Практика

Российский художник по гриму в Китае: чему можно научиться у восточного кинопроизводства

Художник по гриму Светлана Мельчикова вспоминает о своей работе на китайском историческом проекте и приводит пример четкой и профессиональной работы иностранных коллег


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В мировом кинематографе уже стерлись грани между творческими людьми всех стран. Они обмениваются опытом в разных сферах кино, и это помогает им творить вместе. Географически Россия находится между Европой и Азией, и мы должны впитывать опыт производства с обеих сторон.

Я работала с китайской съемочной группой над историческим полнометражным фильмом «The Ice Beauty» (по-китайски — 冰美人). Это помогло мне взглянуть на Китай и китайское кино под новым углом. Кое-каким особенностям производства я бы хотела найти применение и у нас.
 
Трейлер фильма «Застывший ангел» (2016)
 

Творческая акклиматизация


Этот фильм снимался в городе-деревне, состоящей из нескольких улиц, где в высотных домах высотой в 20-30 этажей ютится миллион жителей. Между высотками тем временем стоят трехэтажные старые дома.

Из России вместе со мной прилетели оператор, режиссер, военный реквизитор, композитор и два ассистента оператора. Остальная группа из 140 человек была китайская. Актеры были из Японии, Кореи, Китая и две актрисы из России. Наш департамент состоял из 10 человек.

Фото: Keith Chan
Фото: Keith Chan

Чтобы общаться с актерами и гримерами, мне был предоставлен китайский переводчик. Сначала понимать его было трудно. Первое, что я осознала: когда работаешь в Китае, главное — это русский переводчик с большим техническим опытом в кино, много лет живущий в Китае. Тогда работать будет легко.

Первое время со своими китайскими гримерами общаться мне было тяжело. Я думала, что они работают как мы — на все руки мастера. Я ошиблась. Там у каждого человека своя узкая специализация: один парикмахер, другой дежурит со спецэффектами на площадке, третий следит за постижем, четвертый занимается женскими прическами, пятый — только мужскими прическами, другой — только гримом лица. Был ещё дежурный по выдаче грима.

Во время съемок в Китае / Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Во время съемок в Китае / Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой

Сначала все относились ко мне с опаской. Но когда китайский режиссер утвердил мой грим для всех актеров, их глаза потеплели. Мы потихоньку стали понимать друг друга без переводчика.
Ещё на подготовке я поняла, что в Китае очень дорогой грим и его лучше привозить с собой из России и Европы. И что нужно учитывать все в подготовке, чтобы хватало на весь съёмочный период. Этому я была очень рада, потому что наши продюсеры не учитывают, насколько важно быть готовым к любым перипетиям во время съемок.
 

Различия в подходе


В России чаще не рассматривают командную систему и берут на сложные проекты людей, не работавших в историческом кино. Это сразу ведет к провалу в сфере, где будет работать такая команда. Китайцы же четко понимают, что в кино важен профессионализм, а не любительщина.

Во время съемок в Китае / Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Во время съемок в Китае / Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой

Такой четкой и красивой работы, как на этом китайском проекте, я не видела очень давно. Потрясающая команда художников постановщиков и декораторов построила четырехэтажное здание, где один уровень декораций плавно переходил в другой. Огромная киностудия была передана под проект одного фильма. Натурная площадка была превращена в поле боя, где были вкопаны в землю настоящие танки и орудия, стояли огромные доты, виднелись окопы и огромные воронки от взрывов.

Очень тяжело было привыкнуть к их графику: завтрак в 6, на него дается 15 минут. Обед в 12 — дается 1 час; ужин — в 18 часов, дается 30 минут. А между — только море бутылочек воды. После наших сушек и печенья непривычно, но оказывается полезно. Ну если вдруг все же проголодаешься, у каждого есть ведро-стул, где хранятся рабочие инструменты, еда и одежда для тепла. Свои личные стулья все с одной площадки на другую переносят сами. Забыл — это твоя проблема.

Фото: Frank Zhang
Фото: Frank Zhang

Так же и по костюмам: выдали актерам утепления в начале фильма — они до окончания фильма его носят. Если актёр хочет, чтобы за ним таскали вещи, стул, еду и зонтик от погоды, он нанимает человека из своей зарплаты. Это помогает ответственно относиться к вещам и костюмам, не разбрасывая их по площадке.

Так же и с гримом. К нему у китайцев хорошее отношение — такое же, как было у наших старых советских актеров. Я работала с двумя китайскими актерами, они были в пластическом гриме, париках и постиже, пили только через трубочку и не спали (наши актеры чаще не соблюдают правила, спят, отрывают постиж, не предупреждая гримеров и прочее).

Мы снимали и под Харбином, и под Шанхаем, и в Пекине. Это разнообразие кухни, это масштабы строек заводов, заброшенные новые пустые города, задымленность поселений, недоверчивость и в то же время доброта людей, костры на перекрестках, везде видеокамеры: на улицах, в гостиницах и учреждениях, любовь к караоке — это очень впечатляет и завораживает.

Фото: Denny Ryanto
Фото: Denny Ryanto

После первого месяца жизни и работы в Китае ты начинаешь понимать китайцев и проще подстраиваться к их культуре, не насаждая свое мнение. Если вы хотите добиться успеха, покажите свое мастерство, и вам будут благодарны и отнесутся с уважением.

После съемок фильма они попросили у каждого из нас по одному желанию и выполнили их: закрытый город, зоопарк, увидеть панд, попробовать пекинскую утку, побывать на Великой Китайской стене, посмотреть на императорский дворец и парк, на художественный музей. Спасибо им большое за это.

Фото: William Christen
Фото: William Christen

Мне сказали, что так бывает в Китае: после каждого фильма продюсеры благодарят своих работников в знак уважения к их проделанной работе. Хоть фильм по китайским меркам средненький, но все наши цеха по профессионализму в общем не дотягивают до этого уровня. Думаю, нам нужно учиться у других, чтобы брать только хорошее.
 
   
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 
 
 

Обложка: во время съемок в Китае / предоставлено Светланой Мельчиковой

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 17217
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 15997
Практика

Приемы: Правило третей

Правило третей – это базовый композиционный прием в живописи, фотографии и кинематографе. Мы рассмотрим, как эффективно его использовать для создания идеального кадра и сочетать с другими художественными приемами

5 августа 4297
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2590
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2567
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее