Обзоры

18 фильмов 28-го «Кинотавра»: Хлебников, Грымов, Чухрай и колоритные дебютанты

Накануне очередного «Кинотавра» знакомим с фильмами фестиваля, которые станут знаковыми для российского кино в этом году

  • 6 июня
  • 2158
Павел Орлов

Фильм открытия


«Холодное танго» (Павел Чухрай)

«Холодное танго» (Павел Чухрай)


Нынешний «Кинотавр» открывает первая за десять лет картина Павла Чухрая. Режиссер возвращается с исторической драмой. Действие «Холодного танго» происходит в 40-50-е годы в Прибалтике. Главный герой приходит в родной дом после войны и узнает, что его возлюбленная — дочь врага. В центральных ролях — Юлия Пересильд и Риналь Мухаметов. Примечательно, что съемки ленты велись не только в России, но и в Литве. Прокат картины состоится уже через неделю после фестиваля.
 

Основной конкурс


«Аритмия» (Борис Хлебников)

«Аритмия» (Борис Хлебников)


После «Озабоченных» для канала ТНТ Борис Хлебников вернулся к киноформату с драмой «Аритмия». Главный герой — врач провинциального городка, работающий на скорой. Пока он спасает других, собственная жизнь трещит по швам: жена подает на развод, а реформа системы здравоохранения может поставить крест на карьере. Врачу, оказывается, тоже нужна помощь. Главную роль в фильме сыграл любимый актер Хлебникова Александр Яценко. Да и вообще состав авторов сулит достойное кино. Сценарий Хлебников писал совместно с автором «Комбината “Надежда”» Наталией Мещаниновой, оператором выступил Алишер Хамидходжаев, а продюсерами — Рубен Дишдишян и Сергей Сельянов. Кроме того, проект является копродукцией России, Финляндии и Германии, и его поддержал авторитетный европейский кинофонд Eurimages. В общем, ждем. 

«Теснота» (Кантемир Балагов)

«Теснота» (Кантемир Балагов)


Фильм, без преувеличения, ставший сенсацией в рамках программы «Особый взгляд» недавнего Каннского кинофестиваля. Ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов снял жесткую социальную драму в антураже кабардино-балкарских лихих 90-х. По сюжету у еврейской семьи из Нальчика требуют выкуп за сына и его невесту. Сумма оказывается столь велика, что героям приходится продать имущество и бизнес и обратиться за помощью к общине. Судя по отзывам критики, в нашем кино появился молодой сильный автор, а судя по тому, что власти Кабардино-Балкарии посчитали картину нежелательной к показу в республике, кино действительно необходимо смотреть. 

«Блокбастер» (Роман Волобуев)

«Блокбастер» (Роман Волобуев)


Уже второй фильм экс-кинокритика Романа Волобуева, причем резко отличающийся от экзальтированного дебюта «Холодный фронт». Картина со скромным названием «Блокбастер» — это «черная антимосковская комедия» с реальными событиями в основе сюжета. Девушки из провинции грабят контору микрокредитов и отправляются покорять столицу. Должно быть задорно. Соавторы Волобуева — все та же знакомая тусовка: актрисы Анна Чиповская и Светлана Устинова, оператор Михаил Хасая, художник-постановщик Екатерина Щеглова, композитор Дарья Чаруша и продюсер Илья Стюарт.

«Мифы» (Александр Молочников)

«Мифы» (Александр Молочников)

 
Продолжаем тему тусовочности дебютом актера и театрального режиссера Александра Молочникова. Его абсурдистская комедия посвящена жизни столичной элиты (вроде Федора Бондарчука, Сергея Безрукова, Ивана Урганта и Ксении Собчак), увиденной глазами заезжего грека. При этом в основе лежат мифы и легенды Древней Греции. Судя по кадрам, снято с изыском, но кому это все может быть интересно — не очень понятно.  

