Практика

Как снимают кино в Китае: 18-часовые смены и деревни гаферов

Оператор Егор Поволоцкий — о своей рабочей поездке в Китай, языковом барьере, китайском менталитете и том, как снимать без выходных, но с тремя перерывами на обед

  • 18 января
  • 5405
Егор Поволоцкий

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Многие спрашивают меня: «Как пробиться в Голливуд, как приехать и начать снимать кино?» У каждого свой путь. В прошлых статьях я рассказывал, как это удалось мне. В двух словах: не так важно, насколько хорошо вы снимаете, важнее — кого вы знаете.

Окончив киношколу, я снимал выпускные проекты студентов и успел много поработать с китайцами. Так получилось, что мой приятель помогал спродюсировать фильм своего одноклассника и позвал меня.

Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

Встреча с режиссером прошла странно — английский он знал очень плохо, но в целом меня заинтересовал. Зацепила одна из его последних анимационных работ. Хотя я писал, что при работе со сценарием знание языка особо не нужно, подготовка шла трудно. Когда я слышал: «Егор, я хочу вот такой кадр: „Вжиииу, вжиииу!“», нужно было понять, что он ждет облет на стедикаме.

Съемка была трудная — он хотел воссоздать ночную сцену драки с кучей каскадеров из «Великого мастера» Вонга Кар-Вая. Только вот Кар-Вай снимал ее месяц, а нам нужно было управиться за ночь. Сюда добавились проблемы с гелиевым шаром, переработки, языковой барьер, ну и менталитет. Помню, этого режиссера я невзлюбил.

На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

После этого мы поддерживали общение, но слабо. Фильм он так и не закончил, но примерно через год позвал меня снимать еще один короткий метр, уже на пленку. Это была китайская народная притча. Тоже было много проблем.

Вот стоим мы втроем (я, режиссер и второй режиссер) в поле, ждем, пока гример закончит клеить бороду актеру, я теряю свет, режиссер матерится. И в этот момент я понял, что не одному мне важно снять фильм хорошо. Режиссер не заканчивает съемку не потому, что не может ее организовать, а потому, что хочет сделать все идеально. Идеи, которые поначалу казались смешными, идеально подошли истории.

Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

Посмотрев первый монтаж фильма (Man Who Sells Oil), я вспомнил работы Куросавы. Режиссера зовут Зингвей Зоу (Jingwei Zhou). Среди соотечественников он прославился еще до того, как закончил киношколу: многие хотели, чтобы он снял их фильм. Довольно часто он получал сценарии полных метров, но отказывался. Может, боялся их брать. В конце концов я убедил его, что когда-то надо начинать. Так я оказался в Китае — стране, которая перевернула мое представление не только о работе в кино, но и о жизни в целом.
 

Культурный шок


Китайский продакшн не думал о многих, казалось бы, логичных вещах. Приходилось прикладывать усилия, чтобы их исправить. К примеру, визу мне дали не с первого раза — нужно было собрать много документов.Продюсеры не приложили копию паспорта человека, который выписывал мне приглашение. Из-за моего иммиграционного статуса в Америке визу в Китай дали только на месяц (я все еще ждал грин-карту). Все это ужасно раздражало. Нужно было торговаться за гонорар с продюсерами, даты переносились, билеты все не покупали.

Но вот я в Китае. После 18-часового перелета я выхожу из терминала в надежде, что меня ждут. Но нет. Продюсеры опоздали на час. Я решил скоротать время и поговорить со своим приятелем-оператором, который работал в стране уже несколько лет, в основном в Пекине. Он рассказал много странного. «Ты, Егор, главное, береги нервы, — говорил он, но не объяснил, почему. — Сам все увидишь».

На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

Мы начали потихоньку готовиться, исследовать локации и набирать команду. Пришло время постирать белье, и тут я узнал, что в Китае нет ландроматов и стиральных машин. Только в пятизвездочных отелях или в часе езды. Пришлось стирать свои вещи на руках. «Традиция», — говорили они.

На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

Позже я выяснил, что в китайских туалетах нет унитазов и очень редко бывает туалетная бумага, так что вообще мне жутко повезло, что у меня в номере унитаз все же был. Завтраки были тоже странные — соевое молоко и булка без всего.

Главная неожиданность — в Китае обычная практика снимать по 17-18 часов в день с коротким перерывом на отдых (5-6 часов). Снимают обычно без выходных. Мне стало интересно, выдержу я это или нет. Мне, в общем-то, снова повезло — изначально мы должны были снимать 20 дней, потом съемочный период урезали до 18, а позже — до 12. Не хватало бюджета.

На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

У нас был фильм о кунг-фу со множеством драк, пробежек по крышам, разного оружия и прочими атрибутами. Не обошлось без приключений — я выбил плечо, когда снимали сцену погони, но мастера кунг-фу быстро вернули меня в строй.
 

Как принять ситуацию и получать удовольствие


Мне удалось встретиться со своим приятелем — президентом компании, производящей свет. Он живет в Китае уже 8 лет. С ним мы поехали в бар по дичайшей пробке с абсолютно хаотичным движением. Я спросил, как он это терпит. В ответ он поделился со мной одним наблюдением, которое открыло для меня Китай с новой стороны.

Он сказал, что езда в этой стране равносильна медитации — достаточно принять ситуацию и отпустить, не позволяя ей на тебя повлиять. Китайцы просто живут по-другому, логичные для нас вещи могут не иметь для них смысла. У китайца свой распорядок дня, ему нужно постоянно все напоминать.

Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

На площадке нужно организовать три приема пищи — в полдень, в шесть и девять вечера, и не важно, когда вызов. Бывали дни, когда члены группы приезжали в 10, выставлялись, а тут уже обед.

С командой мне очень повезло — оператор камеры B привел с собой хороших ребят, которые работали, не смотря в монитор, а на бешеных каскадерских сценах обходились обычным фоллоу-фокусом (радиофокус не справлялся со скоростью). Кстати, в Китае очень мало анаморфотных объективов, только пара наборов в Пекине и в Шанхае, да и те стоят запредельных денег за аренду.

Постепенно я привыкал. Полдня снимали трюки, полдня — диалоги, и так каждую смену. На восьмой день уже не чувствуешь, что снимаешь по 18 часов. Хотелось работать больше.
 

Деревня гаферов и прочие технические специалисты


Отдельная история — специалисты по свету. Действительно профессиональных команд очень мало и все друг друга знают. В основном светом заведуют деревни. Да-да, деревни. Это берет корни в китайских традициях, когда деревни специализировались на производстве разных товаров — глиняных горшков, рыболовных принадлежностей и прочего.

На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
На съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

Со световиками то же самое. Они скидываются деревней, покупают оборудование и грузовики. Те, кто хоть когда-нибудь работал в кино и что-то понимает, становятся гаферами, а потом берут в команду своих соседей и друзей из этой же деревни. Когда фильмов нет, они работают в полях. Но есть и молодые команды которые строятся в основном на работе с иностранцами (билингвов очень ценят).

Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

У большинства китайцев главная цель в жизни — заработать денег для семьи. К примеру, мои ассистенты камеры довольно молодые: пришли в кино в 16-17, сейчас им по 25 и свою работу они могут делать с закрытыми глазами. В Лос-Анджелесе специалисты такого уровня получали бы минимум $600 в день. В Китае же их ставка — максимум $150-200. Тем не менее в стране мало художников-постановщиков и хороших продюсеров. Кроме того, китайцы не мультизадачны. Если вы дадите им несколько заданий сразу — будьте уверены, что их они не выполнят. Но когда они вместе работают над чем-то конкретным — результат просто нереальный.

Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

С оборудованием в Китае проблематично — новые LED-светильники либо очень дорогие, либо их нет в продаже, а предлагают аналоги. Последние же, в свою очередь, уступают в качестве оригиналам. С новинками знакомы только те, кто снимает с европейскими и американскими командами.
 

Продолжение следует?


В последнее несколько лет индустрия кино в стране достигла просто нереальных размеров. Но, как говорят сами китайцы, страна развивается слишком быстро и жители просто не поспевают за этими процессами и боятся, что это все может схлопнуться.

Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu
Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

Пока что я с удовольствием снимаю фильмы в Китае. Через неделю после этого путешествия позвонил агент: «Ты вернулся? Не распаковывай чемоданы, летишь обратно». Об этой поездке и о том, чем чисто китайские съемочные группы отличаются от смешанных — я расскажу в следующей статье.
 

Обложка: Егор Поволоцкий на съемках в Китае / Фото: Bohan Yu

 


Комментарии

Комментариев: 5

Пару раз снимал с индийцами и лично я проводил на площадке по 12-14 часов. При этом я не первый приходил и не последний уходил. Они тоже пашут как рабы.
Egor Jabbervog
Да никто не пашет как рабы. Световики идут минимум 10 человек команда, тк работают сменяя друг друга. И тк из 18 часов 3 часа уходит на еду, то и получаются такие большие переработки. Мой американский кигрип был на китайском полном метре на котором они работали по 20 часов в течении 63 дней, из которых только 3 дня выходных. Давали им время на сон, сменялись. Подробнее о съемках в Китае расскажу в следующей статье
Egor Jabbervog
Юг Китая, Город Фошан. В провинции ГуанджонгСейчас снимаю в Донггуане. Такая же история, но в этот раз больше повезло — фильм будет под Дримворксом, условия в наших апартаментах европейские, но с прачечными все тоже самое, только в этот раз оставляю вещи в лобби, привозят через пару дней постираное. Сдают частникам. Мой приятель снимает в Пекине, научился ходить в туалет стоя. 
Egor Jabbervog
Про туалеты и прачечные неправда. Я в Китае был очень много раз в разных провинциях и ни разу не видел туалет без унитаза. Прачечные тоже есть. Причём есть и такие где сами стирают, гладят и могут ещё и доставить.

Все это называется тремя словами: "секс для нищих"

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3217
Практика

Как искать локации для съемок без бюджета

Вы собираетесь снимать кино, но бюджета на локейшн-менеджера и экспедиции нет. Придется справляться с этим самостоятельно

  • 3 февраля
  • 2170
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса

К выходу «Фаворитки» знакомимся со списком лучших кинокартин по мнению одного из самых необычных режиссеров наших дней, который к тому же стал лидером оскаровской гонки этого года: от греческого и японского арт-хауса до современного экшна

  • 4 февраля
  • 2073
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1387
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1305
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1265
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее