Главная / Практика / Спецэффекты «Чужого»: кровь, кислота и космос 

Спецэффекты «Чужого»: кровь, кислота и космос 

Кровавый шок

Известный факт, что первая кровавая сцена в фильме шокировала актеров. Да, они все читали сценарий, и происходящее сюрпризом не было, но то, как это все было организовано, сильно повлияло на общее впечатление. Накануне актеры отсняли сцены, предваряющие появление маленького монстра из груди персонажа Джона Херта. После декорацию закрыли для всех и начали готовить эффект.
 

Сцена из фильма «Чужой» (1979)

Тело Джона Херта было спрятано под столом, а сверху было видно только голову, плечи и руки — это очень старый трюк. К плечам было приставлено искусственное тело из оргстекла с дыркой там, откуда потом вылезал монстр. В сцене две стадии: сначала паразит продирается сквозь футболку (заранее протертую в нужном месте, чтобы ее было легче порвать), а потом, продырявив тело окончательно, появляется в кровавой каше во всей красе.
 

   
 10 лучших камер для съемки видео 360°

Создание «Чужого»: как на фильм повлияло видение Гигера

Об участии художника Г. Р. Гигера в создании вселенной франшизы, читайте в статье о начале производства фильма «Чужой».

 
   

Для создания этой сцены потребовалось пять операторов: один — на управление существом (в первом шоте паразит работал на пневматике, потому что человеку невозможно было управлять им в таком ограниченном пространстве, но дальнейшее было сделано с помощью управляемой вручную марионетки), два — на поддержание актера в нужной позиции, один — на насос с кровью, и еще один — на управление клапанами, чтобы кровь не брызгала, как из насоса, а пульсировала, будто ее качает человеческое сердце.

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Но все пошло не по плану. Актеры собрались и начали работать, но когда нужно было продырявить футболку, она не порвалась — была недостаточно протертой. Но бьющийся сквозь футболку паразит — зрелище уже пугающее. Реакция актеров была неподдельной. Вторую футболку прорезали ножом, поэтому на второй дубль все получилось.

Всего было сделано четыре дубля, и на одном из них шланг с кинокровью был направлен на Веронику Картрайт — струя ударила ей прямо в рот. Актриса впала в истерику и орала так, будто ее режут. За дубль выливали примерно 22 литра крови, потом работникам сцены требовалось примерно полтора часа, чтобы прибрать декорацию к следующему дублю. Интересно, что на экране в этой сцене крови почти нет. Во всяком случае — в таких объемах.
 

Кислота

Для сцены, в которой брызнувшая из инопланетянина кислота разъедает уровни корабля, была сделана секция декорации из пенопласта. После этого в ход пошла разъедающая его жидкость: хлороформ, ацетон, циклогексиламин, уксусная кислота и еще пара ингредиентов. Раствор проедал дыру в пенопласте, оставляя достаточно краски, чтобы материал продолжал выглядеть металлом. Роджер Дикен считает, что придумал версию получше: она включала металлическую решетку из секретной смести собственного изобретения и… воду. Но этой конструкцией почему-то не воспользовались.
 

Сцена из фильма «Чужой» (1979)

Для кадров препарирования дохлого лицехвата команда закупилась ошметками мяса и рыбы из соседней рыбно-мясной лавки. Роджер Дикен отлил для них каркас из резины, а сверху декоратор разложила реальные «мясные» элементы. Получилось очень убедительно! Разве что за время съемок этот материал испортился и начал вонять.

Для сцены смерти персонажа Яфета Котто была отлита копия его головы из оргстекла, за исключением той части лба, которую ломает «язык» ксеноморфа. Ее сделали из воска. Поскольку требовался сверхкрупный план, был сделан специальный риг головы ксеноморфа с одним только «языком» монстра. Череп заполнили настоящими свиными мозгами, а кончик «языка» оснастили крючками. В кадре видно, что «язык» ломает череп и на нем остаются фрагменты мозга.
 

Сцена из фильма «Чужой» (1979)
 

Препарирование андроида

В сцене, когда андроиду Эшу сносят голову, снимался карлик с аниматронной головой — точной копией головы актера Иена Холма.

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Позже разрушенного Эша собирают снова до работающего состояния. Ридли Скотт решил, что, поскольку он органический, то и внутренности у него должны быть не чисто технического характера. Так, среди вывалившихся из него компонентов были спагетти, молоко, икра, мраморные шарики и оптоволокно. Получилось красиво. Что касается головы Иена Холма на столе, то это старый театральный прием: столешница из двух частей с дырой для шеи. Бедному актеру тоже пришлось посидеть в столе, пока его «украшали».
 

Сцена из фильма «Чужой» (1979)
 

Корабли в космосе

Космос играет в фильме серьезную роль, поэтому в прологе нам долго и красиво показывают место действия: космический тягач «Ностромо» тащит на прицепе огромный завод и 20 миллионов тонн руды.

Естественно, для съемки планетоида и космических кораблей использовали макеты. Кораблей нужно было три: «Ностромо», завод по переработке руды и «Нарцисс» — шаттл для экстренной эвакуации.

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Съемка моделей проходила в 48 км от студии Shepperton — на студии Bray, где когда-то располагался Hammer. Супервайзером спецэффектов был Брайан Джонсон, режиссером — Ник Оллдер, главным модельмейкером был Мартин Бауэр. Когда дедлайн уже приближался, а Скотт так и не мог выбрать, по какому концепту строить «Ностромо», Брайан Джонсон просто сорвал со стены арт-отдела все висевшие там концепты и увез их в Bray. И уже там он сам выбрал, какой корабль взять за основу.

В итоге команда строила модель «Ностромо» по концепту Рона Кобба, и это хорошо читается в очертаниях судна и даже в его изначальном цвете — он был выкрашен в желтый, как на концепте. А вот груз «Ностромо» изначально делали по идее самого Ридли Скотта. Он нарисовал перевернутый готический храм. Но потом решил, что такой корабль слишком напоминает корабль из «Близких контактов третьей степени», и перевернул рисунок.

Модель «Ностромо» / Иллюстрация: Bill Pearson
Модель «Ностромо» / Иллюстрация: Bill Pearson

Модель «Ностромо» построили из дерева и пластмассы, приклеивая к поверхности корабля детали из наборов моделей для сборки бомбардировщиков времен Второй мировой войны. Всего было построено три модели «Ностромо»: 30-сантиметровая для общих планов, 1,2 метра — для съемок сзади и 3,7 метра для съемки сцен отделения корабля и приземления его на планетоид. Большая красавица-модель весила 226 кг. Режиссер вносил изменения в нее даже во время съемки, что приводило к конфликту между съемочной группой и модельмейкерами. Длина модели «Ностромо» и его груза вместе достигала почти 5,5 метра.

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Желтый «Ностромо» снимали на протяжении шести недель. Потом Скотт забраковал этот цвет и заставил команду Бауэра перекрасить корабль в серый, поэтому все ранее отснятые сцены пришлось переснимать. Скотт добавлял и добавлял к модели детали, пока она не потяжелела настолько, что потребовала для поддержки промышленного складского погрузчика.

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Что касается самого завода, то тут развернулась целая трагедия — парни построили корабль по рисунку Скотта. Изначальным направлением работы был «готический собор». Поэтому Брайан Джонсон потратил несколько недель на украшение модели разными мелкими деталями, острыми пиками и другими ажурными элементами. Но, увидев все это, Ридли Скотт сказал: «Ничего не надо. Можно я немного тут поработаю?» После чего он принес стамеску и молоток и посшибал все ажурные элементы и пики, так любовно приклеенные супервайзером. Брайан Джонсон даже обиделся. Впрочем, ему все равно нужно было уходить на другой проект — в соседней студии начиналась работа над фильмом «Империя наносит ответный удар».

Брайан Джонсон во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Брайан Джонсон во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Техзадание поменялось. Референс «готический собор» сменился референсом «военный крейсер „Бисмарк“». Для облицовки завода потребовалось сделать металлические панели, похожие на броню военного крейсера.

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

«Ностромо» снимали на фоне черной циклорамы. Кроме того, камера Джонсона и его команды позволяла делать несколько экспозиций на одной пленке, дополняя отснятое ранее. Для впечатывания в кадры звездного неба вручную были сделаны маски для корабля. Но в кадрах, где звездного неба не видно или где корабль не пересекает его, обошлись без масок.
 

   
 О том, как Джеймс Кэмерон создавал сиквел «Чужого», читайте в нашей прошлой статье

Как это снято: «Чужие»

О том, как Джеймс Кэмерон создавал сиквел «Чужого», читайте в нашей прошлой статье. 

 
   

Команда Джонсона отлично справлялась с освещением огромной модели. Дело в том, что свет в космосе должен был идти из одного источника, но расположенного очень далеко, поэтому его лучи казались параллельными. Но получить такую тень с помощью одного источника освещения в условиях павильона студии нельзя. Такое освещение имитируется несколькими параллельно расположенными светильниками, между которым стоят черные экраны, не позволяя одному прожектору освещать территорию соседнего источника. Так создается иллюзия того, что все лучи идут из одной точки, расположенной где-то далеко в космосе.

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Отдельно была построена 12-метровая модель «пуза» «Ностромо», откуда стартует модель «Нарцисса». Кроме того, оттуда выкинули тело Кейна — первой жертвы ксеноморфа. Бауэр выпилил завернутую в саван фигурку из дерева и выкинул ее из люка с помощью маленькой катапульты, сняв процесс в слоу-мо.

Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
Во время подготовки к съемкам фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Система моушн-контроля на тот момент уже существовала, но она была очень дорогой, и Скотт не мог ее себе позволить, поэтому команда снимала на камеру с широкоугольным объективом. Камера медленно облетала модель. Для съемки посадки на астероид Скотт добавил дыма и ветра, что усилило эффект движения.

Для сцены, в которой «Ностромо» отделяется от завода, была сделана 9-метровая «рука». Для ее создания модельмейкеры распотрошили несколько наборов миниатюрной железной дороги. Закрытый черной тканью вилочковый погрузчик медленно уносил «Ностромо» от завода, а «рука» просто выдвигалась за ним. В кадрах, где мы видим людей за иллюминаторами «Ностромо», использована большая модель со спрятанным внутри проектором, проецирующим на экран ранее отснятое изображение.

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: 20th Century Fox

Единственные кадры, в которых использован хромакей — это сцена, в которой «Нарцисс» несется мимо «пуза» «Ностромо».

Кстати, модель космического тягача после съемок подарили Бобу Бернсу, коллекционеру всего фантастическо-киношного. Правда, хранить ее ему было негде. И она целых 20 лет провела под палящими лучами калифорнийского солнца и струями дождя. Относительно недавно ее отреставрировали.
 

Реставрация «Ностромо»
 


Обложка: на съемках фильма «Чужой» (1979) / 20th Century Fox