Главная / Практика / Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса

Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса

В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать свои навыки, будь то глава департамента, актер или другой персонал съемочной площадки. Все они должны достичь взаимопонимания. Бывает сложно выделить один-единственный аспект фильма и концентрироваться именно на нем. Однако в случае с Роджером Дикинсом с этим все гораздо проще. В тех проектах, где он выступает оператором, камера как будто живет своей жизнью, и визуальную часть можно изучать отдельно.

Видеролик Нельсона Карвахаля ниже призван подчеркнуть абсурдность ситуации, когда всемирно известный оператор не получил еще ни одной статуэтки «Оскар». Кроме того, видеоэссе демонстрирует несколько техник (или, скорее, эстетических особенностей), которые молодые операторы могут позаимствовать у Дикинса.


 

Перспектива макрокосмоса

Очень просто, погрузившись в историю, позволить деталям занять главенствующее место в фильме. Сюжет и визуальный стиль часто оказываются погребены под множеством подробностей: кто, что и с кем сделал, почему, где и как. И все же у Дикинса получается избежать этого каждый раз, когда он оказывается по ту сторону камеры. Как можно заметить в ролике Карвахаля, Дикинс — мастер макрокосма. Он показывает, как каждая отдельная личность ничтожна по сравнению с миром вокруг нее.

Кадр из фильма «Фарго» (1996) / Фото: Gramercy PicturesКадр из фильма «Фарго» (1996) / Фото: Gramercy Pictures

Обратите внимание, к примеру, на знаменитую сцену из «Фарго», в которой полицейский автомобиль едет сквозь просторы штата Миннесота. В ней символ закона, нравственности и справедливости чуть ли не поглощают километры и километры хаоса и пустоты. Посмотрите на трех связанных цепью путешественников из «О, где же ты, брат?», чуть ли не скачущих по огромному полю. Визуальный образ подсказывает, насколько важное приключение им предстоит пережить. Подобное соотношение внешнего и внутреннего можно представить с помощью изобразительных средств, а как это сделать — можно научиться из фильмов Дикинса.
 

Глубина микрокосма

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Универсальность сюжета переоценить сложно. Однако в работе оператора важна и естественность каждой маленькой детали изображения. В ролике Карвахаля есть короткий отрывок из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», который может рассказать зрителю о многом, не выдав при этом практически ничего. Мы видим Джеймса, героя Брэда Питта, одного на заднем дворе с сигарой. Кто он: преступник, отошедший от дел; преступник, обдумывающий следующее нападение; преступник, размышляющий о вопросах морали и прикидывающий, кто может его убить? Возможно, все это вместе. Но несмотря на то, что мы как зрители несколько отстранены от Джеймса, мы отлично его видим и можем заглянуть в его микрокосм.

В то же время обратите внимание на одну из многих сцен соблазнения в «Чтеце». Мы видим Ханну Шмиц на груди юного Майкла Берга (Дэвид Кросс) — удовлетворение для нее, обучение для него. При этом камера Дикинса отделяет их друг от друга, чтобы сцена была наиболее эффективной для сюжета.
 

Жизнь — это движение

Оператор-постановщик многое может рассказать, выбрав правильный наблюдательный пункт. Но он также может показать персонажей в движении, когда они наиболее активные и живые. Это напоминает зрителю, что все истории по сути — о наших действиях и о том, какие последствия они за собой влекут.

Персонажи в объективе Дикинса дышат полной грудью, у оператора это получается мастерски. Посмотрите прекрасную сцену драки из «Координаты: „Скайфолл“»: в кадре — одни силуэты, Джеймс Бонд наполовину дерется, наполовину — танцует со своим противником на неоновом фоне. Или обратите внимание на похожее движение Антона Чигура (Хавьер Бардем) в «Старикам здесь не место»: он извивается с одной из своих жертв на полу, медленно перекрывая ей кислород, но прилагая к этому заметные усилия.
 

Отрывок из фильма «007: Координаты: „Скайфолл“»

Дикинсу снова и снова удается донести одну важную мысль: жизнь — это движение. Если вы сможете передать это средствами кинематографа, значит, вы чему-то научились у знаменитого оператора.

Источник: nofilmschool.com
 


Обложка: Роджер Дикинс на съемках фильма «007: Координаты «Скайфолл» (2012) / Фото: MGM

 

Еще по теме

Обучение на курсах инъекционной косметологии
Инъекционная косметология — одна из самых востребованных сфер эстетической медицины....
фильм про толстушку
10 фильмов про обаятельных толстушек
Движение бодипозитива становится все актуальнее, никто уже не удивляется, что...
Кино как труд: пять вещей, которые вы узнаете «От первого лица»
01. Как создаются фильмы — этап за этапом Dewar’s Powerhouse...
Настенька где снимали
Детектив «Настенька»: где и как снимали сериал
Детективный мини-сериал «Настенька» от телеканала ТВЦ, стартовавший в сентябре 2023...
Черное зеркало лучшие серии
10 лучших серий «Чёрного зеркала» по мнению зрителей
Необычный проект, серии которого представляют собой отдельные истории, снятые разными...
Как творчески использовать поврежденное оборудование: фильтр для объектива
Недавно меня разбудил звук разбитого стекла. Я сразу же понял,...
7 фильмов без музыкального сопровождения
1«Веревка» (Альфред Хичкок, 1948) Сцена из фильма «Веревка» (1948) Альфред...
Что делать художнику по костюмам, если почти все персонажи фильма — женщины?
Художник по костюмам создает каждому персонажу, будь он герой или...