Практика

Словарь: Элементы эфира

В этом выпуске словаря: основные понятия структуры сетки вещания, составляющие звукового имиджа радиостанции и оформления эфира

  • 31 октября 2017
  • 2001
Александра Гагарина

Анонс


— предварительное оповещение о чем-либо.
 

Аутро


— проигрыш в конце песни. 
 
    Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне.
 
 

Банка


— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.
 

Блок 


— элемент сетки вещания и часть клока.
 
    Блоки делятся на типы:

— разговорный,
— музыкальный,
— новостной,
— рекламный,
— информационный.
 

Влет 


— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд).
 
    Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания.
 

Вокс Поп (VoxPop) 


— то же самое, что и ток стрит: опрос народа на улице.
 

Вылет 


— то же самое, что влет, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).
 

Дженерал 


— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.
 

Джингл 


— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.
 

Добивка


— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок.
 
    Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока.
 

Дыра


— тишина в эфире.
 

Заставка 


— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.
 

Идентификатор (ID) 


— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.
 

Интро 


— вступление, проигрыш в начале песни.
 
    Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире.
 

Клаттер


[clutter] 

— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.
 

Клок 


— эфирный час на радио, 60 минут.
 
    Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»).
 

Кода 


— фактическое завершение песни.
 

Лайнер 


— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.
 

Начитка 


— текст в рекламном ролике.
 

Одежда эфира 


— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.
 

Отбивка 


— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.
 

Пакет 


— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
 

Перебивка 


— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения.
 
    Применяется при изменении темы внутри передачи.
 

Пилот 


— пробный выпуск программы.
 

Подложка (подлога, подкладка, подклад) 


— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.
 

Рамп


— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.
 

Свипер 


— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах.
 
    Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы.
 

Хронометраж 


— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.
 

Сетка вещания 


— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.
 

Транзишн


[англ. transition — переход]

— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).

«Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:
 
  • fast to slow (от медленного к быстрому),
  • middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.

Таким образом,они становятся мостиком между разнородными песнями.
 
    Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.
 

Фальш-кода 


— фальшивая оконцовка песни.
 

Фичер


[feature]

— документальная программа.
 

Фонотека 


— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.
 

Хрип (хрипушка) 


— аудиозапись, сделанная по телефону.
 

Часовая отбивка 


— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов.
 
    Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган.
 

Читалка 


— рекламный текст, который начитывает ведущий
 

Шотган


[shotgun — дробовик]

— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.
 

Шпигель 


— анонс новостей в начале новостного выпуска.
 

Шумотека 


— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.
 

Beat-Matched Sweeper 


— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.
 
    В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями.
 

Fade-in, Fade out 


— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Настраиваем камеру: Log, цветовой охват, калибровка сенсора и другое

В завершение спецпроекта «Берем Canon на тест» колорист и моушн-дизайнер Олег Шарабанов составил список советов, которые помогут операторам определить нужные настройки перед съемкой

  • 10 мая
  • 5444
Слова

«У меня захватывает дух, когда я думаю, насколько сложной будет драматургия через несколько десятилетий»

Сценарный гуру Роберт Макки накануне своих семинаров в Москве поделился с нами мыслями о современной драматургии: как сериалы стали более новаторским искусством, чем кино, каковы критерии хорошего диалога и какие перспективы у VR и интерактивного кино

  • 10 мая
  • 4157
Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая
  • 3824
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3691
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3117
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 2805
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее