Практика

Сцена в деталях: знакомимся с Индианой Джонсом

Разбираемся в том, как Стивен Спилберг и компания создали одну из самых знаковых сцен в кино — эпизод с золотым идолом для фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

  • 19 июня 2016
  • 5276

Сегодня мы внимательно посмотрим на знаковую сцену, открывающую фильм «В поисках утраченного ковчега», где зритель впервые познакомился с легендарным доктором Генри Уолтоном «Индианой» Джонсом-младшим, проследив за ней от превизуализации до постпродакшна. Для начала давайте напомним себе этот эпизод, который начинается сразу после открывающих титров: Индиана и Сатипо входят в храм и оказываются в зале золотого идола.

 

Разработка


Джорж Лукас и Стивен Спилберг придумали базовую концепцию для «В поисках утраченного ковчега» еще в 1977 году, как только «Звездные войны» вышли в международный прокат. Вскоре после этого Лоуренс Кэздан сел готовить первые черновики сценария. Что касается персонажа — доктора Генри Джонса Младшего, авторы ориентировались на героя Чарльза Хестона из «Секрета инков». Затем Спилберг вспомнил седьмой выпуск классического комикса о дядюшке Скрудже — «Семь городов Сиболы», который вдохновил его на то, чтобы перенести действие сцены в храм.




Как только работы над сценарием были завершены, Лукас и Спилберг предложили его студиям, что оказалось сложно, учитывая какой бюджет требовался для фильма. Шанс на съемки дал Paramount, хотя высказывались сомнения в том, что даже в оговоренный объем затрат удастся уложиться. Но авторы точно знали, что смогут справиться с задачей за заявленную сумму — такое уже случалось у Спилберга с предыдущими тремя фильмами.
 

Препродакшн


Чтобы остаться в рамках задачи и бюджетных ограничений у Спилберга была заранее подготовлена раскадровка для «Поисков утраченного ковчега». В ней среди прочих была знаковая сцена с золотым идолом и вышедшим из-под контроля валуном.

Раскадровка фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»Раскадровка фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Раскадровки нужны не всем — некоторые режиссеры предпочитают просто список сцен — тем не менее, они бывают очень полезны. Спилберг выполнил традиционные «проволочные» рисунки и передал наброски художникам для подготовки финальной версии. Иллюстрации, подобные той, что приведена выше, помогают команде понять видение режиссера еще до того, как будет включена камера.

Студия Elstree, на которой снимались сцены фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Когда все было зафиксировано на раскадровках, режиссер и команда отправились на съемки. Большая часть первой сцены была снята на площадке студии Elstree в Великобритании. А съемки экстерьера для этого эпизода производились на острове Кауаи на Гавайях (через несколько лет Спилберг использует эту же локацию для съемок «Парка Юрского периода»).
 

Подготовка площадки


Дизайн площадки критически важен для фильма, поскольку именно она может переместить зрителя в мир картины. Спилберг и компания знали, что переделать звуковой зал студии Elstree в перуанских храм будет непростой задачей, но если все сделать правильно, она «затянет» зрителей в другое место и время.

Внешняя оболочка выстроенной сцены внутренней комнаты храмаВнешняя оболочка выстроенной сцены внутренней комнаты храма

На изображении выше вы видите внешнюю оболочку выстроенной сцены внутренней комнаты храма. Основной задачей художника-постановщика Нормана Рейнолдса было убедиться, что каждая площадка в достаточной степени аутентична прежде, чем разрешить Спилбергу и оператору-постановщику Дугласу Слокому выстраивать и снимать желаемые кадры.
 

Практические эффекты


Спилберг планировал использовать практические эффекты так часто, как это будет возможно, так это придаст фильму очарование классических приключенческих сериалов. Команда специалистов по созданию визуальных эффектов из ILM работала непосредственно с режиссером и художником-постановщиком, стараясь сделать каждый элемент сцены выглядящим максимально реальным и соответствующим создаваемой атмосфере.

На съемках фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Как и дизайн площадки, визуальные эффекты — практические или компьютерные — должны совпадать с идеей мизансцены. Они не должны выделяться — скорее, их задача в том, чтобы органично сочетаться с выстроенной структурой кадра.

На съемках фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»На съемках фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

К счастью для Спилберга, у него была удивительная группа художников по спецэффектам, которые только что закончили работы над другим «небольшим» проектом под названием «Звездные войны». И хотя в первой сцене не так много эффектов, все необходимое там есть: пронзенный Сатипо, маленькие стрелы в комнате с идолом, булыжник из фибергласа (который весил около 360 килограмм) и сам идол с механическими глазами.
 

Операторская работа


Благодаря раскадровке, Спилберг и оператор-постановщик Дуглас Слоком четко понимали структуру фильма, что позволило им быстро начать снимать, вместо того, чтобы заниматься поисками удачного кадра.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

И все же — несмотря на все сказанное выше — Слоком добавил к фильму и свой визуальный талант. В этой сцене он использует длинные кадры, некоторые с использованием въезжающей или выезжающей тележки. Такие кадры используются чтобы передать ощущение напряженности или, в случае Сатипо — чувства облегчения.

Это визуальное построение резко отличается от двенадцати быстрых монтажных переходов, использованных Слокомом несколькими моментами ранее во время представления Индианы зрителю и для вступительных изображений.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Когда Индиана, наконец, проходит туннель и меняет золотого идола на мешок с песком, Спилберг и Слоком изменяют темп и оформление фильма. Сцена с побегом героя через зал состоит из множества коротких кадров. Это ускоряет темп фильма, доводя его до соответствия бешеному ритму истории. Остается совсем немного — собрать все это вместе.
 

Монтаж


За монтажом Спилберг обратился к признанному гению своего дела Майклу Кану. Он использовал раскадовку Спилберга и отлично подобранные визуальные решения Слокома, чтобы собрать впечатляющую историю. Впрочем, как мы знаем, монтаж — это всегда больше, чем обрезка и перестановка кадров по нужным местам.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Кан использует все основные техники прямых переходов, иногда примешивая и «косую» склейку. На этой иллюстрации Индиана планирует заменить идола на мешок с песком. По мере того, как подставка опускается и запускает ловушки, звуковые эффекты, созданные Беном Бёрттом, указывают на что-то опасное — герой догадывается, что стены сжимаются вокруг него. На этом заканчивается медленная начальная часть сцены, которая «спускает с привязи» бешеный темп второй части.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Надо заметить, что Кан не останавливает сцену в момент разрушения храма. Он использует монтажный переход, когда Индиана слышит что-то происходящее у него за спиной. Далее вставляет общий план, показывая булыжник, катящийся прямо на героя. Даже учитывая сделанную раскадровку, Кану все еще предстояло завершить монтаж и убедиться, что во всем есть смысл, все нужные техники использованы в свое время и работают на то, чтобы сформировать у зрителей правильное ощущение от эпизода.
 

Музыкальная композиция


Как мы говорили выше, оператор-постановщик Дуглас Слоком и монтажер Майкл Кан используют темп фильма, чтобы произвести эмоциональное воздействие на зрителя. Дирижер Джон Вильямс должен был сделать то же самое с партитурой.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»Озвучание фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Он начинает сцену с медленной драматической партии. Когда идол падает, музыка меняется, появляются медные трубы и темп музыки нарастает, дополняя и завершая общую картину, создаваемую визуальным рядом. В итоге мы получаем крайне цельную и эффектную сцену, которая навсегда останется в истории кино.

Источник: premiumbeat.com
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 4099
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2535
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2448
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2062
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1481
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1307