Практика

Dry for Wet: съемка подводных сцен в сухом павильоне

Иногда для фильмов требуются подводные сцены, но снимать в таких условиях по-настоящему — довольно затратное и небезопасное предприятие. Что же для этого нужно?

  • 12 июня 2017
  • 3410
Надежда Маркалова

Кинематографисты активно искали способ имитировать подводную съемку в обычном павильоне. Для этого использовали разные методы: например, в фильме «Багдадский вор» 1926 года с участием Дугласа Фэрбанкса подводные сцены снимали в слоу-мо через марлю. 
 

Однако сегодня с развитием компьютерных технологий нужную сцену можно просто снять в хромакейном павильоне, как это сделал, например, Маттео Гарроне в своих «Страшных сказках». Он подвесил актера на тросы, чтобы тот в нужный момент «отлетел» от дракона, но всю подводную среду создавали при помощи компьютерной графики: и мутную воду, и кровь дракона, и поднятый со дна песок. 
 

Впрочем, есть еще пара промежуточных способов, которые появились еще в докомпьютерную эру. Тогда нарисовать муть в воде было невозможно — ее приходилось воссоздавать при съемке.

Например, если поставить между камерой и объектом настоящий аквариум с рыбами, то зрителю будет казаться, что персонаж находится в воде. Так, например, Павел Клушанцев снимал сцену в фильме «Планета бурь». Использовали этот способ и в Голливуде. С помощью аквариума можно было снять и плавающие в воде частицы водорослей, и другие детали — это выглядело очень убедительно. Кстати, аквариум — единственный способ воссоздать плавающие в воде пузырьки воздуха. Их отсутствие на экране легко выдает технологию Dry for Wet в подобных съемках. Но если задачи показать пузырьки нет, то можно обойтись и без аквариума!
Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Схема работы с аквариумом и фото со съемок фильма «Планета бурь»

Здесь очень важны несколько составляющих: среда, декорации, освещение.

Среду, то есть толщу воды, создают с помощью плотной завесы дыма, ровно распределенной по всему помещению. На таких съемках нужно внимательно следить за плотностью дыма, чтобы она не менялась слишком быстро, иначе это выдает отсутствие воды, особенно если это съемка моделей, которая ведется покадрово. Слишком быстрое изменение плотности дыма создаст его «моргание» в кадре и разрушит иллюзию. 

Что же касается декораций, важно аккуратно воссоздать все «содержимое» подводного пейзажа: скалы, камни, песок на дне и растительность. Все это должно быть окрашено в соответствующий цвет и иметь убедительную фактуру.
Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Обломки подлодки «Монтана» для фильма «Бездна» достигали 18 метров в длину 

Одна из ключевых составляющих — освещение, ведь свет преломляется в воде особым образом. Например, если действие происходит не так далеко от поверхности  водоема, то под водой будут видны характерные для этой среды блики. Воссоздание этих бликов — отдельный вопрос. Самое простое здесь — пронести между камерой и объективом волнистое стекло. Будет немного не то, но если эстетика фильма «переживет» такую условность, то этим можно воспользоваться: например, при съемке сказки или сна главного героя.

Сегодня есть и специальные осветительные установки, которые умеют имитировать каустику подводного освещения. Однако они делают это слишком регулярно и шаблонно, и искусственность такого освещения сразу видна невооруженным глазом. Наверняка есть программируемые установки, в которых можно внести некоторую хаотичную последовательность изменения движения лучей. Это будет убедительнее. 

Но еще убедительнее другой способ — использовать настоящую поверхность воды, а отсветы от нее направлять на декорацию с помощью зеркала. Тогда движения лучей будут абсолютно убедительными.



На этом видео каустику создавали с помощью компьютера, а плавающие в воде частицы снимали отдельно на черном фоне и просто вставили в кадры. Здесь для съемки подводной «пыли» использован специальный порошок. С этой же целью можно использовать и измельченные куриные перья.

Также важна и скорость съемки. Ее выбор зависит от задач. Если в кадре актриса с распущенными волосами, то скорость съемки нужна высокая — до 1000 кадров в секунду. Тогда, используя вентилятор, можно создать иллюзию, что ее волосы плавают в воде. Но чаще используют скорость от 60 до 400 кадров в секунду. 

Впрочем, эту технологию чаще применяют на съемках моделей подводных лодок и экшена с их участием: например, в военных фильмах.

Такие сцены есть в фильмах «Бездна», «Охота за «Красным октябрем», «Левиафан» (1989), «Багровый прилив», «Перл-Харбор» и многих других.

На съемках фильма «Бездна»На съемках фильма «Бездна»

Выше — макет для одной из сцен фильма «Бездна». Часто такие макеты ставят на сторону и снимают горизонтально, что облегчает установку освещения и движение камеры.

В «Охоте за "Красным октябрем"» дело осложнялось тем, что в кадре должно было появиться несколько подлодок, а зрители должны были увидеть их маневры относительно друг друга. И все это, напомню, без какой-либо компьютерной графики. То есть, кинематографистам также пришлось изыскивать способ спрятать двигающиеся установки, поддерживающие огромные модели. 

Специально для фильма придумали особую подвесную систему, в которой к каждой точке крепления тросов крепилось три троса, идущих от треугольной подвески: четыре точки крепления по три троса в каждой. Тросы были сильно натянуты, что позволяло управлять наклоном модели, исключая ее качание. Если бы хоть один трос провисал, модель бы качалась, и это разрушило бы иллюзию. Тросы закрепили не на поверхности модели, а внутри нее: они проходили сквозь крошечные отверстия в ее «броне», потому что иначе крепления были бы видны на экране.

Модели снимают покадрово с использованием системы моушн-контроля. Дополнительно в кадры с помощью оптической печати могут вставить другие плавающие в воде элементы. Однако, скорее всего, при большом размере субмарины мелкую «пыль» в море будет не видно.
Съемки моделей для фильма «Охота за «Красным октябрем»

Съемки моделей для фильма «Охота за «Красным октябрем»

Кадр из фильма фильма «Охота за «Красным октябрем»

Кадр из фильма фильма «Охота за «Красным октябрем»

В фильме «Охота за "Красным октябрем"» в кадр также вставили дисторсии воды и следы позади подлодок, чтобы завершить иллюзию.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3579
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2415
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2381
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2041
Практика

40 правил независимого кино Роберта Родригеса

Роберт Родригес, enfant terrible Голливуда и «человек-киностудия», в день своего 50-летия делится смелыми советами о первых шагах в кинопроизводстве. Осторожно, после прочтения можно и впрямь подорваться и пойти снимать свой фильм

  • 20 июня
  • 1740
Практика

Как это снято: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Двадцать лет назад Терри Гиллиам отправил своих зрителей в психоделический трип в город греха. Разбираем, как воссоздавался на экране мрачный наркотический опыт Хантера Томпсона: «гонзо-режиссура»,  широкоугольная оптика, одноглазый оператор и японский Джимми Хендрикс

  • 18 июня
  • 1698
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее