал скочлайт. Это изобретение и сделало фронт-проекцию возможной.

Профиль экрана скочлайтаПрофиль экрана скочлайта

В чем суть скочлайта? Это белая ткань, покрытая крошечными стеклянными полусферами четверть миллиметра в диаметре. Эти полусферы отражают направленный на них свет, попутно усиливая его во много раз.

Здесь информация расходится: кто-то пишет, что материал отражает 95% или 100% света, но в технической фитчуретке к оригинальному «Супермену» говорится, что экран «усиливает свет почти в тысячу раз». Это странно: в физике есть закон сохранения энергии — откуда же взяться усилению, если никакой дополнительной энергии экран не потребляет? Но это утвержденная студией фитчуретка, наверняка ее содержание просматривали специалисты, так что спорить с этой информацией сложно. Да и светимость экрана реально очень большая. Ведь до камеры долетает только 25% света проектора, но экран все еще ярко светится и обеспечивает экспонирование пленки.

Однако у экрана есть одна особенность — свет отражается только туда, откуда он пришел (отсюда название «ретрорефлекторный»). Это свойство исключает рассеивание света и обеспечивает еще одно крайне полезное условие: объект, расположенный между экраном и камерой, закрывает свою собственную тень.

Но тут есть одна сложность — чтобы проецировать изображение на экран из скочлайта и снимать его, проектор и камера должны быть расположены в одной и той же точке пространства (свет отражается только в сторону источника, а значит, чтобы поймать его, камера должна быть одновременно и источником света). А это невозможно. Чтобы решить эту проблему, перед камерой поставили специальное стекло, которое половину световых лучей пропускает, а половину — отражает (beam-splitter). Стекло стоит под углом 45 градусов между камерой и проектором, которые располагаются относительно друг друга под углом 90 градусов (по 45 градусов к разным сторонам стекла-зеркала). Так beam-splitter работает зеркалом для проектора и стеклом — для камеры.

Схема фронт-проекции

Обратите внимание на черный поглощающий экран (black absorber screen) на рисунке выше: именно там потом разместится второй экран для системы Introvision. 

Проектор направляет изображение в заднюю сторону зеркала, которое отбрасывает лучи на экран. Возвращаясь от экрана, лучи проходят сквозь стекло и попадают в камеру. В обоих случаях теряется по 50% света, но особые свойства экрана позволяют этим пренебречь. Любой объект, стоящий между экраном и стеклом-зеркалом, точнехонько загораживает собственную тень, при этом света проекции на нем не видно, потому что, во-первых, объект не имеет свойств скочлайта и поэтому свет от него отражается в разные стороны, рассеивается, становясь практически невидимым. Во-вторых, падающее на объект студийное освещение дополнительно «забивает» этот свет.

Так система экономит студийное пространство и уйму энергии, ведь в этом случае не требуется выдумывать особо мощного проектора — экран скочлайта все делает сам. В данном случае распознать проекцию на глаз практически невозможно — она резка и контрастна, будто съемка проходит на натуре.

Технология возникла в 50-х годах, но широкое применение в кино получила только после того, как Стэнли Кубрик создал с ее помощью невероятно масштабные кадры в первом сегменте фильма «2001: Космическая одиссея». Фоновые планы были сняты в Африке, но основная съемочная группа туда не выезжала. Африканскую саванну построили в студии на вращающемся полу, чтобы можно было менять ракурс камеры и локацию событий, не двигая установку камера-проектор-экран, что было бы сложнее, чем перемещение декорации.

На съемках фильма «2001: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001: Космическая одиссея»

Схема работы системы в фильме «2001: Космическая одиссея»

Схема работы системы в фильме «2001: Космическая одиссея»

Для этих кадров пришлось создать экран скочлайта невероятного размера: длиной 33,5 метра и 12 метров шириной. Такого еще никто не делал. Более того, полотна скочлайта такой ширины вообще не выпускают. При попытке склеить экран обнаружилось, что скочлайт в разных местах полотна имеет разную светимость, и если склеивать большое полотно из разных полос материала, на экране видны полосы с изображением разной интенсивности. Поэтому команде Кубрика пришлось склеить еще один экран — на этот раз из «заплат» разной формы, чтобы разница в интенсивности изображения не бросалась в глаза. Второй проблемой был сам проектор. Нужна была достаточно мощная модель, которая бы проецировала картинку со слайда на экран, удаленность которого составляла 27 метров. Скажем лишь, что проектор пришлось конструировать с нуля. Его лампа имела водяное охлаждение. А между ней и слайдом стояло жароупорное стекло, предохранявшее слайд от повреждения, и холодильная установка. По меньшей мере шесть холодильных установок лопнуло от жара в процессе работы. Чтобы сохранить слайды, проектор включали ровно настолько, чтобы сделать дубль.

В 1969 году изобретатели фронт-проекции получили за нее «технический» «Оскар» (Филип В. Палмквист, изобретатель скочлайта, Гербрет Мейер из Исследовательского центра кино и телевидения и Чарльз Стаффел из Rank Organisation). Хотя, конечно, изобретателей этой технологии было больше — в 1952 году систему запатентовал Уильям Дженкинс (писатель-фантаст, более известный под псевдонимом Мюррей Лейнстер), в 1962 году два француза запатентовали систему во Франции, после чего ее еще шлифовали. А у Денниса Мирена из ILM была совсем другая система, не включавшая в себя скочлайта.
 

Эта технология, при всех ее плюсах прожила относительно недолго. Опять же, во второй половине 70-х ее вытеснил новый хромакейный процесс. Например, на съемках «Звездных войн» изначально планировали использовать фронт-проекцию для некоторых крупных планов пилотов в истребителях и съемки моделей, но после нескольких тестов от этой идеи отказались и сняли все на обычном синем фоне.

Позже на основе фронт-проекции появились еще как минимум две известные модификации этого процесса: Zoptics и Introvition.

Суть системы Zoptics заключалась в том, что и у проектора и камеры были одинаковые зум-объективы, которые также были синхронизированы. Широкоугольный объектив соответствовал широкому углу проекции, а соответствующий телезум визуально удалял это же изображение от зрителя. Таким образом, расположенный между экраном и камерой объект казался летящим на камеру, потому что при увеличении фокусного расстояния объектива камеры он визуально приближался к ней, а фон за ним при этом удалялся. Зоран Перишич изобрел этот трюк для полетов Супермена в фильме 1978 года. Так Кристофер Рив, лежа на металлической балке перед экраном и не двигаясь с места, мог взлетать с земли и лететь сквозь облака. Изобретение получило «технический» «Оскар» в 1980 году.
 

Система Introvition позволяла помещать актера между двумя проекциями. Впервые ее использовали на фильме «Задворки» (1981). Там это позволило актерам бродить по моделям космической станции. В фильме «Беглец» (1993) эта система позволила Харрисону Форду сидеть на автобусе, который вот-вот протаранит поезд. Эта модификация, как видите, прожила гораздо дольше.

Схема работы системы IntrovisionСхема работы системы Introvision

В схеме работы системы на месте черного экрана в первом фото стоит еще один экран, который возвращает изображение в стекло. Соответствующие маски загораживают взаимоисключающие части изображения.
 

И, конечно, многие знают о последнем на сегодняшний день известном применении этой технологии в фильме «Обливион» (2013). Однако это совсем не та же фронт-проекция, потому что здесь не применяли скочлайта и стекла-зеркала — декорация наблюдательной вышки этого не позволяла. Так что это была не ретрорефлекторная фронт-проекция, о которой мы рассказали выше.
 

Использовать синий экран в данном случае было непрактично: башня из стекла и металла была бы вся залита синими отражениями, которые пришлось бы вычищать на этапе постпродакшна. Это все равно, что отделять гречку от риса. Поэтому кинематографисты решили пойти другим путем — спроецировать фон на окружающие декорацию экраны так, чтобы получить освещение на актеров и реальные отражения.

То есть эта проекция еще выполняла функцию освещения в кадре. Причем располагать тяжелые проекторы на потолке декорации было нельзя — она не выдержала бы такого веса. Поэтому проекторы светили из-под пола декорации.

Длина экрана достигала 152 метра, а ширина — 12 метров. 21 проектор проецировал отснятое ранее видеоизображение, поделенное на 21 экран. Это видео разрешением 15К было снято тремя камерами и сшито в единое полотно. Кстати, рисованный фон бы тоже не подошел: облака должны были двигаться, а небо — менять время суток. Получилось очень красиво.

Как видите, выбор инструмента зависит от художественных задач, так что, возможно, подобная система не ушла в историю, и мы еще встретимся с фронт-проекцией в будущем.

 

Еще по теме

Дэн Браун фильмы
Все экранизации книг Дэна Брауна
Первая экранизация серии книг про гарвардского профессора, разгадывающего древние религиозные...
фильмы для компании
10 фильмов для компании друзей на вечер
Собраться с друзьями и устроить киносеанс в уютной домашней обстановке...
Оператор: Евгений Цветков
Подготовка и взаимодействие с режиссером Я знаю Наташу (Мещанинову, режиссера...
Нужно ли режиссерам устраивать турне в поддержку фильмов
Продюсер Дэн Шонбрун: Я работаю в киноиндустрии уже десять лет,...
Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок
Создание любого видеоконтента делится на три больших этапа: препродакшн —...
10 ошибок режиссера, которые могут стоить ему карьеры
Кажется, это не самая хорошая идея... Но я собираюсь рассказать о самых больших ошибках,...
Как создавались костюмы к фильму «Мэри Поппинс возвращается»
3 января на экраны страны выходит еще одна диснеевская версия...
10 самых эффектных платьев из фильмов
Кино нередко диктует модные тенденции. От ярких образов персонажей порой...