Практика

Как заставить актеров летать в кадре: подвешивание на тросах и VFX

Что делать, если актеры боятся высоты, как отработать двенадцатичасовую смену в подвесах и насколько сложно создать убедительного цифрового дублера: постановщик трюков и VFX-специалист описывают этапы работы над «летающими» людьми в кино


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Часто от актера в фильме требуется взлететь в кадре или прыгнуть с огромной высоты... В зависимости от бюджета и сложности фильма, эти задачи можно решать двумя способами: подвешивать артиста на тросы или создавать его цифровую копию с помощью компьютерной графики.

Мы пообщались с постановщиком трюков и VFX-специалистом, чтобы разобраться в особенностях двух различных технологических процессов.
 

1Традиционный способ: подвешивание на тросах


Валерий Деркач, президент Ассоциации каскадеров, постановщик трюков (сериал «Беловодье» и фильм «Он — дракон»)

Традиционная технология, применяемая, чтобы заставить актеров «пролететь» в кадре, — это подвешивание их на тросах. Решением этой задачи занимаются специальные бригады каскадеров — риггеры, имеющие опыт работы с тросами и веревками. Кстати, как вид деятельности риггинг (от англ. «rig» — оснастка, такелаж, приспособление) находит применение у моряков, альпинистов, военных, строителей и многих других.
 
Использование тросов в фильмах

Риггеры, пользуясь внушительным набором специфического, часто изготовленного для конкретного кадра оборудования, помогают различным персонажам совершать их невероятные полеты, прыжки, падения и т.д. Конечно, съемка таких кадров — это очень сложный процесс; кроме каскадеров задействованы специалисты по визуальным эффектам, стирающие те самые тросы и дорисовывающие недостающие для кадра элементы.

Умопомрачительные прыжки, совершаемые Человеком-пауком в одноименном фильме, снимаются при участии каскадеров-дублеров, так как требуются специальные навыки и хорошая физическая подготовка. Но, конечно, без актеров происходящее в кадре не имеет смысла. Современные технологии и материалы позволяют изготавливать надежные, легкие и удобные подвесные системы, надев которые, актер чувствует себя комфортно в подвешенном состоянии. На больших проектах костюмы шьют специально на заказ под каждого актера, с учетом анатомических особенностей тела.
 
На съемках фильма «Человек-паук: Возвращение домой» (2017)
 

Этапы работы с актерами

Полеты требуют от актеров неплохой физической формы и моральной готовности. Кто-то из артистов боится высоты, кто-то резких рывков, у кого-то могут быть и медицинские противопоказания: иногда и вниз головой приходится висеть. Поэтому общение актеров с каскадерами начинается с вопросов о здоровье и оценки текущего физического состояния; затем каскадеры обучают актеров правилам техники безопасности и приемам работы с оборудованием, а также показывают трюки, которые те будут выполнять.

По мере готовности актеров проводятся тестовые, очень щадящие тренировки для понимания пределов возможностей каждого актера. По результатам даются общие рекомендации и комплекс упражнений для развития необходимых групп мышц дома или в фитнес-зале, параллельно идут тренировки с постепенным усложнением и увеличением нагрузок.
 

Примеры из практики

Понятное дело, за короткое время развить мышцы непросто, поэтому актеры часто работают на силе воли и терпении. Поверьте, отработать двенадцатичасовую смену в подвесах очень тяжело даже для подготовленного каскадера. Но кадр этого требует… В фильме «Он — дракон», актеры, в целях достижения достоверной пластики, висели вверх ногами, изображая падение героев с большой высоты. При этом кинокамера также переворачивалась: либо на 90, либо на 180 градусов.

На съемках фильма «Он — дракон» (2015) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Он — дракон» (2015) / Фото: Bazelevs

Существуют и более сложные трюки, выполняемые артистами. В телесериале «Беловодье» актеры должны были летать на большие расстояния, изображая действие магических сил. Эффект достигался применением пневматического оборудования (так называемые речеты), позволяющего резко сдернуть человека с места и протащить его по воздуху. Процедура, очевидно, не совсем приятная, но практически все задействованные актеры и актрисы выполнили эти отлеты сами.
 
Трейлер сериала «Беловодье»
 

2Цифровые дублеры


Арман Яхин, генеральный директор Main Road|Post («Притяжение», «Легенда о Коловрате» и «Вратарь Галактики»)

В последние годы в кино все активнее применяются цифровые дублеры, т.е. созданные с помощью средств компьютерной графики копии актеров (по-английски технология называется Digital Double). Этот способ постепенно вытесняет съемочный, так как он позволяет привнести намного больше творческой свободы в виде необычных движений камеры и постоянного изменения освещения, а также воплощать очень опасные трюки. Во всех последних фильмах Marvel, например, цифровые дублеры играют очень важную роль.
 
Визуальные эффекты в фильме «Логан» (2017)


Этапы процесса

Сначала по большому количеству фотографий воссоздается цифровая скульптура персонажа, а также отдельные элементы тела и одежды. Для каждого элемента необходимы детальные фактуры. Волосы и мягкая одежда персонажа создаются специальным образом, так чтобы впоследствии можно было симулировать их динамику: реакцию на ветер, заминания и так далее. Строится специальный набор инструментов для аниматора, риг (по сути, структура скелета; у слова «риг» несколько значений, — прим. tvkinoradio.ru), помогающий анимировать персонажа.
Дальше идет сложный и кропотливый процесс анимации. После этого персонаж визуализируется и внедряется либо в съемочное окружение, либо в специально созданный цифровой мир. Создание каждого такого персонажа может занимать несколько месяцев.
 
Трейлер фильма «Вратарь Галактики» (2019)

В данный момент мы работаем над фильмом Джаника Файзиева «Вратарь Галактики», где много полностью созданных цифровых персонажей. В процессе создания копий критически важно передавать реалистичность и убедительность персонажей на экране. В жизни мы постоянно видим людей, поэтому, даже неосознанно, подмечаем все мелкие недоработки графики. Создание полностью убедительного цифрового дублера — долгая, кропотливая и сложная работа многих профессионалов.
 
 
Программное обеспечение для создания цифровых дублеров:
 
  • SideFX Houdini,
  • Autodesk Maya,
  • ZBrush,
  • Foundry Mari.

 
 
 

Обложка: на съемках фильма «Первый мститель: Другая война» (2014) / Marvel
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8787
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 5768
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3432
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее