Практика

Составляем смету на грим: что учесть и чего опасаться гримеру

Сколько примерно должен стоить рабочий набор гримера для съемок и почему на дешевой косметике нельзя сэкономить: художник по гриму Светлана Мельчикова объясняет, как правильно делать смету и самое главное — ценить свою работу

  • 24 августа 2018
  • 1993

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Молодые гримеры часто спрашивают меня — как рассчитывать смету закупки грима для фильма, клипа или телевизионной программы. Расскажу о формуле, которой я пользуюсь с советских времен. Она никогда меня не подводила. 

Приведу пример расчета, исходя из 30 смен (28 рабочих + 2 запасные).  Допустим, в фильме есть 4 главных героя и 10 эпизодников — итого 14 актеров. На грим одного такого актера закладываем от 1000 рублей (цифра складывается из стоимости профессиональной продукции, которая используется в кино сегодня).

Фото: Joel Filipe
Фото: Joel Filipe

Предположим, еще есть массовка из 100 человек, которая задействована все 30 смен. Выделяем 100 рублей на человека. Если картина историческая, то больше — от 200 рублей. 
 
 
Получаем расчет: 

14000 руб. (14 актеров) + 10000 руб. (массовка) * 30 смен = 720 000 руб. 

Это только на грим (тона, помады, корректоры и другое), электроприборы, шпильки, спирт, губки, салфетки и так далее 

К этой сумме добавляем необходимый постиж. Например: 
  • усы, 1 шт (покупка) — 1800 руб; 
  • борода, 1 шт (покупка) — 6000 руб; 
  • парик (аренда, одна смена) — 2500 руб.
Итого: 10 300 руб. 

Учитываем пластический грим и спецэффекты: 
  • трафарет тату (покупка) — 6000 руб, 
  • кровь, 1 литр (покупка) — 3200 руб.

Итого: 739 500 руб.
 
 

Это вполне реальная цифра на грим в современном кино. 

Смета на фильм для современного гримаУдобная таблица, которую можно использовать как шаблон.

Сейчас, однако, все чаще можно наблюдать такую тенденцию: когда вызывают гримера — даже на пробы — он почему-то обязан приносить свой грим. Может, пусть тогда и операторы приносят кинокамеру, купленную на свои деньги, реквизитор — свой реквизит, а костюмер — весь свой гардероб? Это уже не кино получается, а любительский кружок по интересам.  

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

В советское время средства выделялись на грим и во время проб, и во время съемок. Никто из специалистов за свои деньги ничего не покупал. 

Надо понимать, что качественные материалы стоят дорого, особенно сегодня. По формуле, которую я привела, гримеру на один день проб для пяти актеров нужно 5000 руб (пудра, салфетки, губки, корректор и так далее). А гонорар за эту работу предлагают от 2000 руб.

Интересная получается математика — потратить 5000, чтобы заработать 2000. Хотя стоимость одного дня проб, не говоря уже о съемках, должна только начинаться от 7000 руб. 

Раньше для работы над фильмом гример получал со склада новые материалы в полном объеме по смете и с головой погружался в работу над образами. Сейчас, когда ему выделяют непонятно по каким критериям сформированную сумму, он думает только о том, как выкрутиться и купить все необходимое с таким мизерным бюджетом. Уже не до творческого исполнения образов.

Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой

Вот столько тонов должно быть у каждого гримера на столе (один тон стоит 2000 рублей), столько должно быть карандашей всех цветов и тушей. Конечно, я имею в виду новые материалы — не старые, молью поеденные, и одного цвета. Гигиена и качество для гримера в кино — прежде всего!  

На деле же гримерам приходится покупать дешевую китайскую косметику, которая для кино непригодна — она сыпется и не дает истинный цвет. Она быстрее кончается, покупать ее приходится часто, еще чаще — поправлять грим актера, расходуя съемочное время. На выходе в итоге дешевая косметика обходится дороже хорошего профессионального грима. 

У меня был опыт работы на китайском кинопроекте. Там гримеры все материалы покупают строго по смете, размер которой примерно равен европейской зарплате. Работают они с материалами из Европы и Америки — специально ездят, закупают, что нужно (так как в самом Китае грим дороже в 5 раз, чем у нас, и в 10 раз, чем в той же Европе). Студия все оплачивает, потому что заинтересована в качестве фильма. 

Искренне хочу, чтобы в российском кино настали времена, когда у каждого гримера на площадке были такие столы с новым гримом. 

Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой

Чтобы у каждого гримера были качественные кисти в достаточном количестве, чтобы у каждого актера был свой комплект. 

Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой
Фото: предоставлено Светланой Мельчиковой



Чтобы на столе было столько грима — а не один тон на всех. Вот тогда каждый гример будет думать о творчестве создания образов в кино!
 
   
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 
 
 

Обложка: Matheus Ferrero

 


Комментарии

Комментариев: 1

ощущение, что у нас во всех сферах так дела обстоят, словно мы какая-то банановая республика :(

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 14039
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 2028
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1761
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1765
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1568
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1451
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее