Главная / Практика / Как снимают кино в Китае: 18-часовые смены и деревни гаферов

Как снимают кино в Китае: 18-часовые смены и деревни гаферов

Многие спрашивают меня: «Как пробиться в Голливуд, как приехать и начать снимать кино?» У каждого свой путь. В прошлых статьях я рассказывал, как это удалось мне. В двух словах: не так важно, насколько хорошо вы снимаете, важнее — кого вы знаете.

Окончив киношколу, я снимал выпускные проекты студентов и успел много поработать с китайцами. Так получилось, что мой приятель помогал спродюсировать фильм своего одноклассника и позвал меня.

Встреча с режиссером прошла странно — английский он знал очень плохо, но в целом меня заинтересовал. Зацепила одна из его последних анимационных работ. Хотя я писал, что при работе со сценарием знание языка особо не нужно, подготовка шла трудно. Когда я слышал: «Егор, я хочу вот такой кадр: „Вжиииу, вжиииу!“», нужно было понять, что он ждет облет на стедикаме.

Съемка была трудная — он хотел воссоздать ночную сцену драки с кучей каскадеров из «Великого мастера» Вонга Кар-Вая. Только вот Кар-Вай снимал ее месяц, а нам нужно было управиться за ночь. Сюда добавились проблемы с гелиевым шаром, переработки, языковой барьер, ну и менталитет. Помню, этого режиссера я невзлюбил.

После этого мы поддерживали общение, но слабо. Фильм он так и не закончил, но примерно через год позвал меня снимать еще один короткий метр, уже на пленку. Это была китайская народная притча. Тоже было много проблем.

Вот стоим мы втроем (я, режиссер и второй режиссер) в поле, ждем, пока гример закончит клеить бороду актеру, я теряю свет, режиссер матерится. И в этот момент я понял, что не одному мне важно снять фильм хорошо. Режиссер не заканчивает съемку не потому, что не может ее организовать, а потому, что хочет сделать все идеально. Идеи, которые поначалу казались смешными, идеально подошли истории.

Посмотрев первый монтаж фильма (Man Who Sells Oil), я вспомнил работы Куросавы. Режиссера зовут Зингвей Зоу (Jingwei Zhou). Среди соотечественников он прославился еще до того, как закончил киношколу: многие хотели, чтобы он снял их фильм. Довольно часто он получал сценарии полных метров, но отказывался. Может, боялся их брать. В конце концов я убедил его, что когда-то надо начинать. Так я оказался в Китае — стране, которая перевернула мое представление не только о работе в кино, но и о жизни в целом.

Культурный шок

Китайский продакшн не думал о многих, казалось бы, логичных вещах. Приходилось прикладывать усилия, чтобы их исправить. К примеру, визу мне дали не с первого раза — нужно было собрать много документов.Продюсеры не приложили копию паспорта человека, который выписывал мне приглашение. Из-за моего иммиграционного статуса в Америке визу в Китай дали только на месяц (я все еще ждал грин-карту). Все это ужасно раздражало. Нужно было торговаться за гонорар с продюсерами, даты переносились, билеты все не покупали.

Но вот я в Китае. После 18-часового перелета я выхожу из терминала в надежде, что меня ждут. Но нет. Продюсеры опоздали на час. Я решил скоротать время и поговорить со своим приятелем-оператором, который работал в стране уже несколько лет, в основном в Пекине. Он рассказал много странного. «Ты, Егор, главное, береги нервы, — говорил он, но не объяснил, почему. — Сам все увидишь».

Мы начали потихоньку готовиться, исследовать локации и набирать команду. Пришло время постирать белье, и тут я узнал, что в Китае нет ландроматов и стиральных машин. Только в пятизвездочных отелях или в часе езды. Пришлось стирать свои вещи на руках. «Традиция», — говорили они.

Позже я выяснил, что в китайских туалетах нет унитазов и очень редко бывает туалетная бумага, так что вообще мне жутко повезло, что у меня в номере унитаз все же был. Завтраки были тоже странные — соевое молоко и булка без всего.

Главная неожиданность — в Китае обычная практика снимать по 17-18 часов в день с коротким перерывом на отдых (5-6 часов). Снимают обычно без выходных. Мне стало интересно, выдержу я это или нет. Мне, в общем-то, снова повезло — изначально мы должны были снимать 20 дней, потом съемочный период урезали до 18, а позже — до 12. Не хватало бюджета.

У нас был фильм о кунг-фу со множеством драк, пробежек по крышам, разного оружия и прочими атрибутами. Не обошлось без приключений — я выбил плечо, когда снимали сцену погони, но мастера кунг-фу быстро вернули меня в строй.

Как принять ситуацию и получать удовольствие

Мне удалось встретиться со своим приятелем — президентом компании, производящей свет. Он живет в Китае уже 8 лет. С ним мы поехали в бар по дичайшей пробке с абсолютно хаотичным движением. Я спросил, как он это терпит. В ответ он поделился со мной одним наблюдением, которое открыло для меня Китай с новой стороны.

Он сказал, что езда в этой стране равносильна медитации — достаточно принять ситуацию и отпустить, не позволяя ей на тебя повлиять. Китайцы просто живут по-другому, логичные для нас вещи могут не иметь для них смысла. У китайца свой распорядок дня, ему нужно постоянно все напоминать.

На площадке нужно организовать три приема пищи — в полдень, в шесть и девять вечера, и не важно, когда вызов. Бывали дни, когда члены группы приезжали в 10, выставлялись, а тут уже обед.

С командой мне очень повезло — оператор камеры B привел с собой хороших ребят, которые работали, не смотря в монитор, а на бешеных каскадерских сценах обходились обычным фоллоу-фокусом (радиофокус не справлялся со скоростью). Кстати, в Китае очень мало анаморфотных объективов, только пара наборов в Пекине и в Шанхае, да и те стоят запредельных денег за аренду.

Постепенно я привыкал. Полдня снимали трюки, полдня — диалоги, и так каждую смену. На восьмой день уже не чувствуешь, что снимаешь по 18 часов. Хотелось работать больше.

Деревня гаферов и прочие технические специалисты

Отдельная история — специалисты по свету. Действительно профессиональных команд очень мало и все друг друга знают. В основном светом заведуют деревни. Да-да, деревни. Это берет корни в китайских традициях, когда деревни специализировались на производстве разных товаров — глиняных горшков, рыболовных принадлежностей и прочего.

Со световиками то же самое. Они скидываются деревней, покупают оборудование и грузовики. Те, кто хоть когда-нибудь работал в кино и что-то понимает, становятся гаферами, а потом берут в команду своих соседей и друзей из этой же деревни. Когда фильмов нет, они работают в полях. Но есть и молодые команды которые строятся в основном на работе с иностранцами (билингвов очень ценят).

У большинства китайцев главная цель в жизни — заработать денег для семьи. К примеру, мои ассистенты камеры довольно молодые: пришли в кино в 16-17, сейчас им по 25 и свою работу они могут делать с закрытыми глазами. В Лос-Анджелесе специалисты такого уровня получали бы минимум $600 в день. В Китае же их ставка — максимум $150-200. Тем не менее в стране мало художников-постановщиков и хороших продюсеров. Кроме того, китайцы не мультизадачны. Если вы дадите им несколько заданий сразу — будьте уверены, что их они не выполнят. Но когда они вместе работают над чем-то конкретным — результат просто нереальный.

С оборудованием в Китае проблематично — новые LED-светильники либо очень дорогие, либо их нет в продаже, а предлагают аналоги. Последние же, в свою очередь, уступают в качестве оригиналам. С новинками знакомы только те, кто снимает с европейскими и американскими командами.

Продолжение следует?

В последнее несколько лет индустрия кино в стране достигла просто нереальных размеров. Но, как говорят сами китайцы, страна развивается слишком быстро и жители просто не поспевают за этими процессами и боятся, что это все может схлопнуться.

Пока что я с удовольствием снимаю фильмы в Китае. Через неделю после этого путешествия позвонил агент: «Ты вернулся? Не распаковывай чемоданы, летишь обратно». Об этой поездке и о том, чем чисто китайские съемочные группы отличаются от смешанных — я расскажу в следующей статье.

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...