01. Джек Кардифф

 


Легендарный британский оператор Джек Кардифф посвятил работе в кино больше семидесяти лет, за которые прошел путь от изящных «Красных башмачков» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера до зубодробительного «Рэмбо: Первая кровь 2». Посередине этого пути, в 60-е годы, Кардифф обращался к режиссуре, причем одна из первых его работ, «Сыновья и любовники», попала аж в семь номинаций премии «Оскар». Общий вклад Кардиффа в развитие киноискусства был оценен в 2001 году почетным «Оскаром». Кстати, фильм о его впечатляющей карьере можно найти здесь.

 

 

02. Фредди Фрэнсис

 


Кинокарьера Фредди Фрэнсиса одна из самых впечатляющих и извилистых в истории кино. Он начинал как военный оператор, снял ряд ключевых картин британской «новой волны», в том числе «В субботу вечером, в воскресенье утром», затем на два десятилетия переключился на режиссуру малобюджетных фильмов ужасов студий Hammer и Amicus, после чего вновь встал за камеру, сняв «Человека-слона» Дэвида Линча и «Мыс страха» Мартина Скорсезе. Дважды операторская работа Фрэнсиса была отмечена «Оскарами» (кстати, первый — за фильм вышеупомянутого Джека Кардиффа «Сыновья и любовники»), а его хорроры, вроде «Дома ужасов доктора Террора» или «Баек из склепа», стали классикой жанра.

 

 

03. Рауль Кутар

 


Рауль Кутар — главный оператор французской «новой волны», определивший ее визуальную эстетику и снявший почти все ранние фильмы Годара и Трюффо. Как режиссер Кутар неизменно обращался к теме военных конфликтов в странах «третьего мира», причем его первая картина «Хао Бинь» о вьетнамской войне глазами самих вьетнамцев была названа «Лучшим дебютом» Каннского кинофестиваля и номинировалась на «Оскар».

 

 

04. Свен Нюквист

 


Любимый оператор Ингмара Бергмана и Вуди Аллена, а также дважды лауреат «Оскара» Свен Нюквист к режиссуре обращался стабильно раз в тринадцать лет, поставив в итоге четыре картины. Наиболее удачной оказалась хмурая историческая драма «Бык», пробившаяся в номинанты «Оскара». Снимать свои картины Нюквист разумеется никому не доверял, разделяя режиссерское кресло и камеру.

 

 

05. Сергей Урусевский

 


Имя советского гения операторского искусства Сергея Урусевского ассоциируется прежде всего с классическими головокружительными круговыми панорамами из «Летят журавли» или снятыми с рук длинными кадрами в «Я — Куба». Между тем последними в его фильмографии стали собственные режиссерские работы «Бег иноходца» по Чингизу Айтматову и «Пой песню, поэт» о Сергее Есенине. Картины стали для Урусевского опытом поиска гармонии выразительного визуального решения, актерской игры и драматургии. По общему мнению, опыты оказались не то чтобы удачными, однако все равно любопытными.

 

 

06. Петр Тодоровский

 


Петр Тодоровский, освоивший в кино едва ли не все профессии, в том числе режиссера, драматурга, композитора и актера, начинал оператором. Образ эпохи «оттепели» мы, можно сказать, видим именно его глазами, например, в первых фильмах Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». В режиссеры, кстати, Тодоровский попал едва ли не случайно — снимая производственную драму «Никогда», он, будучи уже опытным оператором, был назначен сорежиссером в помощь дебютанту. В итоге Тодоровский оставил камеру, зато создал почти два десятка собственных картин.

 

 

07. Николас Роуг

 


Известный экспериментатор и провокатор Николас Роуг, чей стиль неизменно отличает доминирование изобразительного ряда над всеми остальными элементами фильма, прошел долгий путь к режиссерскому креслу. Он начинал хлопушкой, был ассистентом оператора, а затем и оператором. Роуг снял, пожалуй, самые яркие в визуальном плане ленты Роджера Кормана («Маска красной смерти»), Франсуа Трюффо («451º по Фаренгейту») и Джона Шлезингера («Вдали от безумной толпы»). А его собственная режиссерская работа хоррор «А теперь не смотри» по итогам опроса Time Out в 2011 году была признана лучшей картиной в истории британского кино.

 

 

08. Юрий Ильенко

 


Украинец Юрий Ильенко, снявший «Тени забытых предков» Сергея Параджанова — редкий пример кинематографиста, сочетавшего роли оператора, режиссера и автора сценария. Так было создано большинство его проектов, а в некоторых, например, в последнем, исторической фантасмагории «Молитва о гетмане Мазепе», Ильенко выступил еще и в качестве актера. Ранние (и лучшие его работы) — «Родник для жаждущих», «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Белая птица с черной отметиной» — считаются классикой украинского поэтического кино.

 

 

09. Майкл Чэпмен

 


Майкл Чэпмен ответственен за визуальный ряд шедевров Мартина Скорсезе «Таксист», «Бешеный бык» и Bad. Собственная режиссерская карьера Чэпмена не то чтобы выдающаяся, однако без его дебюта «Все верные ходы» могла бы и не взойди звезда Тома Круза, а «Клан пещерного медведя» стал первой большой ролью Дэрил Ханны.

 

 

10. Эрнест Р. Дикерсон

 


Эрнест Р. Дикерсон, оператор первых фильмов Спайка Ли, в том числе «Ей это нужно позарез», «Делай, как надо» и «Малкольм Икс», в 90-е годы обратился к режиссуре коммерческого кино с неизменным афро-американским мотивом. После целого ряда провальных работ Дикерсон мигрировал на телевидение, поставив несколько эпизодов таких сериалов, как «Скорая помощь», «Декстер», «Дневники вампира», «Ходячие мертвецы» и «Под куполом».

 

 

11. Барри Зонненфельд

 


Прежде чем создать франшизы «Семейка Адамс» и «Люди в черном» Барри Зонненфельд освоил коммерческое кино в качестве оператора, сняв такие хиты, как «Большой», «Сбрось маму с поезда» и «Когда Гарри встретил Салли». Он же стоял у истоков характерного визуального стиля братьев Коэн, совместно с которыми сделал «Просто кровь», «Воспитывая Аризону» и «Перекресток Миллера». В какой бы роли Зонненфельд ни фигурировал на проекте, обязательным будет одно — пародийный юмор с черными оттенками.

 

 

12. Ян де Бонт

 


Наряду с Зонненфельдом голландец Ян де Бонт — один из немногих операторов, кому при переходе в режиссуру удалось снять по-настоящему большие коммерческие хиты. В их числе «Скорость», «Смерч», «Призрак дома на холме» и вторая «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Режиссуре динамичного боевика де Бонт учился, работая с такими мастерами жанра, как Пол Верховен, Ридли Скотт и Джон МакТирнан. Ну а что касается упреков в картонности персонажей, отсутствия мотиваций и сюжетной логики, так некоторые даже ставят это в плюс де Бонту — экшн есть экшн.

 

 

13. Анджей Бартковяк

 


Еще один специалист в области жанра боевика — уроженец Польши Анджей Бартковяк. Он находился за камерой четвертого «Смертельного оружия», «Пика Данте» и той же «Скорости» Яна де Бонта. На режиссуре Бартковяк сконцентрировался в 2000-х, отдав предпочтение фильмам о боевых искусствах и экранизациям компьютерных игр. Несмотря на границы жанра и в целом невыдающийся уровень его работ, то и дело в них проскакивают довольно любопытные решения. Взять хотя бы знаменитую сцену из Doom’а, снятую субъективной камерой.

 

 

14. Уолли Пфистер

 


Постоянный оператор Кристофера Нолана (начиная с «Помни» и заканчивая последним «Темным рыцарем»), обладатель «Оскара» и горячий защитник пленки Уолли Пфистер дебютировал в режиссуре в прошлом году. По общему мнению, несмотря на любопытный сюжет, яркий визуальный ряд, впечатляющие спецэффекты и Джонни Деппа в главной роли, научно-фантастическому «Превосходству» не хватило динамики и связанности действия. Картина с треском провалилась в прокате, так что новых режиссерских работ от Пфистера, пожалуй, ждать не стоит.

 

 

15. Сергей Мокрицкий

 


Недавняя «Битва за Севастополь» стала третьей режиссерской работой Сергея Мокрицкого, до этого снявшего около тридцати картин в качестве оператора. В том числе в его фильмографии фантасмагория Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» и поэтические «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова. По словам самого Мокрицкого операторское прошлое дает ему как режиссеру целый ряд преимуществ, в том числе «возможность быстро находить общий язык с оператором» и «использовать выразительные средства оператора для показа своего, режиссерского, видения картины».

 

 

Комментарии

Комментариев: 5

Нельзя смешивать операторов, которые сняли лишь пару фильмов в качестве режиссёров, и тех, кто переквалифицировался в постановщики.
И где, например, Чжан Имоу и Питер Хайамс?
 

по вашему можно считать картину отличной и не смотреть ее?

чувствуется, что автор статьи читал критику, а сам фильм не смотрел

уоу-уоу полегче. "Превосходство" считаю отличной и недооцененной картиной. Но критика у нее была плохая, как и сборы - это факт, о чем и речь в абзаце. иными словами чувствуется, что читали вы вверх ногами

автор текста полный баран - "Превосходство" Пфистера шикарный фильм, просто он своим ограниченным мозгом не способен его понять. не удивлюсь, если ему и "Интерстеллар" говно. в остальном же чувствуется, то о данных людях этот чел знает лишь из текстов русской Википедии. ламер.

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее