Главная / Практика / Отфактуривание: как сделать костюм визуально достоверным 

Отфактуривание: как сделать костюм визуально достоверным 

Режиссер Андрей Тарковский говорил: «Свежесшитый костюм на актере — это всегда катастрофа. Костюм так же, как и любая вещь в кадре, должен иметь свою биографию, связанную с конкретным человеком, актером».

Камера и свет могут выявить любую текстуру поверхности. Поэтому отглаженность и новизна костюма сразу делают картинку плоской и фальшивой (этим грешат современные отечественные сериалы). В жизни купленная нами одежда носится не год и не два, и это отражается на ее внешнем виде. Да и в рамках одного дня — к вечеру теряется свежесть костюма даже у самого аккуратного человека, поскольку ткань неизбежно мнется и пачкается. Поэтому наш глаз воспринимает подлинность фактур в кино только через их изношенность (слабую или сильную — зависит от персонажа и его «биографии»). В функцию художника по костюмам входит обязательное избавление персонажа от этой неприятной новизны только что сшитой или отутюженной одежды.

Кадр из фильма «Рай» (2016) / Фото: DRIFE Productions
Кадр из фильма «Рай» (2016) / Фото: DRIFE Productions

«На студиях бытует достаточно стандартная технология создания костюма: художник рисует эскиз, мастерские шьют то, что нарисовано. В результате для каждой картины все делается совершенно новое: новые костюмы, новые ботинки — все вроде культурно выполнено и все мертво. А мертво потому, что вещь не обжита, не стала и не могла стать своей для актера», — пишет в своей статье «Парабола Замысла. Немного о костюме» режиссер Андрей Кончаловский.
 

Способы отфактуривания костюма

Этих способов много, все зависит от поставленной задачи, желания и умения. К тому же степень изношенности костюма диктует жанр киноповествования. В этом смысле военную картину не сравнить с сериалом про жизнь персонажей Рублевки, фильм-катастрофу — с киносагой про врачей. Если же речь идет об историческом проекте, то без серьезной обработки костюмов не обойтись. И тут существуют разные способы. Например:

— можно сразу состарить ткань, сшить костюм, потом снова его целиком или частями обработать (например, прописать красками, вытравить слабым раствором хлорки);
— или отфактурить уже готовый костюм — например, пройтись наждачкой по краям одежды, изгибам воротника и брюк. А также отбить молотком швы (плечевые и пройму), чтобы сделать их вялыми, обношенными.

Чем пользуются художники при состаривании ткани?

— водой — мокрую вещь надевают на манекен и высушивают естественным образом;
— огнем — паяльной лампой обжигают поверхность ткани, получая подпалины и дыры;
— химическими препаратами, выедающими цвет;
— красками — прописывают кистью или задувают из баллончика нужные участки;

и многими другими.

В идеале лучше комбинировать различные методы. И у каждого художника есть свои предпочтения.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

«Все костюмы „Игры престолов“ фактурятся, — рассказывает художник Мишель Клэптон, — мы делаем все: от пятен пота до состояния ветхой тряпки — и это является одним из наиболее важных аспектов в работе костюмерного цеха. У нас есть команда около десяти человек, в том числе дизайнеры и художники по текстилю, чья работа заключается в отфактуривании костюмов соответствующим образом. Сначала мы красим ткань, потом обрабатываем, затем фактурим, а потом снова треплем и штопаем. Если вы попытаетесь сделать в течение короткого времени то, что могло бы произойти с одеждой за 10 лет ее носки, то это не будет работать. Тут не получится забрызгать костюм краской из балончика и припорошить грязью, потому что именно так это тогда и будет выглядеть».
 

Отфактуренные дубли костюма

Одна из сложных задач для художника по костюмам — это изготовление большого количества дублей одной вещи в разной степени ее визуальной изношенности, ведь фильм не снимают последовательно, как написана история. К тому же в трюковых сценах актера дублирует каскадер. Как рассказывала мне в интервью художник по костюмам Варя Авдюшко про свою работу над фильмом «Бен-Гур»: «Поскольку при съемках физически активных сцен костюм может пострадать, то было изготовлено по 8 дублей костюмов для простых персонажей — возниц, и для Мессалы с Бен-Гуром по 12 дублей. И все эти дубли повторяли костюм один в один, даже вышивки и отделки, потому что мы снимали крупные планы. К тому же дубли костюмов для гонок были поделены на несколько этапов „запыленности“, ведь с каждым кругом гонщики все больше и больше покрывались пылью».

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Майкл Каплан, художник по костюмам фильма «Семь» также вспоминал: «Мы с удовольствием перемерили [с актером Брэдом Питтом] кучу вещей, которые я нашел в секонд-хендах, хотя большинство его костюмов все равно пришлось изготовить во множестве экземпляров, так как в сценах драк они постоянно портились и рвались. Мы шили одежду в мастерской и состаривали ее — ломали пуговицы, делали так, чтобы кожа потрескалась, запекали одежду в духовке, красили и стирали ее, чтобы она выглядела так, будто ее сшили тридцать лет назад, хотя ей от роду всего неделя. Помню, я даже прикрепил к одной вещи ценник степлером, а потом оторвал его, оставив небольшой след».

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Художники—отфактурщики

«Конечно, можно костюм постарить, выбелить плечи (одежда обычно выгорает со спины, а проедается спереди), подтемнить подмышки и т. д. Есть люди, которые умеют это делать феноменально, ювелирно. Работа эта адски сложная — я помню, сколько труда и времени ушло у нас на „Первом учителе“ (благо, это еще была моя дипломная работа — на все хватало сил и энтузиазма), чтобы старить костюмы, чтобы они выглядели много раз стиранными, пожухшими от солнца и пыли. Но все это работа не пошивочного цеха. Это уже работа художника. Он прописывает каждую деталь в костюме, как художник прописывает холст,— в дело идут и хлорка для отбеливания, и краска, которой после отбелки восстанавливают в каких-то местах первоначальный цвет, одним словом, тут масса разных хитростей и своих секретов. Но идти на такую трату труда, по-моему, стоит лишь в том случае, когда нельзя найти реальные вещи, в которые можно одеть героя», — вспоминал режиссер Андрей Кончаловский.

Кадр из фильма «Первый учитель» (1965) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Первый учитель» (1965) / Фото: «Мосфильм» 

«Раньше в стране мы действительно как-то „вручную“ справлялись (клали вещи под машину, под трактор, топтали ногами), — вспоминала художник по костюмам фильма „Офицеры“ Эмма Малая, — а на иностранных студиях всегда есть специальный человек, у которого наготове всякие спреи, напильники и прочее, специально для того, чтобы обработать костюмы».

Кадр из фильма «Офицеры» / Фото: киностудия имени М. Горького
Кадр из фильма «Офицеры» (1971) / Фото: киностудия имени М. Горького

Действительно, сегодня на больших проектах (и не только за границей) создают специальную команду художников, которые доводят костюмы до правдивой фактурности. Часто прибегают к услугам художников по текстилю, которые изначально создают ткань необходимой фактуры, из которой впоследствии шьют костюмы. Самым известным таким художником в Голливуде считается Мэтт Рейтсма. Он создавал текстиль для фильмов: «Титаник» (1997), «Планета обезьян» (2001), «Я легенда» (2007), «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009), «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012), «Ной» (2014), «Фантастические твари и где они обитают» (2016) и для многих других. В сети было выложено большое интервью этого художника, подробно рассказывающего о работе над фильмом «Ной» режиссера Даррена Аронофски.

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Костюмы для фильма «Ной» (2014) / Фото: Joe Kucharski / Tyranny Of Style

Костюмы для фильма «Ной» (2014) / Фото: Joe Kucharski / Tyranny Of Style

«Для „Ноя“ я делал крашение, печать, склеивание, плиссировку. Использовались виниловые краски, которые создавали эффект потертости и обветривания. Для некоторых основных костюмов я использовал технику, в которой склеивал вместе две ткани, имеющие контрастные волокна и текстуры, например хлопок с акриловым букле и шелком Habutae. Таким текстилем потом можно манипулировать по своему усмотрению: шелк хорошо красится, хлопок с акрилом берут цвет по-другому, к тому же окислитель шелка не влияет на хлопок и акрил. Таким образом я мог создать большой кусок ткани с возрастным эффектом, которая словно разваливается, но на самом деле вполне целая и в состоянии выдержать крой и перенести съемки».
 

