3 эффекта «Формы воды»
«В самом начале Гильермо сказал нам: „Это совместная работа. Я не собираюсь разделять компьютерную графику и практические эффекты. Мы должны рассказать историю персонажа самым оптимальным способом“. Поэтому мы работали вместе, согласовывая логистику для самых трудных сцен с трюками или сложными моментами в актерской игре», — говорит VFX-супервайзер компании Mr.X Деннис Берарди.
Итак, три «эффекта» фильма — это практический грим-костюм, технология создания иллюзии подводной съемки в сухом павильоне dry-for-wet и компьютерная графика, которую использовали для модификации отснятого материала и, конечно, для создания Существа и других видимых и невидимых эффектов.
Костюм
Дизайн Существа профинансировал сам режиссер за три года до того, как фильм получил зеленый свет и финансирование. Сначала дель Торо нанял дизайнеров Гая Дэвиса и Винсента Проса, а год спустя — еще двух скульпторов Дэвида Менга и Дэйва Гроссо, чтобы они сделали амфибию. Работали они в мастерской самого дель Торо и за его деньги. Режиссер очень хотел сделать Существо красивым. Дизайн занял девять месяцев и стоил несколько десятков тысяч долларов.
«Я очень хотел, чтобы Существо выглядело реалистично, но при этом было красивым, — говорит дель Торо. — Я знаю, что добиться и того и другого одновременно довольно сложно. Процесс должен был занять довольно много времени, поэтому я даже не вложил это в бюджет фильма. Это был самый сложный дизайн, который я когда-либо делал». На самом раннем этапе он собрал команду профессионалов с опытом оживления вымышленных существ. В нее вошел Шейн Мэхэн из Legacy Effects.
В данном случае костюм — это внешний вид Существа. Конечно же, «оживлял» костюм актер-мим Даг Джонс. Но за его внешний вид отвечали художники Legacy Effects. Ведущий дизайнер и скульптор Legacy Effects Майк Хилл создал окончательный вариант внешнего вида Создания, которого команда студии любовно окрестила «Чарли». Специалисты студии создали различные накладки для лица и тела актера. Изначально кинематографисты планировали дорабатывать Существо позже с помощью компьютерной графики. Это включало моргание глаз и двигающиеся жабры, а также люминесценцию. Хотя костюм был окрашен специальной люминесцентной краской, свечение все-таки добавляли на компьютере.
Практика совмещения технологий существует уже много лет. В прошлом году в фильмах «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и «Чужой: Завет» было много практических эффектов, которые позже частично или даже полностью заменяли компьютерной графикой. Практические элементы на площадке требуются для актеров, которым нужно взаимодействовать с эффектом, а также для CG-художников как референс по освещению. А в случае с «Формой воды» актерская игра Дага Джонса, конечно, была ключевым фактором в создании персонажа.
«Мы сохраняли игру Дага Джонса в лице и движениях Существа, и использовали ее как основу для усиления выразительности персонажа, — рассказывает Деннис Берарди. — Если бы Даг был у нас только в мокап-костюме, мы бы не достигли такой выразительности. Игра Дага вдохновляла нас, и нам предстояло ее усилить, добавив не более 20%».
Кстати, Шейн Мэхэн, со-основатель студии, говорит: «Мы — только часть визуальных эффектов, но практическая ее часть. И когда берешь ту же палитру и начинаешь смешивать две технологии так, чтобы зритель не понимал, что это на экране и как сделано это изображение, — это и называется магия кино».
Цифровой грим
VFX-супервайзером фильма был постоянный супервайзер картин дель Торо Деннис Берарди, в 2001 году основавший студию Mr. X Inc. За годы своей работы студия из маленького офиса на восемь человек выросла в многонациональную компанию, имеющую офисы в Торонто, Нью-Йорке, Монреале и Лос-Анджелесе, и насчитывающую более 400 человек сотрудников.
Берарди начал работу с создания цифрового дублера Дага Джонса в грим-костюме. «Гильермо хотел, чтобы Существо не только выражало эмоции так, как это делает Даг Джонс, но и двигалось под водой совершено определенным образом, — говорит Берарди. — Мы сделали много подводных тестов до тех пор, пока наш подводный двойник Дага Джонса не стал двигаться, как нужно режиссеру. Мы очень надеемся, что зрители не распознают, где реальный актер, а где — компьютерный».
Съемки начались в сентябре 2016 года. За три месяца до этого Берарди, Мэхэн и Майк Хилл под руководством дель Торо отсняли тесты костюма на камеру. Чтобы вписаться в бюджет, дель Торо предстояло снимать картину в тех же павильонах, где проходят съемки сериала «Штамм». «Я понимал, что нужно было удержать бюджет в пределах $20 миллионов, — говорит дель Торо. — Тогда фильм можно было бы окупить. Единственным выходом было снимать там же, где мы делаем „Штамм“, просто построить новые декорации, пока съемочная группа сериала „на каникулах“. Мы убрали декорации сериала, построили нужные, сняли кино, а потом вернули декорации „Штамма“ на место».
Во время тестов команда пробовала разные схемы освещения и смотрела, что сработает лучше.
В части сцен, где есть Существо, зрители видят цифровую «заплату» между верхней частью лба и началом верхней губы. Кроме того, для создания Существа использовали технологию «цифрового грима для говорящих животных», чтобы композеры могли вписывать цифровую «заплату» в каждый шот. Но каждый раз это была новая задача.
«Дело в том, что каждый день костюм сидел на актере по-разному, — объясняет CG супервайзер Трей Харрелл. — А наш цифровой человек был одинаковым. Поэтому нам приходилось каждый раз индивидуально вписывать элементы в разные костюмы».
Главной проблемой для аниматоров было сохранение игры актера и создание мимики на лице существа. Они создали карты натяжения и морщин для тех областей, в которых отыграть это в латексном костюме было невозможно. «Мы принимаем морщины на лбу или носогубные складки как данность, — смеется Харрелл. — Но этими элементами невозможно управлять, если на тебе латексные накладки». Маски с микроморщинами и областями напряжения помогли придать Существу более тонкие эмоции.
«У нас была потрясающая игра Дага, — продолжает Берарди. — Нам оставалось только дополнить ее, например, там, где Даг чисто физически не мог сделать то, что нужно». Например, тонкие нюансы или вспышки гнева, а также мимика в сценах истязания были актеру недоступны.
Для начала Дага Джонса в костюме сосканировали, используя технологию фотограмметрии Xscan. Установка состоит из 56 зеркальных фотокамер, со всех сторон фиксирующих геометрию и текстуры. «Этот риг позволил нам получить геометрию в высоком разрешении — выше, чем у лидарного сканирования, — говорит Харрелл. — Нашу установку можно использовать как в конфигурации только для лица, так и для всего тела».
Система пока не использует структурированный или поляризованный свет. Но в будущем, скорее всего, будет. Риг предоставляет не только модель, но и текстуры — для этого над ригом расположен огромный софтбокс, дающий рассеянный свет.
Команда студии отсканировала Дага Джонса, как в костюме, так и без него — в итоге 3D-портрет актера отсняли в 48 мимических позах без грима. На их основе сделали CG модель и цифровые риги лица Существа.
Но даже при наличии трехмерного скана, у специалистов Mr. X было много работы. Особенно потому, что дель Торо потребовал идеального совпадения компьютерных частей с оригинальным отснятым материалом.
«Этот цифровой грим был самым сложным, который я когда-либо делал, — рассказывает супервайзер анимации Кевин Скотт. — Гильермо хотел, чтобы мы показывали ему работу параллельно с отснятым материалом, постоянно переключаясь при этом между двумя кадрами. Поэтому мы добавили еще один уровень управления для полного спаивания изображений. Нашу работу исследовали очень-очень тщательно».
Еще одним вопросом стала природа «кожи» Существа. Ведь если на нем рыбья чешуя, то нет смысла воспроизводить подповерхностное рассеивание света, как это делается для человеческой кожи. В итоге решили, что его кожа похожа на латекс. Это сильно облегчило работу. «Я обожаю реальные материалы, — говорит Харрелл. — И это одна из причин, почему мы так хорошо сработались с Гильермо — он тоже предпочитает работать с осязаемыми объектами».
Интересно, что сотрудникам студии пришлось разрабатывать новый шейдер. «У нас не было цели сделать реалистичный рендер чешуи или кожи, нам нужно было воспроизвести текстуру грим-костюма, — рассказывает Трей Харрелл, — то есть — латекс или силикон».
В работе очень помогло то, что супервайзеры студии участвовали в создании костюма изначально. «Шейн присылал мне варианты и финальную версию, — говорит Денни Берарди. — И я мог что-то ответить и внести изменения. Это потрясающе, что тебя не ставят перед фактом, а позволяют облегчить работу».
И, конечно, в некоторых сценах фильма на экране Существо было полностью цифровое. Да, есть эпизоды, в которых у него заменена только голова. Но есть, например, кадры, в которых он задыхается в ванной, пока Элиза не добавляет туда соли. Здесь и ванна, и Существо были цифровыми. Интересно, что пресса обсуждала грим-костюм Существа, используя кадры из этой сцены, думая, что это — реальный актер в гриме.
В большинстве подводных сцен Существо тоже цифровое, потому что ни актер, ни даже профессиональный дайвер не могут двигаться под водой с такой скоростью. Чтобы создать эти кадры, художники студии смотрели не только на олимпийских чемпионов по плаванию, но и на водоплавающих животных и птиц: тупиков, бобров, пингвинов и акул. Они хотели найти движения, которые выглядели бы в воде грациозно.
Для рендера использовали в основном Mantra. Пайплайн студии основан на Houdini. В Mantra студия применяет свою собственную разработку для трейсинга лучей. Сегодня эта система — стандарт в Mantra, но когда студия разрабатывала собственное приложение, его еще не было.
«Команда Берарди все проделала просто потрясающе, — говорит Шейн Мэхэн. — Они сделали Существо более выразительным».
Dry-for-wet
Третьей основной технологией при создании фильма была съемка подводных сцен в сухом павильоне. В нескольких сценах картины действие разворачивается под водой. Но их съемки проходили в сухой декорации с использованием декорирования, симулирующего подводную среду. В основном это достигается освещением и задымлением декорации. Здесь для некоторых элементов также использовали компьютерную графику.
Вспомним первые кадры фильма, в которых героиня спит и видит сон. Мы видим ее в комнате под водой, где и она, и ее диван, и многие другие предметы антуража плавают в толще жидкости.
«Мы провели большое исследование особенностей подводных видов, — говорит Берарди. — Сначала мы хотели снять все на хромакее и добавить комнату в цифре, но потом поняли, что Гильермо предпочитает строить декорации. Оператор-постановщик Дэн Лостен придумал, как сделать этот эффект. Ведь комната все равно была построена, часть действия фильма разворачивается в ней. Мы провели тесты».
В итоге на потолке разместили мощные проекторы. Они проецировали заготовленные контрастные черно-белые пятна, выглядящие как каустические отсветы под водой, а также лучи света, которые отражаются водной поверхностью, сталкиваются с разными предметами и рассеиваются.
Декорацию залили дымом, а отдельные ее элементы висели на тонких тросах, будто плыли в толще воды. Команда Mr. X добавила в отснятый материал пузырьки, рыб, а также изменила положение волос Элизы и ее одеяла, что завершило создание подводной среды. Для усиления эффекта были также добавили отдельные CG-предметы, также плавающие в комнате.
Так что эти кадры — комбинация работы разных отделов, начиная с арт-отдела и декораторов, заканчивая каскадерским отделом, заведующим работой с тросами. Для съемки этих кадров потребовалось пять или шесть дублей.
Другие видимые и невидимые эффекты
Команда Mr. X также дополнила кадры фильма и другими элементами. В большинстве случаев это были цифровые декорации или локации и дополнения к ним.
А в некоторых сценах пришлось добавить в кадры и воду.
Обложка: на съемках фильма «Форма воды» (2017) / Фото: 20th Century Fox