Обзоры

​Надо видеть: любимые фильмы Жан-Люка Годара

Ироничные заметки культового французского кинематографиста-провокатора на полях «Cahiers du cinéma» о любимых картинах и режиссерах, повлиявших на его творчество

  • 23 августа 2015
  • 5773
Евгений Белов


Жан-Люк Годар, кинорежиссер

 

01. Альфред Хичкок: «Человек, который слишком много знал» (1934), «39 ступеней» (1935), «Дурная слава» (1946), «Не тот человек» (1956), «Головокружение» (1958)



Трейлер к фильму «39 ступеней» (1935)
 
Хичкок был ясновидящим, он видел фильмы, прежде чем придумывать их… Хичкок вернул людям – публике и критике – всю мощь кадра и последовательности кадров. Люди были рады обнаружить, благодаря Хичкоку, что кино всё еще обладает ни с чем не сравнимой мощью. Хичкок был единственным, кто мог повергнуть в трепет тысячу человек, не говоря им, как Гитлер: «Я вас уничтожу», – но просто показывая вереницу бутылок бордо. Никому не удавалось подобное. Только великим живописцам, например, Тинторетто.

 

02. Николас Рэй: «Джонни-Гитара» (1954), «Бунтарь без идеала» (1955), «Больше чем жизнь» (1956), «Горькая победа» (1957)



Трейлер к фильму «Джонни-Гитара» (1954)
 
Уже были театр (Гриффит), поэзия (Мурнау), живопись (Росселини), танец (Эйзенштейн), музыка (Ренуар). Отныне существует кино. Кино – это Николас Рэй. Если бы не было кино, похоже, одному Николасу Рею пришло бы в голову его выдумать. После просмотра таких картин, как «Джонни-Гитара» или «Бунтарь без идеала», уже трудно не сказать: вот человек, который живет одним кинематографом, вот человек, который ничего не добьется на литературном поприще, на сцене, еще где-то, зато на экране он фантастически прекрасен. Николас Рей по природе своей моралист. Это и объясняет тот факт, что он существует постольку, поскольку работает в кино.

 

03. «Сорок ружей» (Сэмюэл Фуллер, 1957)


«Сорок ружей» (Сэмюэл Фуллер, 1957) / ​Надо видеть: любимые фильмы Жан-Люка Годара
 
Это лучший фильм автора. Каждая сцена, каждый кадр этого брутального и дикого вестерна, снятого на широкоформатную черно-белую пленку менее чем за десять дней, содержат в себе множество находок и изобилуют идеями по постановке, оригинальность которых можно сравнить с безумством Абеля Ганса или Штрогейма, в отличие от наивной простоты Мурнау.

 

04. «Лето с Моникой» (Ингмар Бергман, 1953)



 
Стоит посмотреть «Монику» только ради необычайных минут, когда Харриет Андерсон, прежде чем снова переспать с парнем, которого она бросила, пристально смотрит в камеру, её смеющиеся глаза увлажнены смятением, призывая нас в свидетели того отвращения, с которым она выбирает преисподнюю вместо небес. Это самый печальный кадр в истории кино. О чем мы подумали, когда на экраны вышла картина «Лето с Моникой»? Оказалось, что Бергман уже сделал то, чего недоставало французским режиссерам. «Моника» была уже раньше фильмом «И Бог создал женщину...», но в превосходном изложении. И финал «Ночей Кабирии», когда Джульетта Мазина смотрит в камеру, уже существовал в предпоследней части «Моники». Лично я отдаю предпочтение «Монике», а не картине «Чувство» Висконти, а также «политике авторов», а не «политике режиссеров». Мало кто станет сомневаться, что среди европейских режиссеров Бергман, за исключением Ренуара, является самым характерным представителем авторского кино.

 

05. Орсон Уэллс: «Гражданин Кейн» (1941), «Леди из Шанхая» (1947)



Трейлер к фильму «Леди из Шанхая» (1947)
 
Орсон Уэллс единственный, вместе с Гриффитом, в немом и звуковом кино, кто сдвинул этот чудесный электрический поезд, в который уже не верили братья Люмьер. Все кинематографисты обязаны ему всем на веки вечные.

 

06. «Орфей » (Жан Кокто, 1950)

 

 
Во всех его фильмах, и, в особенности, в «Орфее», Жан Кокто нам неустанно доказывает: что для того, чтобы снимать кино, мы должны заново обрести Мельеса, и для этого необходимо преодолеть несколько Люмьеровских лет (в оригинале «d'années Lumière»: «lumière» с французского – свет, а «année-lumière» – световой год. – Прим. tvkinoradio.ru).

 

07. «Великий диктатор» (Чарльз Чаплин, 1940)



 
Чарли Чаплин – выше всякой похвалы, так как он выше всех.

 

08. «Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)

 

 
«Четыреста ударов» оказывается самым гордым, самым упрямым, самым упорным, иными словами, самым свободным фильмом в мире. С точки зрения морали. И эстетики… Фильм «Четыреста ударов» означает Откровенность, Стремительность, Искусство, Новизну, Кинематографичность, Оригинальность, Дерзость, Серьёзность, Трагизм, Свежесть, Фантастику, Ярость, Дружбу, Универсальность, Нежность…

 

09. «Искатели» (Джон Форд, 1956)

 

 
Форд исповедовал мысль, что кино – это только кино, что в нем все должно быть просто. Этот человек неизменно обращался к одним и тем же сюжетам. Это обычно свойственно писателям, особенно европейским. И еще меня привлекал документализм его фильмов – лошадь, поющий человек, девушка, пейзаж и... всё. Так он поступал всю жизнь. Его можно назвать абсолютным режиссером.

 

10. «Лицо со шрамом» (Ховард Хоукс, 1932)



 
В списке 10 лучших американских звуковых фильмов (опубликованном в «Cahiers du cinéma» в конце 1963 года) Жан-Люк Годар поставил эту картину на первое место. Режиссер неоднократно ссылался на фильмы Хоукса, и даже иронично сравнивал его с фильмом «На последнем дыхании»: «Я думал о том, что сниму «Лицо со шрамом», а получилась «Алиса в стране чудес».
 

Источники: «Godard: biographie», Antoine de Baecque, 2010; «Годар о Годаре»; Искусство кино № 2, 1991; Искусство кино № 1, 1998; alumnus.alumni.caltech.edu

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7740
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3825
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2106
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 2033
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1887
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1571
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее