Практика

Тросы: полеты не во сне, а наяву

Люди мечтали о полетах с незапамятных времен, но только в кино человек способен летать, как ангел. И в этом ему помогают тросы

  • 19 марта 2018
  • 1025
Надежда Маркалова

Конечно же, тросы использовали задолго до возникновения кинематографа — в театре и цирке, но в кино трос особый — невидимый.
 

Первые полеты


Одним из первых кинематографистов, использовавших тросы в своей работе, был Жорж Мельес. Его актрисы летали над сценой еще в начале XX века. Вместо тросов в те времена (и довольно долго) использовали фортепьянные струны (piano wire). Их не видно в кадре, особенно если покрасить в нужный цвет и правильно осветить. Однако струны требовали особого подхода — они выдерживали довольно большой вес, если техники их нагружали постепенно, но при слишком резкой нагрузке они могли и лопнуть.
 
Фильм «Хризалида и бабочка» (1901) 

Многие десятилетия фортепьянные струны были главным инструментом Голливуда в создании иллюзии полета. Например, 16 струн держали положенный на металлические полоски ковер-самолет в фильме «Багдадский вор» 1924 года. Они же оживили летучую мышь, осьминога и прочих тварей, с которыми сталкивается персонаж картины.

Не обходилось и без трагедий. Например, в музыкальном фильме «Али Баба едет в город» в 1937 году во время репетиции сцены с ковром-самолетом техник, который должен был следить за мотором, управляющим движением ковра, отвлекся. В итоге мотор наехал на установленный на тросе ограничитель, трос лопнул, а мотор упал вниз, убив человека, вызвавшегося «отыгрывать» роль Али Бабы на репетиции. После этого сцену полета с актером Эдди Кантором не решались снимать до самого конца съемок.
 

Развитие технологий

 
Один из примеров применения тросов на съемках фильма «Фокус-покус» (1993)

Невидимые камерой тросы были основным инструментом кинематографистов до прихода цифровой эры. Приходилось думать, как спрятать устройство. Например, в фильме «2001: Космическая одиссея» актера, «отыгрывающего» невесомость, снимали снизу, тогда как кабель спрятали позади него. Эту же систему применял в своих космических фильмах еще Павел Клушанцев. Но тросы — не единственные устройства, используемые для создания иллюзии невесомости. В ход шла и металлическая штанга, тоже державшая актера сзади. Такое устройство использовали, например, на съемках дилогии «Москва-Кассиопея» Ричарда Викторова.

Более толстые и видимые тросы приходилось прятать, иногда даже прибегая к весьма сложным оптическим методам маскирования. Например, на съемках одной из сцен фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками» трос скрывали специальным отражающим инфраэкраном, что позволило потом впечатать в кадры фон, закрыв и трос.

С приходом в кино компьютера необходимость прятать тросы во время производства отпала. Операторам пришлось привыкать к новым условиям работы. Например, на съемках сцены с прыжком Терминатора на мотоцикле в картине «Терминатор 2: Судный день» трос впервые не нужно было прятать. Джеймс Кэмерон даже предложил покрасить его в ярко-оранжевый цвет, чтобы трос был четко виден для последующей обработки на компьютере. Но оператор Адам Гринберг этому воспротивился — ему было непривычно, ведь предыдущий опыт работы подсказывал, что трос нужно покрасить в синий — цвет неба. Это был первый случай стирания троса при помощи компьютера (для возвращения фонового изображения в ILM была написана программа) и восстановления лица актера вручную — покадрово.
 
Сцена из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Позже с появлением новых материалов тросы стали тоньше, и убирать их на этапе постпродакшна стало проще.
 

Современные примеры


Одним из самых сложных случаев стирания тросов из кадра можно считать сцену из фильма Кристофера Нолана «Начало», где персонаж Джозефа Гордона-Левитта видит спящих в номере отеля коллег в невесомости. На съемках люди лежали на специальных креслах, поддерживаемых металлическими стержнями снизу, а тросы обеспечивали невесомость висящих в воздухе предметов реквизита. Камера в этой сцене двигается и тросы пересекают лица и другие важные объекты в кадре. Один композер работал над этим шотом 3 месяца, удаляя тросы, восстанавливая задний план и лица актеров. Кстати, именно поэтому в этом уровне сна у актрисы Эллен Пейдж волосы убраны в тугой комок — кинематографисты не могли себе позволить возиться еще и с волосами девушки в невесомости. Кстати, шнурки на ботинках мужчин были сделаны из проволоки и поэтому могли торчать в произвольном направлении.
На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros.

Еще один интересный кадр с тросами был тот, в котором персонаж Джозефа Гордона-Левитта складывает своих спящих коллег в один «букет» и везет его к лифту.

Этот кадр снимали вертикально, тросы проходили сквозь дверь вверху и выше — прорезь в декорации. Вместо людей на тросах висели куклы, сделанные по слепкам с актеров. Но тросов все равно было слишком много, и при их удалении пришлось восстанавливать не только лица, но и замятую ими одежду.

Сегодня из кадра можно убрать не только тросы, но и целую систему поддержки актера. И примеров, когда для фильма создают специальные риги, позволяющие актеру вращаться в полете — масса.

Но старые добрые тросы все еще в игре. Например, для фильма «Гравитация» был придуман уникальный риг с тросами, позволявший актрисе полностью имитировать условия нулевой гравитации. Дело в том, что в невесомости человек не использует свои мышцы во время парения. Но в земных условиях актерам приходится удерживать ноги и руки в нужных позициях с помощью мышц, которые напрягаются и выдают наличие тяготения. Альфонсо Куарон хотел полной правдоподобности в кадре, поэтому был сделан риг, позволявший актрисе полностью расслабиться.
 
На съемках фильма «Гравитация» (2013) 

Впрочем, для съемки этого фильма придумали не только риг с тросами — для имитации полета в невесомости была сконструирована целая система, состоящая из видеокуба из светодиодных экранов, специальной люльки для актеров и особого роботизированного операторского крана. Комплексная работа крана, люльки и экранов, обеспечивавших съемочную группу интерактивным светом, позволила снять быстрые вращения актеров в космосе.

Сегодня помимо тросов на съемках применяют и специальные риги, позволяющие актеру вращаться вокруг вертикальной оси, будучи подвешенным за бедра (в центре массы). Это помогает воспроизвести движения человека в невесомости. Такой риг использовали, например, в фильмах «Игра Эндера» и «Живое».
 
На съемках фильма «Игра Эндера» (2013)

Также тросы применяют в любых сценах, когда персонажи падают или их отбрасывает взрывом — так трюки проще контролировать и обеспечивать безопасность каскадеров.
 

Обложка: «Стражи Галактики» (2014) / Фото: Disney

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7489
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3367
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 1947
Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1796
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1700
Мнение

Георгий Данелия: «На речке, на речке, на том бережочке»

Не стало Георгия Николаевича Данелия. Автора, постановщика, человека, который закончил свою жизнь так же, как заканчивали свои истории персонажи его фильмов: тихо насвистывая что-то свое, одновременно легкое и печальное

  • 5 апреля
  • 1433
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее