15 фильмов 29-го «Кинотавра»: Цой, монокино, драмы взросления и кислотные дебюты
Фильм открытия
«Лето» (Кирилл Серебренников)
«Кинотавр» открывает картина, дискуссия вокруг которой вышла далеко за пределы сообщества кинолюбителей. С одной стороны, сыграла роль тема — молодость «нашего всего» Виктора Цоя. В начале 1980-х будущий лидер группы «Кино» делает первые шаги в музыке, а также заводит дружбу с Майком Науменко и его женой. С другой стороны, у фильма нестандартная история создания: задержание Серебренникова прямо на съемочной площадке, досъемки без режиссера, монтаж под домашним арестом, Каннская премьера без ключевого автора. Лента собрала благожелательные отзывы мировой кинокритики, в справедливости которых можно будет убедиться очень скоро — фильм выходит в российский прокат уже в начале июня.
Основной конкурс
«Война Анны» (Алексей Федорченко)
Радикальный эксперимент Алексея Федорченко. Особенность ленты в том, что ее действие разворачивается в одной комнате, а в кадре находится только одна героиня — шестилетняя девочка, роль которой исполнила юная Марта Козлова. Действие монодрамы помещено в годы Второй мировой войны. Больше двух лет осиротевшая героиня прячется в нерабочем камине в немецкой комендатуре, наблюдая из своего укрытия за проходящей мимо жизнью. Ранее картина уже демонстрировалась в рамках Роттердамского кинофестиваля.
«История одного назначения» (Авдотья Смирнова)
Авдотья Смирнова после нескольких лет затишья обратилась к жизни Льва Толстого. В 1866 году писатель вызвался защищать в суде рядового, ударившего по лицу излишне строгого ротного командира. За такую дерзость полагалась смертная казнь. Основная тема ленты — сложность выбора и верность собственным идеалам.
«Подбросы» (Иван И. Твердовский)
Третья игровая картина Ивана Твердовского, ранее удивлявшего «Кинотавр» «Классом коррекции» и «Зоологией». Новый фильм повествует о парне из интерната, который из-за высокого болевого порога занимается специфическими аферами — кидается под колеса автомобилей и вымогает у водителей деньги. Примечательно, что картина создана в копродукции России, Литвы, Ирландии и Франции.
«Мира» (Денис Шабаев)
Молодой режиссер Денис Шабаев прежде уже участвовал в основном конкурсе «Кинотавра» с документальным фильмом «Другая работа». В свежей ленте игровые элементы сочетаются с доком. События разворачиваются на Донбассе в наши дни. В зону военного конфликта приезжает словак Мира. Благополучную скучную жизнь в Великобритании он меняет на борьбу за реставрацию советской эпохи. Из-за своей темы кино, надо полагать, вызовет резонанс.
«Русский бес» (Григорий Константинопольский)
Новая работа автора «Кошечки» и «Пьяной фирмы» Григория Константинопольского. В центре сюжета — история молодого человека, открывающего собственное дело, чтобы покорить возлюбленную. Препятствием становится тайный недоброжелатель. Ранее Константинопольский обещал, что это будет фильм-провокация и экспериментальное смешение жанров: от черной комедии и психологического триллера до философской притчи о современном российском обществе.
«Сердце мира» (Наталия Мещанинова)
Второй полный метр Наталии Мещаниновой, чей «Комбинат „Надежда“» стал одной из самых громких премьер «Кинотавра» 2014 года. Действие «Сердца мира» разворачивается на притравочной станции для охотничьих собак, а главный герой истории — местный ветеринар, желающий заслужить доверие хозяина. Сценарий Мещанинова написала совместно с Борисом Хлебниковым (они уже делали в соавторстве «Аритмию»).
«Слоны могут играть в футбол» (Михаил Сегал)
Трейлер фильма «Слоны могут играть в футбол» (2018)
О фильме Михаила Сегала, одного из самых скрытных российских режиссеров, как и полагается, информации немного. Что только подстегивает интригу. Источники предлагают абстрактное описание: «Дмитрий — цельный волевой человек. И он легко бы вышел из игры, если бы знал, что играет». Еще ранее объявлялось, что кино будет выдержано в редком для нашего кино жанре эротической драмы.
Конкурс «Кинотавр. Дебют»
«Ваш репетитор» (Антон Коломеец)
Режиссер Антон Коломеец ранее запомнился поэтической короткометражкой «Тоня плачет на мосту влюбленных». Его полнометражный дебют — драма взросления, повествующая о взаимоотношениях выпускника школы и женщины, готовящей его к университету. Фильм создан с продюсерской поддержкой Валерия Тодоровского, кинематографу которого тема взросления тоже очень близка.
«Глубокие реки» (Владимир Битоков)
Трейлер фильма «Глубокие реки» (2018)
После прорыва Кантемира Балагова с «Теснотой» фильмы учеников Александра Сокурова вызывают особый интерес. Работа Владимира Битокова посвящена истории двух братьев: младший возвращается в родной дом в лесу после нескольких лет отсутствия, чтобы отмстить старшему за обиды детства. В семье по-прежнему царит недопонимание, к тому же ближайшая река вот вот разольется и смоет отчий дом.
«Кислота» (Александр Горчилин)
Трейлер фильма «Кислота» (2018)
Актер «Гоголь-центра» Александр Горчилин обратился к режиссуре игрового кино после колоритного дока «#комунарусижитьхоршо». «Кислоту» заочно скромно именуют «безмолвным манифестом поколения двадцатилетних». Молодые главные герои остаются наедине с собой в поисках ответов на сущностные вопросы.
«Мертвые ласточки» (Наталья Першина)
Один из череды ожидаемых российских хорроров. Главный герой, работник театра, отправляется в лес, где в него влюбляется Кикимора. Мужчина пытается использовать нечистого духа в своих целях, что приводит к трагедии. В качестве художественного руководителя в работе над картиной участвовал постановщик «Экипажа» и «Легенды №17» Николай Лебедев.
«Двое» (Тимофей Жалнин)
Дебют Тимофея Жалнина, автора некогда нашумевшей короткометражки «F5». Главные герои — супруги, переживающие кризис в отношениях и находящиеся на грани развода. Пара отправляется в поход и теряется в глухой сибирской тайге.
Специальный показ
«Не чужие» (Вера Глаголева)
Трейлер фильма «Не чужие» (2018)
Последняя картина преждевременно ушедшей Веры Глаголевой. Социальная драма по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой «Глиняная яма» повествует о матери и двух дочерях из провинциального городка. Младшая из девушек планирует выйти замуж за уроженца Средней Азии. Старшая пытается отбить жениха, а мать этот выбор и вовсе не одобряет. Всех героев ждет страшное прозрение. Интересно, что некогда этот материал планировал экранизировать Алексей Балабанов.
Фильм закрытия
«Дело Собчака» (Вера Кричевская)
Закрывать «Кинотавр» в этом году будет документальная картина. Ксения Собчак вместе в режиссером Верой Кричевской пытается разобраться в политической судьбе своего отца Анатолия Собчака спустя почти двадцать лет после его смерти. Слово предоставляется как соратникам, так и оппонентам героя, а в целом лента прослеживает эволюцию социальной и политической жизни России в новейшей истории.
Обложка: кадр из фильма «Кислота» (2018) / ОРКФ «Кинотавр»