Главная / Практика / Отфактуривание: как сделать костюм визуально достоверным 

Отфактуривание: как сделать костюм визуально достоверным 

Режиссер Андрей Тарковский говорил: «Свежесшитый костюм на актере — это всегда катастрофа. Костюм так же, как и любая вещь в кадре, должен иметь свою биографию, связанную с конкретным человеком, актером».

Камера и свет могут выявить любую текстуру поверхности. Поэтому отглаженность и новизна костюма сразу делают картинку плоской и фальшивой (этим грешат современные отечественные сериалы). В жизни купленная нами одежда носится не год и не два, и это отражается на ее внешнем виде. Да и в рамках одного дня — к вечеру теряется свежесть костюма даже у самого аккуратного человека, поскольку ткань неизбежно мнется и пачкается. Поэтому наш глаз воспринимает подлинность фактур в кино только через их изношенность (слабую или сильную — зависит от персонажа и его «биографии»). В функцию художника по костюмам входит обязательное избавление персонажа от этой неприятной новизны только что сшитой или отутюженной одежды.

Кадр из фильма «Рай» (2016) / Фото: DRIFE Productions
Кадр из фильма «Рай» (2016) / Фото: DRIFE Productions

«На студиях бытует достаточно стандартная технология создания костюма: художник рисует эскиз, мастерские шьют то, что нарисовано. В результате для каждой картины все делается совершенно новое: новые костюмы, новые ботинки — все вроде культурно выполнено и все мертво. А мертво потому, что вещь не обжита, не стала и не могла стать своей для актера», — пишет в своей статье «Парабола Замысла. Немного о костюме» режиссер Андрей Кончаловский.
 

Способы отфактуривания костюма

Этих способов много, все зависит от поставленной задачи, желания и умения. К тому же степень изношенности костюма диктует жанр киноповествования. В этом смысле военную картину не сравнить с сериалом про жизнь персонажей Рублевки, фильм-катастрофу — с киносагой про врачей. Если же речь идет об историческом проекте, то без серьезной обработки костюмов не обойтись. И тут существуют разные способы. Например:

— можно сразу состарить ткань, сшить костюм, потом снова его целиком или частями обработать (например, прописать красками, вытравить слабым раствором хлорки);
— или отфактурить уже готовый костюм — например, пройтись наждачкой по краям одежды, изгибам воротника и брюк. А также отбить молотком швы (плечевые и пройму), чтобы сделать их вялыми, обношенными.

Чем пользуются художники при состаривании ткани?

— водой — мокрую вещь надевают на манекен и высушивают естественным образом;
— огнем — паяльной лампой обжигают поверхность ткани, получая подпалины и дыры;
— химическими препаратами, выедающими цвет;
— красками — прописывают кистью или задувают из баллончика нужные участки;

и многими другими.

В идеале лучше комбинировать различные методы. И у каждого художника есть свои предпочтения.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO

«Все костюмы „Игры престолов“ фактурятся, — рассказывает художник Мишель Клэптон, — мы делаем все: от пятен пота до состояния ветхой тряпки — и это является одним из наиболее важных аспектов в работе костюмерного цеха. У нас есть команда около десяти человек, в том числе дизайнеры и художники по текстилю, чья работа заключается в отфактуривании костюмов соответствующим образом. Сначала мы красим ткань, потом обрабатываем, затем фактурим, а потом снова треплем и штопаем. Если вы попытаетесь сделать в течение короткого времени то, что могло бы произойти с одеждой за 10 лет ее носки, то это не будет работать. Тут не получится забрызгать костюм краской из балончика и припорошить грязью, потому что именно так это тогда и будет выглядеть».
 

Отфактуренные дубли костюма

Одна из сложных задач для художника по костюмам — это изготовление большого количества дублей одной вещи в разной степени ее визуальной изношенности, ведь фильм не снимают последовательно, как написана история. К тому же в трюковых сценах актера дублирует каскадер. Как рассказывала мне в интервью художник по костюмам Варя Авдюшко про свою работу над фильмом «Бен-Гур»: «Поскольку при съемках физически активных сцен костюм может пострадать, то было изготовлено по 8 дублей костюмов для простых персонажей — возниц, и для Мессалы с Бен-Гуром по 12 дублей. И все эти дубли повторяли костюм один в один, даже вышивки и отделки, потому что мы снимали крупные планы. К тому же дубли костюмов для гонок были поделены на несколько этапов „запыленности“, ведь с каждым кругом гонщики все больше и больше покрывались пылью».

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Бен-Гур» (2016) / Фото: Paramount Pictures

Майкл Каплан, художник по костюмам фильма «Семь» также вспоминал: «Мы с удовольствием перемерили [с актером Брэдом Питтом] кучу вещей, которые я нашел в секонд-хендах, хотя большинство его костюмов все равно пришлось изготовить во множестве экземпляров, так как в сценах драк они постоянно портились и рвались. Мы шили одежду в мастерской и состаривали ее — ломали пуговицы, делали так, чтобы кожа потрескалась, запекали одежду в духовке, красили и стирали ее, чтобы она выглядела так, будто ее сшили тридцать лет назад, хотя ей от роду всего неделя. Помню, я даже прикрепил к одной вещи ценник степлером, а потом оторвал его, оставив небольшой след».

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Кадр из фильма «Семь» (1995) / Фото: New Line Cinema

Художники—отфактурщики

«Конечно, можно костюм постарить, выбелить плечи (одежда обычно выгорает со спины, а проедается спереди), подтемнить подмышки и т. д. Есть люди, которые умеют это делать феноменально, ювелирно. Работа эта адски сложная — я помню, сколько труда и времени ушло у нас на „Первом учителе“ (благо, это еще была моя дипломная работа — на все хватало сил и энтузиазма), чтобы старить костюмы, чтобы они выглядели много раз стиранными, пожухшими от солнца и пыли. Но все это работа не пошивочного цеха. Это уже работа художника. Он прописывает каждую деталь в костюме, как художник прописывает холст,— в дело идут и хлорка для отбеливания, и краска, которой после отбелки восстанавливают в каких-то местах первоначальный цвет, одним словом, тут масса разных хитростей и своих секретов. Но идти на такую трату труда, по-моему, стоит лишь в том случае, когда нельзя найти реальные вещи, в которые можно одеть героя», — вспоминал режиссер Андрей Кончаловский.

Кадр из фильма «Первый учитель» (1965) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Первый учитель» (1965) / Фото: «Мосфильм» 

«Раньше в стране мы действительно как-то „вручную“ справлялись (клали вещи под машину, под трактор, топтали ногами), — вспоминала художник по костюмам фильма „Офицеры“ Эмма Малая, — а на иностранных студиях всегда есть специальный человек, у которого наготове всякие спреи, напильники и прочее, специально для того, чтобы обработать костюмы».

Кадр из фильма «Офицеры» / Фото: киностудия имени М. Горького
Кадр из фильма «Офицеры» (1971) / Фото: киностудия имени М. Горького

Действительно, сегодня на больших проектах (и не только за границей) создают специальную команду художников, которые доводят костюмы до правдивой фактурности. Часто прибегают к услугам художников по текстилю, которые изначально создают ткань необходимой фактуры, из которой впоследствии шьют костюмы. Самым известным таким художником в Голливуде считается Мэтт Рейтсма. Он создавал текстиль для фильмов: «Титаник» (1997), «Планета обезьян» (2001), «Я легенда» (2007), «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009), «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012), «Ной» (2014), «Фантастические твари и где они обитают» (2016) и для многих других. В сети было выложено большое интервью этого художника, подробно рассказывающего о работе над фильмом «Ной» режиссера Даррена Аронофски.

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Костюмы для фильма «Ной» (2014) / Фото: Joe Kucharski / Tyranny Of Style

Костюмы для фильма «Ной» (2014) / Фото: Joe Kucharski / Tyranny Of Style

«Для „Ноя“ я делал крашение, печать, склеивание, плиссировку. Использовались виниловые краски, которые создавали эффект потертости и обветривания. Для некоторых основных костюмов я использовал технику, в которой склеивал вместе две ткани, имеющие контрастные волокна и текстуры, например хлопок с акриловым букле и шелком Habutae. Таким текстилем потом можно манипулировать по своему усмотрению: шелк хорошо красится, хлопок с акрилом берут цвет по-другому, к тому же окислитель шелка не влияет на хлопок и акрил. Таким образом я мог создать большой кусок ткани с возрастным эффектом, которая словно разваливается, но на самом деле вполне целая и в состоянии выдержать крой и перенести съемки».
 

Склады, комиссионки и секонд-хенды

Если же бюджет фильма невелик, да и времени на подготовку мало, то часто художника выручают костюмерные склады, на которых можно найти костюмы, отфактуренные временем или другими дизайнерами.

Костюмерная киноконцерна «Мосфильм» / Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Костюмерная киноконцерна «Мосфильм» / Фото: Артем Коротаев/ТАСС

«Есть такой рабочий, профессиональный термин — „отбор“, — писал режиссер Андрей Кончаловский, — Так называют костюмы, не шитые специально для картины, а купленные в комиссионных магазинах, на барахолке, подобранные из старья в студийных костюмерных, на складах. Из этого самого отбора можно подобрать костюм, в котором будет и характер персонажа, и образ времени, в которое происходит действие, и, естественно, точность фактур. Чем больше и разнообразнее эта самая куча тряпья — отбора, тем больше возможностей она дает для лепки самых разнохарактерных вариантов костюма. Это можно уподобить монтажу хроникального материала или, еще точнее, монтажу идущей в открытый эфир телевизионной передачи. В такой работе очень важен момент случайности, импровизационности, хотя, как говорил Мейерхольд, импровизация хороша тогда, когда она как следует подготовлена. Надо иметь точное представление о персонажах, перебрать огромное количество старья, случайных вещей, чтобы создать из них художественный образ».

Сегодня художника по костюмам часто выручают и секонд-хенды, где продают уже ношеную одежду, ведь, как известно, время — лучший отфактурщик.

Кадр из фильма «Самая красивая» (1951) / Фото: CEI Incom
Кадр из фильма «Самая красивая» (1951) / Фото: CEI Incom

Известен случай, когда режиссер Лукино Висконти заставил художника по костюмам Пьеро Този выпрашивать реальную одежду у жителей окраины Рима для съемок фильма «Самая красивая». К тому же при этом запретил ее стирать и гладить. Ему важно было не только создать достоверную картину бедного пригорода, но и погрузить актеров в нужное состояние, дать им прочувствовать своих персонажей.
 

Участие актеров и режиссеров в «изнашивании» костюма

Вариант, когда художник предлагает актеру до съемок недели за две походить в его будущем костюме (а некоторые актеры, такие как Роберт Де Ниро и Дэниел Дэй-Льюис сами просят об этом) — тоже довольно распространен. «Обживание» костюма — это еще и изучение его скрытых свойств, которые могут помочь актеру в создании образа.

Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures
Дэниел Дэй-Льюис в фильме «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Режиссер Светлана Ильинская вспоминала, как актер Евгений Евстигнеев, исполнявший роль Дяди Сарая в ее первом короткометражном фильме по рассказу Андрея Платонова «Избушка бабушки», не только принимал активное участие в подборе костюма, но и решил его сам отфактурить. «Первый рабочий день начался с того, что Евгений Александрович вышел из машины, осмотрел съемочную площадку, обошел двор, заглянул в дом, затем нашел место погрязнее и бухнулся посреди двора на четвереньки прямо в грязь. Поднявшись, он вытер руки о рубаху и штаны, зачерпнул еще пыли погуще и „загримировал“ ею лицо».

Бывает, требование к актерам отфактурить естественным образом костюм поступает от режиссера. Например, режиссер В. Петров перед съемками фильма «Петр Первый» заставлял актеров лишать свои костюмы новизны и свежести, активно их мять и пачкать в пыли.

Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Солярис» (1972) / Фото: «Мосфильм» 

Часто режиссер не выдерживает и сам помогает «обносить» костюм. «Мне вспоминается, сколько издевательств вытерпела моя безрукавка в „Солярисе“ — тужурка отца Криса, — вспоминал исполнитель роли актер Николай Гринько о своем костюме, — Андрей [Тарковский, режиссер] на ней и танцевал, и в пыли волочил, и в нескольких местах пропалил сигаретой — „обживал“ ее. И мой костюм для него был не менее важен, чем мой диалог».

Сколько труда и выдумки! Но без всех этих манипуляций не создать «жизненную правду» костюма.
 


Обложка: кадр из фильма «Ной» (2014) / Paramount Pictures 

 

Еще по теме

где снимали Зеркало лжи
Где и как снимали детективную мелодраму «Зеркало лжи» (2023)?
В сентябре 2023 года вышел сериал «Зеркало лжи», рассказывающий историю...
Жизнь по вызову похожие сериалы
10 сериалов, похожих по сюжету на «Жизнь по вызову»
Девушки любят посмотреть мелодрамы, эмоциональные и душераздирающие истории. Над ними...
Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство
Маленький «безопасный» город Главная сюжетная линия «Твин Пикса» — это,...
Первое убийство
«Первое убийство»: как зрители восприняли нетрадиционных вампиров?
Поклонники мистических историй ждали сериал Первое убийство, который рассказывает о...
Сериалы весны 2024
Какие сериалы будем смотреть весной 2024?
Весенний сезон богат как на премьеры, так и на продолжение...
мастер и маргарита экранизации
Экранизации романа «Мастер и Маргарита»
Мистический роман Михаила Булгакова, ставший классикой мировой литературы, поражает не...
Надо видеть: любимые фильмы Стивена Спилберга
01. «Величайшее шоу мира» (Сесил Б. ДеМилль, 1952) Это самый...
тренировался чтобы совершить побег фильм
Как называется фильм, где герой много лет тренировался, чтобы совершить побег?
Американский криминальный драматический сериал от телевизионной сети Fox о двух...