tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Обзоры

​Надо видеть: любимые фильмы Жан-Люка Годара

Ироничные заметки культового французского кинематографиста-провокатора на полях «Cahiers du cinéma» о любимых картинах и режиссерах, повлиявших на его творчество


Жан-Люк Годар, кинорежиссер

 

01. Альфред Хичкок: «Человек, который слишком много знал» (1934), «39 ступеней» (1935), «Дурная слава» (1946), «Не тот человек» (1956), «Головокружение» (1958)



Трейлер к фильму «39 ступеней» (1935)
 
Хичкок был ясновидящим, он видел фильмы, прежде чем придумывать их… Хичкок вернул людям – публике и критике – всю мощь кадра и последовательности кадров. Люди были рады обнаружить, благодаря Хичкоку, что кино всё еще обладает ни с чем не сравнимой мощью. Хичкок был единственным, кто мог повергнуть в трепет тысячу человек, не говоря им, как Гитлер: «Я вас уничтожу», – но просто показывая вереницу бутылок бордо. Никому не удавалось подобное. Только великим живописцам, например, Тинторетто.

 

02. Николас Рэй: «Джонни-Гитара» (1954), «Бунтарь без идеала» (1955), «Больше чем жизнь» (1956), «Горькая победа» (1957)



Трейлер к фильму «Джонни-Гитара» (1954)
 
Уже были театр (Гриффит), поэзия (Мурнау), живопись (Росселини), танец (Эйзенштейн), музыка (Ренуар). Отныне существует кино. Кино – это Николас Рэй. Если бы не было кино, похоже, одному Николасу Рею пришло бы в голову его выдумать. После просмотра таких картин, как «Джонни-Гитара» или «Бунтарь без идеала», уже трудно не сказать: вот человек, который живет одним кинематографом, вот человек, который ничего не добьется на литературном поприще, на сцене, еще где-то, зато на экране он фантастически прекрасен. Николас Рей по природе своей моралист. Это и объясняет тот факт, что он существует постольку, поскольку работает в кино.

 

03. «Сорок ружей» (Сэмюэл Фуллер, 1957)


«Сорок ружей» (Сэмюэл Фуллер, 1957) / ​Надо видеть: любимые фильмы Жан-Люка Годара
 
Это лучший фильм автора. Каждая сцена, каждый кадр этого брутального и дикого вестерна, снятого на широкоформатную черно-белую пленку менее чем за десять дней, содержат в себе множество находок и изобилуют идеями по постановке, оригинальность которых можно сравнить с безумством Абеля Ганса или Штрогейма, в отличие от наивной простоты Мурнау.

 

04. «Лето с Моникой» (Ингмар Бергман, 1953)



 
Стоит посмотреть «Монику» только ради необычайных минут, когда Харриет Андерсон, прежде чем снова переспать с парнем, которого она бросила, пристально смотрит в камеру, её смеющиеся глаза увлажнены смятением, призывая нас в свидетели того отвращения, с которым она выбирает преисподнюю вместо небес. Это самый печальный кадр в истории кино. О чем мы подумали, когда на экраны вышла картина «Лето с Моникой»? Оказалось, что Бергман уже сделал то, чего недоставало французским режиссерам. «Моника» была уже раньше фильмом «И Бог создал женщину...», но в превосходном изложении. И финал «Ночей Кабирии», когда Джульетта Мазина смотрит в камеру, уже существовал в предпоследней части «Моники». Лично я отдаю предпочтение «Монике», а не картине «Чувство» Висконти, а также «политике авторов», а не «политике режиссеров». Мало кто станет сомневаться, что среди европейских режиссеров Бергман, за исключением Ренуара, является самым характерным представителем авторского кино.

 

05. Орсон Уэллс: «Гражданин Кейн» (1941), «Леди из Шанхая» (1947)



Трейлер к фильму «Леди из Шанхая» (1947)
 
Орсон Уэллс единственный, вместе с Гриффитом, в немом и звуковом кино, кто сдвинул этот чудесный электрический поезд, в который уже не верили братья Люмьер. Все кинематографисты обязаны ему всем на веки вечные.

 

06. «Орфей » (Жан Кокто, 1950)

 

 
Во всех его фильмах, и, в особенности, в «Орфее», Жан Кокто нам неустанно доказывает: что для того, чтобы снимать кино, мы должны заново обрести Мельеса, и для этого необходимо преодолеть несколько Люмьеровских лет (в оригинале «d'années Lumière»: «lumière» с французского – свет, а «année-lumière» – световой год. – Прим. tvkinoradio.ru).

 

07. «Великий диктатор» (Чарльз Чаплин, 1940)



 
Чарли Чаплин – выше всякой похвалы, так как он выше всех.

 

08. «Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)

 

 
«Четыреста ударов» оказывается самым гордым, самым упрямым, самым упорным, иными словами, самым свободным фильмом в мире. С точки зрения морали. И эстетики… Фильм «Четыреста ударов» означает Откровенность, Стремительность, Искусство, Новизну, Кинематографичность, Оригинальность, Дерзость, Серьёзность, Трагизм, Свежесть, Фантастику, Ярость, Дружбу, Универсальность, Нежность…

 

09. «Искатели» (Джон Форд, 1956)

 

 
Форд исповедовал мысль, что кино – это только кино, что в нем все должно быть просто. Этот человек неизменно обращался к одним и тем же сюжетам. Это обычно свойственно писателям, особенно европейским. И еще меня привлекал документализм его фильмов – лошадь, поющий человек, девушка, пейзаж и... всё. Так он поступал всю жизнь. Его можно назвать абсолютным режиссером.

 

10. «Лицо со шрамом» (Ховард Хоукс, 1932)



 
В списке 10 лучших американских звуковых фильмов (опубликованном в «Cahiers du cinéma» в конце 1963 года) Жан-Люк Годар поставил эту картину на первое место. Режиссер неоднократно ссылался на фильмы Хоукса, и даже иронично сравнивал его с фильмом «На последнем дыхании»: «Я думал о том, что сниму «Лицо со шрамом», а получилась «Алиса в стране чудес».
 

Источники: «Godard: biographie», Antoine de Baecque, 2010; «Годар о Годаре»; Искусство кино № 2, 1991; Искусство кино № 1, 1998; alumnus.alumni.caltech.edu

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее