Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 6016
Какой-то сценарист

Авторский сценарий

 
Трейлер фильма «Убийство священного оленя» (2017)

Вообще, сценарии так не пишут. Я имею в виду не формальные признаки, вроде шрифтов или форматирования текста. В среде сценаристов считается дурным тоном, когда уже в скрипте указываются крупности и ракурсы. Это есть в сценарии Йоргоса Лантимоса и Эфтимиса Филиппу. Но их невозможно ругать за это. Почему? Да вот почему.
 

Стивен и Мартин сидят, прислонившись к машине, припаркованной возле пляжа. Погода отличная. Некоторые даже купаются. Мальчик снимает жакет.

МАРТИН

Прости, что я опоздал.

СТИВЕН

Да ладно, нормально всё.

МАРТИН

Я по дороге зашел к своему другу. У него новый мотоцикл. Я захотел прокатиться на нем, и мой друг мне разрешил. Вот поэтому я и опоздал.

СТИВЕН

Я надеюсь, вы были в шлемах.

МАРТИН

Конечно. В любом случае, мы не гнали на высокой скорости.

СТИВЕН

У меня для тебя подарок.

Стивен передает Мартину коробочку, в которой лежат часы (такие же, как и во второй сцене, в которой анестезист Мэтью разговаривает с хирургом Стивеном — прим. tvkinoradio).

МАРТИН

Я даже не знаю, как отблагодарить тебя. Спасибо огромное. Можно мне тебя поцеловать?

 
Стивен кивает. Мальчик целует его в щеку и гладит, цепляет часы на правую руку.

Здесь каждое слово дорогого стоит (кстати, доступный вариант сценария «Убийства священного оленя» отличается от конечного, но это ничего, там расхождения небольшие). Присмотритесь: скучный до безумия диалог, как, впрочем, и все остальные разговоры персонажей, может уже в первые полчаса фильма предсказать будущее развитие событий.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Мы не знаем, кто такой Мартин и зачем он постоянно шляется за Стивеном. Мартин — это подросток из, по-нашему, 11 класса, а Стивен — уважаемый хирург с каким-то комплексом проблем, которого играет Колин Фарелл.

Почему Стивен ждет какого-то мальчика, даже если понимает, что у него полно забот и без него? Сначала — жакет. Мальчик просит прощения и снимает с себя вещь, будто убирая границу между собой и взрослым человеком. Далее: ложь. Езда на мотоцикле, на котором Мартин будет катать дочку Стивена, будет не просто без шлема — байк будет всегда при Мартине. Далее: дорогие часы, которые мальчику дарит Стивен. На какую руку подросток их надевает — на ту же, что и персонаж Колина Фарелла, на левую. Это не только правило этикета, это просто по-мужски: мы в драке чаще всего бьем правой рукой. Позже Мартин заменит браслет с металлического на кожаный («Так удобнее»), и это тоже станет важным знаком в сюжете.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Что сделал хирург Стивен, из-за чего он вынужден чуть ли не расстилаться перед Мартином? Ответы будут даны позже. Даже неправильные выводы объяснят поведение Стивена и Мартина в этой сцене.

Постойте, получается, что эта сцена — это точка отсчета? Или точка невозврата? Или это завязка? Или «бойня» начинается здесь и сейчас? Разумеется, нет. Точка невозврата была за титрами фильма, как это любят делать многие крупные европейские режиссеры. И уже поэтому Йоргоса Лантимоса стоит причислить к списку, в который входят Ханеке, дель Торо, фон Триер и прочие мастера культуры. Или хотя бы пристально за ним наблюдать.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Этот фильм идеально подходит под определение «авторского сценария». Здесь примечателен именно скрипт, который написал режиссер и снял, мало с кем посоветовавшись, кроме соавтора. И, снимая, понимал, что он то тут, то там отходит от утвержденного сюжета.

Читать его — страшное мучение. Там диалоги вроде «Ты как?» — «Ничего». Мы можем поверить в то, что сценарист «Убийства....» — какой-то странный персонаж со своими тараканами. Но мы видим, что происходит на экране.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Это стерильная идеальная картинка. Это зачем-то снятый то с низкой точки, то с верхней Фаррелл (я не могу даже навскидку вспомнить примеры и ответы, почему главного персонажа снимают только так). Даже когда в повествование врывается кровь, она не превалирует, а начинает стекать потихоньку. И это «потихоньку» становится важным ритмом картины, в котором сценарист кажется ненужным элементом, а какими-то эпизодами мы его просто не видим. Все, что нас шокирует, имеет объяснение в прошлом или за кадром. Если вам нужна структура «для галочки» — она есть, но не на экране.

Напряжение создают сами герои. Мальчик в исполнении Барри Кеогана говорит: «Вы будете сначала обездвижены, потом вам будет плохо от еды, потом вы будете плакать кровавыми слезами, а уже потом умрете». И мы сами, позабыв про все, чему нас учили на сценарных факультетах, сидим на иголках в ожидании, когда предсказание Мартина сбудется. Цинично? Вот и отлично!

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Автор писал сценарий для себя, для того человека, который уже все придумал в визуальной стилистике, экранной подаче и в том, как, где и куда герои придут в результате. То есть не для нас, не для тебя и не вот для вас, девушка в пятом ряду.
 

Неправильная «закольцовка»


Лантимос, конечно, знал про все это, поэтому везде разбросал свои коды. Закольцовывание — любимый прием как для создателей фильмов, так и для публики. Но не зная, что его таким образом зомбируют, любой просвещенный зритель поддается своеобразному гипнозу и не видит краев. А они есть, и они очевидны. Давайте возьмем место первой встречи героев в «Бургер Кинге» (это не реклама, так прописано в сценарии; другое дело, что еды, которую подают в фильме, нет в российских филиалах сети закусочных).

Йоргос Лантимос на съемках фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Йоргос Лантимос на съемках фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Финальная сцена происходит там же. Состав семьи (простите за цинизм) изменился, но, в целом, это очень мощно работает на зрителя. Одно дело спросить в начале: «Хочешь, я что-нибудь для тебя закажу?» Совсем другое дело — посмотреть друг на друга в той же обстановке в конце фильма. И, кстати, Лантимос описывает последнюю встречу героев снова не по правилам, указывая крупности и диафрагмы.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

«Закольцовка» работает не так, как мы привыкли в подобных случаях. Взрослые герои в исполнении Колина Фаррелла и Николь Кидман играют в свою сексуальную игру, называя ее «Общий наркоз». Одно дело в начале фильма, где это кажется мелкой шалостью, совсем другое — в финальных сценах.
 

Парабола развития характеров


Мы для этого и разбираем фильмы, чтобы понять, где правила работают, а где нет. Герои на протяжении фильма не развиваются вообще. Если не прицеливаться конкретно в Фаррелла, каждый из них, бесспорно, проходит сквозь арку своего персонального ада.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Да, мы, конечно же, смотрим на Колина Фаррелла (кто-то на актера, кто-то на его персонажа), ждем, когда у Стивена сдадут нервы. Это тот самый случай, когда не герой проходит арку, а мы с вами. И, как многим может показаться, сцена, в которой Стивен плачет, укрывшись от всех, — лишняя с той точки зрения, что если ты делаешь кино про «железных людей», то и надо оставлять эмоции за кадром.

То же самое касается сцены, где Стивен разбивает кошмарно стерильную кухню. Но тут другое дело: мы будто видим этот эпизод глазами Анны (Николь Кидман), которая остается в кадре, и это, в хорошем смысле, ужасно.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Мы не видим преображения Николь Кидман, которая может так посмотреть в камеру, что побегут мурашки. Но это не наше с вами сценаристское дело. Герой Барри Кеогана жрет спагетти в томатном соусе (именно жрет, а не ест), на столе для бильярда просто лежит ружье, — это те самые реперные точки, на которых строится кино. Подвинь одну из них — и все рухнет.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / Фото: «A-One Films»

Чтобы понимать кино с самого начала до конца, большого ума не надо (собственно, для этого киноаттракционы и существуют). «Мы здесь ничего не решаем, и мы оба об этом знаем», —  говорит Анна в конце фильма. И приходится согласиться. Кто встал первым — того и ружье.
 

Обложка: кадр из фильма «Убийство священного оленя» (2017) / «A-One Films»

 


Комментарии

Комментариев: 2

 как мне кажется, так постановка может быть классифицирована и с теологическо-христианского ракурса, как столкновение различных ипостасей Бога(в Библии этому соответсвует различие в именовании), помимо Stabat mater, как произведения, которое врядле относится к мифологии,мы встречаем отсылки к казням египетским, а так же образам «неминуемого наказания» (око за око) против «насильственного принятия данностей» («отдание сына на пропятье») , жерва при этом «сын любимый», хоть и волей «случая», но все же заклан «как овча», чтобы остановить большее зло. Много отсылок встретилось, последняя сцена, так вариант «игнорирования» Ветхозаветного и Новозаветного Бога, которое произошло только после выполнения условий.

Ой, как некрасиво подписывать статьи чужим псевдонимом. 

Смотрите также

Популярное
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3508
Мнение

«Лето»: на самом деле этого не было

Фильм «Лето» может взбесить старых поклонников Виктора Цоя и Майка Науменко, но может влюбить в себя юных пионеров. Он про музыку или про любовь? Или про любовь к музыке? А если про любовь и влюбленность, то к кому именно? Ответ надо искать в сценарии 

  • 8 июня
  • 2839
Практика

5 советов ассистентов оператора

Члены съемочной группы, которых обычно обходит стороной внимание журналистов, советуют режиссерам, как работать с подчиненными, чтобы следующий проект добился успеха

  • 9 июня
  • 2551
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2379
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2363
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2017
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее