Главная / Практика / «Форма воды»: Гильермо дель Торо о создании мира монстра-амфибии

«Форма воды»: Гильермо дель Торо о создании мира монстра-амфибии

Дель Торо десять лет переносил свой запоминающийся стиль в большие голливудские проекты, вроде «Багрового пика», «Тихоокеанского рубежа» и «Хеллбоя». Но с «Формой воды» режиссер хотел вернуться к более скромным и личным историям, какими были «Хребет дьявола» и «Лабиринт фавна».

Хотя в сказках дель Торо нет сложных экшн-сцен и известных франшиз в качестве основы, они тоже зависят от визуального стиля постановщика и его навыков в создании новых миров. На создание «Формы воды» он потратил больше 100 тысяч долларов из своих собственных сбережений и с небольшой группой единомышленников создал вселенную, в которой и происходила романтическая история с участием амфибии. Только после этого он начал показывать проект потенциальным инвесторам.

Трейлер фильма «Формы воды»

«Этот подход противоположен тому, что я делал с „Лабиринтом Фавна“, — говорит дель Торо. — Вместо того, чтобы раз за разом питчинговать проект в течение трех лет, я примерно два года работал над внешним видом и дизайном картины, так что, когда я начал ее показывать, все поняли, что она будет собой представлять. Я мог рассказать им о любой детали, они видели мир истории и самое главное — само существо».

Существо как основа мира

Фильм рассказывает о немой женщине Элизе (Салли Хокинс), которая влюбляется в монстра-амфибию, содержащегося на военной базе, где она работает уборщицей в ночную смену. Помимо самого монстра, дель Торо хотел показать романтический мир Элизы, в котором подобная история любви имела бы смысл.

«Представьте, что мы были начальниками зоопарка и пытались создать для этого существа привычную среду обитания, — объясняет режиссер. — Фильм — это среда. Общий дизайн картины — это как мишень для игры в дартс, где самый центр — это монстр».

На то, чтобы нарисовать скетчи монстра, у дель Торо ушло два года, и еще год — чтобы воплотить свои задумки в жизнь. Но главные локации фильма создавались с оглядкой на существо. Так романтическая история стала достоверной, но рассказанной лирично, визуальным языком.

Код цвета

«Форма воды» изначально задумывалась черно-белой. Но как только дель Торо решил, что фильм будет цветным, он подобрал палитру, которая стала еще одним инструментом в его повествовательном арсенале. Красный цвет в фильме использовался редко, чтобы подчеркнуть нотки любви и кинематографа, в то время как квартира Элизы, расположенная над кинотеатром, визуально напоминала морскую среду, где привык жить монстр (оператор Дан Лаустсен сохранил в качестве референса «Сумеречную зону», на стиль которой проект опирался на стадии начального концепта).

«Вся ее квартира сделана так, будто находится под водой: здесь помогла художественная постановка и оформление, — рассказал дель Торо. — Интерьер постоянно освещен холодным светом, голубого и цианового оттенков, везде видны следы воды. Квартиры и дома других персонажей несут в себе янтарные, желтые оттенки, ассоциирующиеся с дневным светом».

Художник по костюмам Луис Секейра должен был добиться, чтобы эти теплые цвета резко контрастировали друг с другом. «Мы видели оранжевый таким отвратительным цветом из 60-х (действие фильма разворачивается в 1962 году), и мужчин я одевал так же. Мы создали несколько монохромную цветовую палитру в подобных переходах между мирами».

Важную роль также сыграл зеленый цвет, который символизировал враждебное, лишенное романтики будущее лаборатории, автомобилей и желатина Jello. Дель Торо хотел, чтобы монстр состоял из всех возможных цветов, кроме зеленого. Как и Элиза, он символизировал прошлое.

Зеленый мир лаборатории оказался особенно сложным для Секейры и художника-постановщика Пола Остерберри, который заложил в основу ее дизайна эстетику брутализма, доминировавшего в 60-е в архитектуре ведомственных организаций. Именно в этом сеттинге должны были встретиться и влюбиться друг в друга Элиза и существо.

Остерберри вспоминает: «Я хотел, чтобы лаборатория контрастировала с романтическим пространством, где их любовь расцветает — квартирой Элизы. Сцены с аквариумом в лаборатории могли бы быть и вовсе стерильными. Но мы остановились на индустриальном, ржавом и задымленном пространстве».

Секейра дополнял то, какими мокрыми и покрытыми испариной были декорации, костюмами Элизы и ее коллег. Форма уборщиков должна была подходить палитре лаборатории и выделяться на фоне монстра. Костюмер протестировал множество вариантов ткани, чтобы найти правильную комбинацию.

Сказка Элизы

Хотя Элиза не может найти себе места в военной лаборатории и мире, стремящимся в будущее, дель Торо было важно, чтобы она не казалась несчастной: «Она не одинока. Я хотел, чтобы она жила скромно, но хорошо. У нее хорошие отношения с соседом, близкая подруга на работе».

