Практика

Dry for Wet: съемка подводных сцен в сухом павильоне

Иногда для фильмов требуются подводные сцены, но снимать в таких условиях по-настоящему — довольно затратное и небезопасное предприятие. Что же для этого нужно?

  • 12 июня 2017
  • 3498
Надежда Маркалова

Кинематографисты активно искали способ имитировать подводную съемку в обычном павильоне. Для этого использовали разные методы: например, в фильме «Багдадский вор» 1926 года с участием Дугласа Фэрбанкса подводные сцены снимали в слоу-мо через марлю. 
 

Однако сегодня с развитием компьютерных технологий нужную сцену можно просто снять в хромакейном павильоне, как это сделал, например, Маттео Гарроне в своих «Страшных сказках». Он подвесил актера на тросы, чтобы тот в нужный момент «отлетел» от дракона, но всю подводную среду создавали при помощи компьютерной графики: и мутную воду, и кровь дракона, и поднятый со дна песок. 
 

Впрочем, есть еще пара промежуточных способов, которые появились еще в докомпьютерную эру. Тогда нарисовать муть в воде было невозможно — ее приходилось воссоздавать при съемке.

Например, если поставить между камерой и объектом настоящий аквариум с рыбами, то зрителю будет казаться, что персонаж находится в воде. Так, например, Павел Клушанцев снимал сцену в фильме «Планета бурь». Использовали этот способ и в Голливуде. С помощью аквариума можно было снять и плавающие в воде частицы водорослей, и другие детали — это выглядело очень убедительно. Кстати, аквариум — единственный способ воссоздать плавающие в воде пузырьки воздуха. Их отсутствие на экране легко выдает технологию Dry for Wet в подобных съемках. Но если задачи показать пузырьки нет, то можно обойтись и без аквариума!
Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Здесь очень важны несколько составляющих: среда, декорации, освещение.

Среду, то есть толщу воды, создают с помощью плотной завесы дыма, ровно распределенной по всему помещению. На таких съемках нужно внимательно следить за плотностью дыма, чтобы она не менялась слишком быстро, иначе это выдает отсутствие воды, особенно если это съемка моделей, которая ведется покадрово. Слишком быстрое изменение плотности дыма создаст его «моргание» в кадре и разрушит иллюзию. 

Что же касается декораций, важно аккуратно воссоздать все «содержимое» подводного пейзажа: скалы, камни, песок на дне и растительность. Все это должно быть окрашено в соответствующий цвет и иметь убедительную фактуру.
Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Одна из ключевых составляющих — освещение, ведь свет преломляется в воде особым образом. Например, если действие происходит не так далеко от поверхности  водоема, то под водой будут видны характерные для этой среды блики. Воссоздание этих бликов — отдельный вопрос. Самое простое здесь — пронести между камерой и объективом волнистое стекло. Будет немного не то, но если эстетика фильма «переживет» такую условность, то этим можно воспользоваться: например, при съемке сказки или сна главного героя.

Сегодня есть и специальные осветительные установки, которые умеют имитировать каустику подводного освещения. Однако они делают это слишком регулярно и шаблонно, и искусственность такого освещения сразу видна невооруженным глазом. Наверняка есть программируемые установки, в которых можно внести некоторую хаотичную последовательность изменения движения лучей. Это будет убедительнее. 

Но еще убедительнее другой способ — использовать настоящую поверхность воды, а отсветы от нее направлять на декорацию с помощью зеркала. Тогда движения лучей будут абсолютно убедительными.



На этом видео каустику создавали с помощью компьютера, а плавающие в воде частицы снимали отдельно на черном фоне и просто вставили в кадры. Здесь для съемки подводной «пыли» использован специальный порошок. С этой же целью можно использовать и измельченные куриные перья.

Также важна и скорость съемки. Ее выбор зависит от задач. Если в кадре актриса с распущенными волосами, то скорость съемки нужна высокая — до 1000 кадров в секунду. Тогда, используя вентилятор, можно создать иллюзию, что ее волосы плавают в воде. Но чаще используют скорость от 60 до 400 кадров в секунду. 

Впрочем, эту технологию чаще применяют на съемках моделей подводных лодок и экшена с их участием: например, в военных фильмах.

Такие сцены есть в фильмах «Бездна», «Охота за «Красным октябрем», «Левиафан» (1989), «Багровый прилив», «Перл-Харбор» и многих других.

На съемках фильма «Бездна»На съемках фильма «Бездна»

Выше — макет для одной из сцен фильма «Бездна». Часто такие макеты ставят на сторону и снимают горизонтально, что облегчает установку освещения и движение камеры.

В «Охоте за "Красным октябрем"» дело осложнялось тем, что в кадре должно было появиться несколько подлодок, а зрители должны были увидеть их маневры относительно друг друга. И все это, напомню, без какой-либо компьютерной графики. То есть, кинематографистам также пришлось изыскивать способ спрятать двигающиеся установки, поддерживающие огромные модели. 

Специально для фильма придумали особую подвесную систему, в которой к каждой точке крепления тросов крепилось три троса, идущих от треугольной подвески: четыре точки крепления по три троса в каждой. Тросы были сильно натянуты, что позволяло управлять наклоном модели, исключая ее качание. Если бы хоть один трос провисал, модель бы качалась, и это разрушило бы иллюзию. Тросы закрепили не на поверхности модели, а внутри нее: они проходили сквозь крошечные отверстия в ее «броне», потому что иначе крепления были бы видны на экране.

Модели снимают покадрово с использованием системы моушн-контроля. Дополнительно в кадры с помощью оптической печати могут вставить другие плавающие в воде элементы. Однако, скорее всего, при большом размере субмарины мелкую «пыль» в море будет не видно.
Съемки моделей для фильма «Охота за «Красным октябрем»

Съемки моделей для фильма «Охота за «Красным октябрем»

Кадр из фильма фильма «Охота за «Красным октябрем»

Кадр из фильма фильма «Охота за «Красным октябрем»

В фильме «Охота за "Красным октябрем"» в кадр также вставили дисторсии воды и следы позади подлодок, чтобы завершить иллюзию.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3856
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2202
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1870
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1817
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1655
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1599
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее