Главная / Практика / Как работает комната сценаристов

Как работает комната сценаристов

Практикум киношколы «Лига кино»
Расскажу о технологии работы комнаты сценаристов на примере полнометражного фильма ужасов «Глаза ночи», над которым трудились выпускники киношколы «Лига Кино». Фильм представили в этом году в Фонде кино на очной защите, сейчас он находится в производстве и должен выйти в 2018 году.
 

Что требуют от участников

Практикум киношколы «Лига Кино», Сценарное мастерство

Надо понимать, что рынок сценаристов очень конкурентный. Чтобы вас пригласили в команду писать сериал или полный метр, необходимо обладать несколькими важными качествами.
 

  • Во-первых, вы должны правильно писать сценарии: соблюдать законы оформления и грамматики, ваши сценарии не должны вызывать визуального и эстетического отторжения. Не должно быть сленга в ремарках, путаницы в диалогах.
  • Во-вторых, вы должны интересно придумывать сцены и характеры, чувствовать ритм и структуру сценария и понимать эмоции зрителя.
  • В-третьих, необходимо быть готовым к кооперации и диалогу. Не раз и не два в моей работе были случаи, когда на обсуждении в «комнате сценаристов» выбрасывались целые сцены и даже персонажи, если они не укладывались в логику повествования. Естественно, автору это может быть неприятно. Ведь это — его идеи, мысли, «дети». Надо терпеть и понимать, если не сумел отстоять в дискуссии — значит так лучше для сценария. Обиды, скандалы, слезы и оскорбленная гордость не подходят для «комнаты сценаристов».

 

Перед кем отвечают авторы

Практикум «Лига кино». Сценарная комната

Самый главный друг и враг сценаристов — креативный продюсер. Он собирает команду сценаристов, принимает решения по ключевым аспектам сценария и является третейским судьей при спорах. Он же может отстоять сцену у заказчика или выкинуть ее, согласившись со студией. В общем, он и зло и добро в одном лице.

Что важно в сценаристах для меня как креативного продюсера и руководителя авторской группы?

Естественно, все вышеуказанные параметры, плюс мое знание стиля, организованности и возможностей каждого сценариста. Поэтому и я, и другие продюсеры по возможности подбирают в команду знакомых авторов, которые гарантированно могут выдавать и работать на результат.

Киношкола «Лига кино». Сценарное мастерство. Осенний практикум

Ведь процесс должен идти быстро и эффективно. Если люди могут «пропасть» или перестать работать, то отвечать перед заказчиком креативному продюсеру. Поэтому я стараюсь не рисковать.

Таким образом я работал на «Амедиа», и сейчас — с выпускниками «Лиги кино», которые после окончания курсов создают свои «комнаты сценаристов» на базе мастерских.

Победители IX Питчинга дебютантов / Практикум «Лига кино». Сценарная комнатаПобедители IX Питчинга дебютантов

Команда выпускников пятой сценарной мастерской через год после окончания обучения самостоятельно, без моего участия, разработала проект сериала «СуперЯша», который стал финалистом Питчинга дебютантов летом этого года. Члены жюри заинтересовались дальнейшей разработкой проекта.

На съемках фильма «Глаза ночи» / Практикум «Лига кино». Сценарная комнатаНа съемках фильма «Глаза ночи»

Мистический проект «Глаза ночи» также разработали выпускники киношколы. Меньше чем за полгода они написали сценарий «с нуля», сделали 5 драфтов и сдали заказчику. Заказчик остался доволен и планирует размещать новые заказы на сценарии в киносообществе «Лига Кино».
 

Распределение обязанностей

Сценарная комната сериала «​Теория большого взрыва»Сценарная комната сериала «​Теория большого взрыва»

Важно понимать, что в комнате сценаристов при разработке проекта все равно есть главный автор, который и пишет сцены, ремарки и диалоги. Его роль — важнейшая.

Однако участники проекта могут разделять между собой работу: например, серии в сериале. В полном метре так иногда делают по сценам: кому-то лучше удаются романтические сцены, кому-то — сцены агрессии или драмы.

Однако функцию цемента в данном случае выполняет видение креативного продюсера. Именно он несет ответственность перед заказчиком — генеральным продюсером или киностудией — за финальный результат.

Функция креативного продюсера больше похожа на редактора, но он также придумывает сцены и задает направления для разработки. В фильме «Команда мечты» (выходит весной 2018), где я тоже выступаю креативным продюсером, многие линии и повороты придуманы мной, хотя прописаны и переписаны главным автором-сценаристом. Я стараюсь дистанцироваться от текста и идей, придуманных мной. Почему? Напишу ниже.
 

Что важно понимать при работе в команде

Практикум «Лига кино». Сценарная комната. Работа в команде

Если первоначальный текст написали и придумали вы, не надо переживать, что он изменится. В титрах вы будете указаны первым, и ваш процент от гонорара за сценарий, полученного от кинокомпании-заказчика, будет наиболее значительным.

Однако работа других членов команды и креативного продюсера не менее важна. Они дают комментарии и правки, предлагают сцены и повороты, которые делают ваш сценарий еще лучше, точнее, актуальнее. Вы уже работаете в системе «фильм-зритель», когда ваши коллеги могут со стороны взглянуть и поправить ваш будущий фильм.

Важно понимать, что при наличии «любви к своему тексту», автору трудно увидеть дефекты структуры и затянутость диалогов. Отсутствие такой привязанности у креативного продюсера позволяет ему более четко и алгоритмизированно держать сценарий «в форме» и доводить его до продажи. Сочетание страсти и таланта авторов с бессердечной логикой и структурой креативного продюсера дает самые эффективные сценарии. К сожалению, в многих новинках отечественного кинопроката, вышедших за последние несколько лет, видно отсутствие руки «суперредактора» (как это называется на «Амедиа»), или, другими словами, креативного продюсера.

Киносообщество «Лига Кино» активно развивает групповую работу в «комнатах сценаристов». Если вы еще только думаете научиться писать сценарии, то приходите на курс «Сценарного мастерства», и вы не только будете писать свои полные метры, но и найдете единомышленников, которые за полгода станут вашей «комнатой сценаристов».
 


 

Конкурс: разработай и продай свой сценарий

Конкурс сценариев киношколы "Лига кино"

Если же вы уже пишете сценарии, но не знаете, как их продать на рынке, приглашаем вас принять участие в нашем конкурсе. Мы принимаем сценарии всех желающих для их совместной доработки и продажи. Всего в разработку мы примем не более 15 проектов. Поэтому рекомендуем поторопиться.

Отмечу, что в последние конкурсы уходящего года в Фонд кино и Министерство культуры были поданы несколько дебютных проектов, которые получили поддержку. Можно сказать, что со стороны студий и продюсеров сформировался устойчивый спрос на «свежую кровь», который мы готовы удовлетворить.

Связи киносообщества «Лига Кино» с ведущими телеканалами, киностудиями и независимыми продюсерами, их регулярные запросы на новые сценарии в наше сообщество, позволяют рассчитывать на успешную продажу и поддержку разработанных нами проектов в 2018 году.

Участие в конкурсе школы "Лига кино" Для участия в конкурсе необходимо прислать синопсис (заявку) до трех страниц на . Плюс описание вашего опыта, образования и прошлых работ.

Обращаем ваше внимание, что в разработку принимаются проекты только при наличии полного первого драфта сценария. В случае прохождения конкурса с вами свяжутся для обсуждения юридических и организационных вопросов. Отбор будут вести профессиональные редактора студий и креативные продюсеры кинокомпаний.

Подробности — на сайте киношколы «Лига Кино».