По словам Остерберри, дель Торо еще во время работы над сценарием знал, что «Масси-Холл» в Торонто станет прототипом для дома Элизы. Режиссер влюбился в огромные дверные проемы и лестницы здания 1890-х годов и представил, что бы было, если бы в 1920-х его переделали в кинотеатр. В частности, для этого нужно было переделать большое офисное пространство сверху в квартиру Элизы и Гилза. Дель Торо наполнил сценарий небольшими деталями, вроде света, идущего из кинотеатра внизу, который пробивается сквозь пол. С него Остерберри и начал свою работу.

«Элиза живет над театром, весь день и всю ночь оттуда доносится свет и музыка. Таким образом мы понимаем, что она думает», — говорит режиссер.

Остерберри разработал декорации таким образом, как будто с 20-х годов в квартире мало что изменилось. Поэтому персонажи оказываются как будто в другой эпохе. «Элиза часто смотрела старые фильмы, так что в моем понимании она стала чем-то вроде первого коллекционера винтажной одежды, — вспоминает Секейра. — Она жила в собственной сказке, что позволило мне находить какие-то очень интересные вещи, вроде запонок или зажима для галстука. Я пытался найти интересные текстуры и детали. Например, я мог превратить найденный кусок ткани в блузку в стиле Питера Пена».

Дель Торо также добавил в фильм элементы дизайна своих любимых старых фильмов. Например, он хотел сделать отсылку к фильму 1948 года «Красные башмачки», а именно — к арочному окну из него. Благодаря этой отсылке Остерберри представил когда-то шикарное помещение, которое позже разделили на две квартиры. Дель Торо понравилось, как эти два героя таким образом становились двумя сторонами одной монеты и делили между собой одно окно.

«По отдельности они как будто неполноценны, но вместе — команда. Это очень романтично — если квартиры снова соединят, окно опять станет единым целым», — говорит Остерберри.

Вода придает форму

Помимо цветовой палитры, квартира Элизы должна была стать сырой и благоприятной для монстра, которого та освободила из-под гнета лаборатории. Дель Торо и Остерберри придумали для себя предысторию: когда-то в здании случился пожар, и после него квартира Элизы осталась нетронутой, и жилище Гилза отремонтировали.

«По сути, все осталось так же, как и было до этого, стены начали осыпаться. Везде протекала и капала вода. Она буквально придавала комнате форму», — вспоминает Остерберри.

Эффект усиливался благодаря планировке, в которой не было прямых линий и углов. Даже самый красивый предмет мебели в квартире — это пышный изогнутый диван. Художник-постановщик развил эту тему, использовав сделанные вручную чешуйчатые обои, а его помощники покрасили стены цветной штукатуркой по мотивам знаменитой японской гравюры «Большая волна в Канагаве».

«Когда мы решали, как будет выглядеть свет, идущий снизу, я показал, что у многих этажей в старых зданиях были большие проемы. Поэтому пол и получается волнистым от воды».

В сценах, где монстр приходит к Элизе домой, Остерберри пришлось задуматься о работе с настоящей водой. Для вступительного эпизода, в котором квартира полностью погружена в воду, ограничения бюджета требовали съемки dry for wet. Все предметы декораций и актеры были подвешены на тросах,  комнату наполнили паром и каустическим светом, а большие вентиляторы создавали эффект движения в воде, который усиливала замедленная съемка.

В некоторых случаях настоящую воду использовать все же приходилось, особенно для сцен в ванной, где жил монстр. В последний день съемок для ключевой сцены декорацию ванной комнаты нужно было опустить под воду. Декорации Остенберри сделал при помощи алюминиевых поверхностей и эпоксидной краски, а его команда без устали тестировала различные материалы, чтобы посмотреть, не разрушатся и не растворятся ли они в воде.

Тем не менее больше всего ощущению текучести способствовала постоянно двигающаяся камера. «Я хотел снять фильм как мюзикл, чтобы камера была текучей, как вода, и постоянно двигалась. В фильме нет ни одного статичного кадра. Я пытался снимать классическим способом, как мюзиклы Минелли — использовать тележки и краны, а не стедикамы — так что каждый раз, когда мы встречаем нового персонажа, кажется, что он вот-вот запоет».

Источник: indiewire.com

Еще по теме

Как художник по гриму помогает создать образ героя
В последнее время от людей, которые занимаются кино, часто можно...
Сериалы декабря 2024
Премьеры сериалов в декабре 2024 года
Последний месяц года традиционно радует зрителей яркими премьерами. В том...
Добыча 2022
“Добыча” (2022) — стоит ли ждать приквел “Хищника” с Мидтандер вместо Шварценеггера?
В скором времени на экраны выйдет приквел знаменитого фантастического фильма....
6 советов по созданию инди-сериала
Сейчас самое подходящее время, чтобы взяться за малобюджетный независимый сериал....
мультфильмы 2025
Самые ожидаемые мультфильмы 2025 года
Анимационная индустрия готовит множество интересных премьер. Мультфильмы 2025 года представлены...
Проект «Это я»: взгляд изнутри
Рождение проекта Автор идеи — руководитель дирекции креативного планирования Первого...
Периодизация в силовом тренинге — что это такое и почему она так важна?
Силовой тренинг – это не только физическая активность, но и...
​10 фильмов, полностью (ну, почти) снятых на хромакее: от «Звездных войн» до «Жизни Пи»
«Звездные войны» (Эпизоды I-III) (1999-2005) Режиссер: Джордж ЛукасБюджет: $115 млн....