Главная / Практика / Составляем смету на грим: что учесть и чего опасаться гримеру

Составляем смету на грим: что учесть и чего опасаться гримеру

Молодые гримеры часто спрашивают меня — как рассчитывать смету закупки грима для фильма, клипа или телевизионной программы. Расскажу о формуле, которой я пользуюсь с советских времен. Она никогда меня не подводила. 

Приведу пример расчета, исходя из 30 смен (28 рабочих + 2 запасные).  Допустим, в фильме есть 4 главных героя и 10 эпизодников — итого 14 актеров. На грим одного такого актера закладываем от 1000 рублей (цифра складывается из стоимости профессиональной продукции, которая используется в кино сегодня).

Фото: Joel Filipe
Фото: Joel Filipe

Предположим, еще есть массовка из 100 человек, которая задействована все 30 смен. Выделяем 100 рублей на человека. Если картина историческая, то больше — от 200 рублей. 
 

  Получаем расчет: 

14000 руб. (14 актеров) + 10000 руб. (массовка) * 30 смен = 720 000 руб. 

Это только на грим (тона, помады, корректоры и другое), электроприборы, шпильки, спирт, губки, салфетки и так далее 

К этой сумме добавляем необходимый постиж. Например: 

  • усы, 1 шт (покупка) — 1800 руб; 
  • борода, 1 шт (покупка) — 6000 руб; 
  • парик (аренда, одна смена) — 2500 руб.

Итого: 10 300 руб. 

Учитываем пластический грим и спецэффекты: 

  • трафарет тату (покупка) — 6000 руб, 
  • кровь, 1 литр (покупка) — 3200 руб.

Итого: 739 500 руб.
 

 

Это вполне реальная цифра на грим в современном кино. 

Смета на фильм для современного гримаУдобная таблица, которую можно использовать как шаблон.

Сейчас, однако, все чаще можно наблюдать такую тенденцию: когда вызывают гримера — даже на пробы — он почему-то обязан приносить свой грим. Может, пусть тогда и операторы приносят кинокамеру, купленную на свои деньги, реквизитор — свой реквизит, а костюмер — весь свой гардероб? Это уже не кино получается, а любительский кружок по интересам.  

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

В советское время средства выделялись на грим и во время проб, и во время съемок. Никто из специалистов за свои деньги ничего не покупал. 

Надо понимать, что качественные материалы стоят дорого, особенно сегодня. По формуле, которую я привела, гримеру на один день проб для пяти актеров нужно 5000 руб (пудра, салфетки, губки, корректор и так далее). А гонорар за эту работу предлагают от 2000 руб.

Интересная получается математика — потратить 5000, чтобы заработать 2000. Хотя стоимость одного дня проб, не говоря уже о съемках, должна только начинаться от 7000 руб. 

Раньше для работы над фильмом гример получал со склада новые материалы в полном объеме по смете и с головой погружался в работу над образами. Сейчас, когда ему выделяют непонятно по каким критериям сформированную сумму, он думает только о том, как выкрутиться и купить все необходимое с таким мизерным бюджетом. Уже не до творческого исполнения образов.

Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой

Вот столько тонов должно быть у каждого гримера на столе (один тон стоит 2000 рублей), столько должно быть карандашей всех цветов и тушей. Конечно, я имею в виду новые материалы — не старые, молью поеденные, и одного цвета. Гигиена и качество для гримера в кино — прежде всего!  

На деле же гримерам приходится покупать дешевую китайскую косметику, которая для кино непригодна — она сыпется и не дает истинный цвет. Она быстрее кончается, покупать ее приходится часто, еще чаще — поправлять грим актера, расходуя съемочное время. На выходе в итоге дешевая косметика обходится дороже хорошего профессионального грима. 

У меня был опыт работы на китайском кинопроекте. Там гримеры все материалы покупают строго по смете, размер которой примерно равен европейской зарплате. Работают они с материалами из Европы и Америки — специально ездят, закупают, что нужно (так как в самом Китае грим дороже в 5 раз, чем у нас, и в 10 раз, чем в той же Европе). Студия все оплачивает, потому что заинтересована в качестве фильма. 

Искренне хочу, чтобы в российском кино настали времена, когда у каждого гримера на площадке были такие столы с новым гримом. 

Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой

Чтобы у каждого гримера были качественные кисти в достаточном количестве, чтобы у каждого актера был свой комплект. 

Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой



Чтобы на столе было столько грима — а не один тон на всех. Вот тогда каждый гример будет думать о творчестве создания образов в кино!
 

   
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 

 

 


Обложка: Matheus Ferrero

 

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...