Склады, комиссионки и секонд-хенды

Если же бюджет фильма невелик, да и времени на подготовку мало, то часто художника выручают костюмерные склады, на которых можно найти костюмы, отфактуренные временем или другими дизайнерами.

Костюмерная киноконцерна «Мосфильм» / Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Костюмерная киноконцерна «Мосфильм» / Фото: Артем Коротаев/ТАСС

«Есть такой рабочий, профессиональный термин — „отбор“, — писал режиссер Андрей Кончаловский, — Так называют костюмы, не шитые специально для картины, а купленные в комиссионных магазинах, на барахолке, подобранные из старья в студийных костюмерных, на складах. Из этого самого отбора можно подобрать костюм, в котором будет и характер персонажа, и образ времени, в которое происходит действие, и, естественно, точность фактур. Чем больше и разнообразнее эта самая куча тряпья — отбора, тем больше возможностей она дает для лепки самых разнохарактерных вариантов костюма. Это можно уподобить монтажу хроникального материала или, еще точнее, монтажу идущей в открытый эфир телевизионной передачи. В такой работе очень важен момент случайности, импровизационности, хотя, как говорил Мейерхольд, импровизация хороша тогда, когда она как следует подготовлена. Надо иметь точное представление о персонажах, перебрать огромное количество старья, случайных вещей, чтобы создать из них художественный образ».

Сегодня художника по костюмам часто выручают и секонд-хенды, где продают уже ношеную одежду, ведь, как известно, время — лучший отфактурщик.

Кадр из фильма «Самая красивая» (1951) / Фото: CEI Incom
Кадр из фильма «Самая красивая» (1951) / Фото: CEI Incom

Известен случай, когда режиссер Лукино Висконти заставил художника по костюмам Пьеро Този выпрашивать реальную одежду у жителей окраины Рима для съемок фильма «Самая красивая». К тому же при этом запретил ее стирать и гладить. Ему важно было не только создать достоверную картину бедного пригорода, но и погрузить актеров в нужное состояние, дать им прочувствовать своих персонажей.
 

Участие актеров и режиссеров в «изнашивании» костюма

Вариант, когда художник предлагает актеру до съемок недели за две походить в его будущем костюме (а некоторые актеры, такие как Роберт Де Ниро и Дэниел Дэй-Льюис сами просят об этом) — тоже довольно распространен. «Обживание» костюма — это еще и изучение его скрытых свойств, которые могут помочь актеру в создании образа.

Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures
Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Режиссер Светлана Ильинская вспоминала, как актер Евгений Евстигнеев, исполнявший роль Дяди Сарая в ее первом короткометражном фильме по рассказу Андрея Платонова «Избушка бабушки», не только принимал активное участие в подборе костюма, но и решил его сам отфактурить. «Первый рабочий день начался с того, что Евгений Александрович вышел из машины, осмотрел съемочную площадку, обошел двор, заглянул в дом, затем нашел место погрязнее и бухнулся посреди двора на четвереньки прямо в грязь. Поднявшись, он вытер руки о рубаху и штаны, зачерпнул еще пыли погуще и „загримировал“ ею лицо».

Бывает, требование к актерам отфактурить естественным образом костюм поступает от режиссера. Например, режиссер В. Петров перед съемками фильма «Петр Первый» заставлял актеров лишать свои костюмы новизны и свежести, активно их мять и пачкать в пыли.

Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм» 

Часто режиссер не выдерживает и сам помогает «обносить» костюм. «Мне вспоминается, сколько издевательств вытерпела моя безрукавка в „Солярисе“ — тужурка отца Криса, — вспоминал исполнитель роли актер Николай Гринько о своем костюме, — Андрей [Тарковский, режиссер] на ней и танцевал, и в пыли волочил, и в нескольких местах пропалил сигаретой — „обживал“ ее. И мой костюм для него был не менее важен, чем мой диалог».

Сколько труда и выдумки! Но без всех этих манипуляций не создать «жизненную правду» костюма.
 


Обложка: кадр из фильма «Ной» (2014) / Paramount Pictures