«Заложники» (Резо Гигинеишвили)

«Заложники» (Резо Гигинеишвили)

 
Режиссер ромкомов «ЖАRА» и «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили внезапно дебютирует в жанре психологической драмы. Сюжет «Заложников» основан на реальных событиях. В 1983 году группа из семи молодых людей захватила авиарейс Тбилиси-Ленинград с целью бегства из СССР. Закончилась история, понятно, трагически. Фильм создан совместными усилиями кинематографистов России и Грузии, а потому в нем любопытный актерский состав: Тинатин Далакишвили, Мераб Нинидзе, Надежда Михалкова и Мария Шалаева. Также примечательно, что музыку написал великий Гия Канчели, в последнее время работающий в кино только по исключительным случаям. Картину уже демонстрировали в рамках программы «Панорама» последнего Берлинского кинофестиваля, где она получила одобрительные отзывы. 

«Жги» (Кирилл Плетнев)

«Жги» (Кирилл Плетнев)


Актер Кирилл Плетнев после пробы пера на двух коротких метрах «Мама» и «Настя» дебютирует в полнометражном кино. Его картина «Жги» посвящена истории строгой надзирательницы женской колонии, которая благодаря случаю и феноменальным вокальным данным становится звездой интернета и получает приглашение в песенное телешоу. Подготовиться к выступлению и изменить жизнь к лучшему надзирательнице помогает одна из заключенных. Центральный актерский дуэт фильма составляют Инга Оболдина и Виктория Исакова.

«Близкие» (Ксения Зуева)

«Близкие» (Ксения Зуева)


Еще один режиссерский дебют актера и единственная лента «Кинотавра» этого года, снятая женщиной. Фильм Ксении Зуевой — семейная драма. Главные герои, родственники, погрязли в конфликтах и взаимном негативе. Только большая трагедия заставляет их изменить отношение друг к другу. Кстати, о том, как создавалась картина, можно узнать из нашего интервью с Зуевой и продюсером Екатериной Михайловой.

«Голова. Два уха» (Виталий Суслин)

«Голова. Два уха» (Виталий Суслин)

 
В этой картине, кажется, получает развитие подход Андрея Кончаловского к теме деревенской России, памятный по «Белым ночам почтальона Алексея Тряпицына». Молодой режиссер Виталий Суслин (в его фильмографии — картина «Дефиле») также делает главным героем обычного человека и реконструирует на экране его жизнь. Пастух Иван Лапшин, живущий в отдаленном селе, внезапно получает от приехвашего из города незнакомца предложение легких денег. Отказаться деревенскому парню не удается, что становится поводом к незавидным приключениям. Картина микробюджетная — снята без господдержки и на энтузиазме людей, зачастую работавших только за идею.

«Мертвым повезло» (Вадим Валиуллин)

«Мертвым повезло» (Вадим Валиуллин)


Волна отечественного хоррора ожидаемо смешалась с комедией. В центре сюжета дебютного фильма режиссера Вадима Валиуллина коллизия столь же жуткая, сколь и смешная. Криминальная банда пытается обставить заказное убийство как проделку недавно объявившегося серийного маньяка. Однако маньяк оказывается в курсе деятельности плагиаторов и решает показать им работу профи. Ценой их жизни.

«Рок» (Иван Шахназаров)

«Рок» (Иван Шахназаров)


В прошлом году на «Кинотавре» Илья Учитель отметился дебютной картиной о творческой молодежи («Огни большой деревни»). В этот раз на ту же тему высказывается другой выходец из кинематографической семьи и тоже дебютант Иван Шахназаров. Он развил до полного метра свою короткометражку «Рок». Главные герои — еще одни потенциальные покорители Москвы, только их инструмент — музыка. За время путешествия из провинции в столицу персонажи сильно меняются, пережив опасный и незабываемый опыт. 

«Три сестры» (Юрий Грымов)

«Три сестры» (Юрий Грымов)

 
Юрий Грымов продолжает свою серию фильмов «Новая классика», в которой переносит всем известные произведения в современность. Уже был Лев Толстой и «Интимный дневник Анны Карениной», теперь пришла пора Антона Чехова. В фильме «Три сестры» текст пьесы воспроизводится в антураже наших дней, герои становятся не губернской интеллигенцией, а советской, а также делается поправка на возраст главных героинь — им не 20-25, а 55-60 лет. Изменения, по мнению авторов, должны лишь подчеркнуть преемственность русской культуры и связь поколений. Среди исполнителей ролей — Александр Балуев, Максим Суханов, Игорь Ясулович, Владимир Носик, Анна Каменкова и Ирина Мазуркевич.

«Турецкое седло» (Юсуп Разыков)

«Турецкое седло» (Юсуп Разыков)


Драма самого возрастного участника «Кинотавра» этого года. Юсуп Разыков, мастер крепких авторских драм, вроде «Гастарбайтера» и «Стыда», обращается к истории бывшего агента КГБ и ФСБ, специализировавшегося на наружном наблюдении. Теперь этот человек вышел на пенсию и от безделья и одиночества начинает следить за любым незнакомцем, показавшемся ему интересным.  

«Прорубь» (Андрей Сильвестров)

«Прорубь» (Андрей Сильвестров)


Исследователь крайних форм беспощадного русского арт-хауса Андрей Сильвестров  снял очередной экспериментальный проект. «Анти-сказка», как характеризуют проект сами авторы, вскрывает коллективное бессознательное русского человека, квинтэссенция которого обнаруживается в проруби. Телевизионная трансляция праздника Крещения объединяет верующих и спортсменов, звезд и безработных, президента и щуку, а также философские трактаты Ницше и легенды о Садко. Судя по рабочим материалам, помимо феерии абсурда, стоит ждать зажигательное явление Михаила Ефремова. Создавался фильм с помощью краудфандинга, причем сумму удалось собрать довольно внушительную.

«Скоро все кончится» (Алексей Рыбин)

«Скоро все кончится» (Алексей Рыбин)


Последняя из картин конкурсной программы — тоже дебют примечательного автора. «Скоро все кончится» — драматическая лента продюсера, сценариста, а также участника первого состава группы «Кино» Алексея Рыбина. Он обращается к истории простого рабочего, чья жизнь состоит из однообразных будней. Однажды встретив проститутку Диану, герой неожиданно для себя решает резко изменить свою жизнь. 
 

Специальные показы


«Анна Каренина. История Вронского» (Карен Шахназаров)

«Анна Каренина. История Вронского» (Карен Шахназаров)


Специальный показом продемонстрируют полнометражную (140 минут) версию «Анны Карениной», самого экранизируемого литературного произведения последних лет в нашем кино (помимо вышеупомянутого Грымова был Бортко и Проскурина). В апреле на канале «Россия» прошел 8-серийный вариант, получивший отзывы от смешанных до резко негативных (прежде всего, за излишнюю вольность обращения Карена Шахназарова с первоисточником Льва Толстого). Увы, вряд ли стоит надеяться, что киноверсия будет лучше.. 

«Нелюбовь» (Андрей Звягинцев)

«Нелюбовь» (Андрей Звягинцев)


Также специальным показом на «Кинотавре» будет представлена новая картина Андрея Звягинцева. Драма о разводе и поиске пропавшего ребенка из частной истории превращена автором в горький портрет России. «Нелюбовь» совсем недавно участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, откуда вернулась с Призом жюри, критики уже написали о ленте тома (причем некоторые даже признали ее лучшей в карьере Звягинцева), а кроме того, ее оперативно запустили в прокат. Здесь, кстати, можно найти любопытное интервью исполнителей главных ролей о творческом методе Звягинцева. 
 

Фильм закрытия


«Про любовь. Только для взрослых»

«Про любовь. Только для взрослых»


А завершает «Кинотавр» вторая часть киноальманаха «Про любовь», взявшего главный приз фестиваля в 2015 году. Нас вновь ждет набор новелл о странностях романтического чувства, россыпь звезд (в их числе сам Джон Малкович), но вместо режиссера Анны Меликян (она теперь только продюсер) историями делятся несколько человек: Павел Руминов, Нигина Сайфуллаева, Резо Гигинеишвили, Евгений Шелякин и тандем Алексея Чупова и Натальи Меркуловой. Набор авторов, кажется, вполне отражает панораму современного российского кино, так что для завершения фестиваля выбор самый подходящий.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее