Главная / Практика / Критика: обратная сторона сценарного мастерства

Критика: обратная сторона сценарного мастерства

Выслушивать критику — отстой

В начале карьеры у меня это совершенно не получалось. Я мог полгода писать пьесу, а потом какой-то человек, послушав мое детище, разбирал его по косточкам, указывал на ошибки и придирался к мелочам. Понимаете, эксперт-самозванец врывается в мой мир, проводит в нем два часа, критикует его и скрывается в закате, а мне еще полгода исправлять текст, следуя его замечаниям? Да к черту все!

С тех пор мои взгляды изменились в противоположную сторону. Я рад здоровой критике, хотя ее очень трудно добиться. Обычно люди, которые разбираются в том, что говорят, слишком заняты своими делами. Так появились сценарные консультанты. Я начал ценить старания людей, желающих помочь мне достигнуть своей цели: воплотить фильм в реальность.

 

Что же поменялось?

 

Феллини, если я не ошибаюсь, как-то высказался о трех состояниях кино: фильм, который воображает себе сценарист, фильм, который мы получаем в результате съемок, и фильм глазами зрителя. Это три несопоставимые вещи.

Когда я выступаю в роли консультанта, то прошу сценариста ответить на три вопроса.

  • Каким он представляет себе сценарий?
  • Что, по мнению автора, представляет собой написанный сценарий?
  • Как соединить эти два варианта сценария, чтобы зритель увидел именно то кино, которое задумывал сценарист?
Сценарист и консультант подходят к критике с разных сторон. Первый обращается непосредственно к своему внутреннему миру, и ему требуется объективное мнение второго. Того, кто не станет поливать грязью, а сможет посоветовать решение проблем. Это и есть здоровая критика.

Принимать критику — это целое искусство. Представьте себе, как бывший студент, делающий первые шаги в кинематографе, разносит в пух и прах ваше произведение. Я могу понять ваше раздражение в такой ситуации.

Советую сценаристам обращаться к квалифицированным консультантам, так как существует риск нарваться на самозванца с заниженной самооценкой. Речь идет о профессионалах, а не о людях из отделов продакшна или продюсерах, с которыми вы заключаете контракт на огромную сумму, так как в этом случае вы в той или иной степени находитесь в выигрыше, поскольку держите чек в руке.

Чтобы достичь успеха, рекомендую вам организовать круг людей, которым вы можете доверить свое творчество, которые не станут вас ругать (мамы сюда входить не должны), у которых есть опыт в писательском деле, критике или кинематографе. Вы им не платите, поэтому у них нет перед вами обязательств. Также обратите внимание на характер замечаний: если все единогласно высказали сомнения насчет главного женского персонажа, то им действительно стоит заняться. Если же у вас на руках пять разных замечаний от пяти людей, то здесь стоит задуматься. Мне нравится высказывания драматурга Гарольда Пинтера о подобных ситуациях: «Выслушав двенадцать различных замечаний от двенадцати людей, я придумываю тринадцатый способ решения проблемы».

Если вы платите за услуги консультанта, то также важно найти компетентного специалиста. Консультант должен высказывать объективное мнение. Кроме того, у них обычно классные сайты, что говорит об их серьезности. Одной из главных проблем в выборе консультанта является расстояние, поскольку вы никогда не встретитесь: около часа вы поговорите с ним по телефону и получите список замечаний, с которым вам придется разбираться самостоятельно.

Я проработал сценарным консультантом в течение одиннадцати лет. Советую вам найти специалиста, с которым есть возможность связаться напрямую: личная e-mail переписка, разговор по телефону, заметки критика на полях произведения. Чем больше сайт, тем меньше вероятность поговорить со специалистом лично, вследствие этого вам не смогут уделить много внимания и вы будете мучиться в догадках, объективны ли замечания, которые вы получили. Вполне возможно, что человек, который читал ваш многомесячный труд, был в дурном настроении. Если вам нужен профессионал, ищите доступных критиков.

И еще: когда принимаете критику, не старайтесь защитить себя. Мыслите шире. Это вовсе не значит, что вы должны соглашаться с каждым замечанием, однако вы должны прислушиваться к объективному мнению. Мне всегда казалось, что если сценарист проработает пять моих замечаний из десяти — это уже победа. Не злитесь и не принимайте критику на свой счет, не старайтесь объяснить, что вы хотели сказать. Сценарий может не произвести впечатление на читателя. В таком случае ваша задача — понять, что изменить, чтобы добиться обратного. 

Консультант должен обсуждать контекст фильма. То есть конкретный сценарий, а не то, что он видит в своей голове: все замечания должны оставаться в рамках истории. Вас не должны убеждать, что камерная драма об итальянских продавцах мороженого в космосе должна стать историческим мюзиклом, действие которого разворачивается во Франции. Если вы слышите подобное, значит, ошиблись с человеком.

Первый драфт своего фильма «Чат» я показал своим близким, чтобы узнать их мнение. Вот высказывания двух людей, замечаниями которых я особенно дорожу.

«Спасибо за сильный сценарий. Похоже, ты хорошо знаешь, о чем пишешь. Оригинально и самобытно, мне очень нравится. Этот сценарий станет первоклассным фильмом».

«Сценарий хороший для своего жанра. Думаю, это проект для канала Showtime. Ты словно пьешь колу. Ничего особенного».     
    
Кому мне верить? Станет ли этот фильм новым «Помни» или простым сотрясением воздуха?

Ни то, ни другое.

Если вы верите словам о своем природном таланте, то стоит ли верить, когда ваш сценарий сравнивают с колой или с выдохшимся пивом?

Не нужно бредить иллюзиями, лучше еще раз вспомнить источник замечаний.

Вспомните лишний раз цитату Пинтера о двенадцати мнениях, придите к консенсусу, займитесь поисками совпадающих мнений. Если вам единогласно говорят, что ваш главный герой плоский, как блин, то это действительно так, постарайтесь исправить это. Если ситуация не настолько очевидна, поступайте так, как вам подсказывает сердце. Вы все еще считаете, что критика вредна? Будет ли ваш фильм успешен или нет, напрямую зависит от вашей реакции на замечания.

Не испытывайте судьбу. Принимайте во внимание стоящие замечания, отсекая все ненужное.

Вспомните поэта, который сидит в уборной наедине с критической статьей о его новом томе стихотворений: «Я в самой маленькой комнате в доме. Передо мной ваша статья. Скоро она останется позади».

Источник: scriptmag.com
 

  Пол Педитто

Автор книги «Кинематографист-самоучка: как выжить за пределами Голливуда», сценарист и режиссер фильма «Джейн Доу» с Калистой Флокхарт в главной роли, преподаватель сценарного мастерства в колледже Колумбия в Чикаго.