Обзоры

15 фильмов 70-го Каннского кинофестиваля: Звягинцев, Линч, Иньярриту и многие другие

Накануне юбилейного Каннского кинофестиваля знакомимся со списком картин, которые определят ландшафт мирового авторского кино на год вперед

  • 16 мая
  • 4557
Павел Орлов

Фильм открытия


«Призраки Исмаэля» (Арно Деплешен; Франция)

Кадр из фильма «Призраки Исмаэля» (Арно Деплешен; Франция)


Режиссер Арно Деплешен не слишком хорошо известен в России, однако на Каннском кинофестивале он любимец и частый гость. Пять его картин демонстрировались в основном конкурсе, а в этот раз его ленте выпала честь открывать смотр. И понятно почему, ведь «Призраки Исмаэля» — это кино о кино. Главный герой, режиссер, пытается разгадать тайну исчезновения своей возлюбленной посреди съемок фильма. Спустя два десятилетия он снимает новое кино и вновь влюбляется, но идиллию разрушает возвращение бывшей пассии. Играют в картине любимые актеры мастеров европейского арт-хауса: Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур, Луи Гаррель, Матьё Амальрик и Альба Рорвахер.
 

Основной конкурс


«Нелюбовь» (Андрей Звягинцев; Россия)

Кадр из фильма «Нелюбовь» (Андрей Звягинцев; Россия)


Безусловно, главное событие нынешних Канн для российского зрителя —  премьера новой картины Андрея Звягинцева в рамках основного конкурса. В центре сюжета «Нелюбви» — история развода супружеской пары, у которой внезапно сбегает 12-летний сын. Интересны некоторые обстоятельства создания фильма. Его съемки завершились всего лишь за полтора месяца до фестиваля, в начале апреля, что, надеемся, никоим образом не отразилось на качестве. Другой любопытный момент — памятуя о критике «Левиафана» со стороны государства, авторы сознательно не стали просить у него поддержки (тем более, что в картине присутствует мат, а Минкульт, как известно, такое не любит). Фильм купили во всех странах Европы, но россиянам повезло больше других, поскольку в нашем прокате лента стартует всего лишь через неделю после фестиваля. 

«Кроткая» (Сергей Лозница; Украина-Франция)

Кадр из фильма «Кроткая» (Сергей Лозница; Украина-Франция)


Еще один фильм в основном конкурсе, имеющий непосредственное отношение к России — работа Сергея Лозницы. После череды документальных лент («Майдан», «Событие», «Аустерлиц») он вернулся к игровому кино с новой версией «Кроткой» Федора Достоевского. История женщины, которая пошла на брак из-за безденежья и в итоге решила покончить с собой, разворачивается в современной российской глубинке. Правда, теперь по сюжету героиня пытается найти мужа, пропавшего в тюрьме. В числе актеров, принявших участие в съемках, много россиян, в том числе Лия Ахеджакова и артисты екатеринбургского «Коляда-Театра». Картину продюсировали наши соотечественники Лев Карахан, Валентина Михалева и Галина Семенцева. Очевидно, кино по отношению к российской действительности будет довольно жестким, так что в прокате дождемся его вряд ли. 

«Хеппи-энд» (Михаэль Ханеке; Франция-Германия-Австрия)

Кадр из фильма «Хеппи-энд» (Михаэль Ханеке; Франция-Германия-Австрия)


Михаэль Ханеке возвращается в Канны после пятилетнего перерыва с традиционной для него критикой европейской цивилизации. Главные герои — типичные представители французской буржуазии, привычный уклад жизни которых меняется из-за вспыхнувшего миграционного кризиса. Ханеке здесь вновь работает со своей любимой актрисой Изабель Юппер, а также с Жан-Луи Трентиньяном, Матье Кассовицем и Тоби Джонсом. Если Ханеке выиграет в основном конкурсе (а шансы велики), он станет первым режиссером, удостоенным трех «Золотых пальмовых ветвей». Напомним, ранее он получал высшую награду Канн за «Белую ленту» и «Любовь». 

«Истории семьи Майровиц» (Ноа Баумбах; США)

Кадр из фильма «Истории семьи Майровиц» (Ноа Баумбах; США)


Любимый режиссер хипстеров (уступающий в этом звании разве что Уэсу Андресону да Ксавье Долану) Ноа Баумбах везет в Канны трагикомедию на тему семейных отношений. Не особенно дружные родственники, каждый со своими странностями, устраивают редкую встречу, чтобы отметить важное событие в творческой деятельности главы семейства. Оборачивается мероприятие небольшим коллапсом. Участие в нем принимают Адам Сэндлер, Бен Стиллер, Эмма Томпсон и Дастин Хоффман. Признаться, такой актерский состав фестивального фильма повышает градус ожидания.

«Роковое искушение» (София Коппола; США)

Кадр из фильма «Роковое искушение» (София Коппола; США)


Новая картина Софии Копполы тоже сразу впечатляет фантастическим составом исполнительниц ролей: Кирстен Данст, Николь Кидман и Эль Фаннинг. Колину Фаррелу, также задействованному в ленте, неслыханно повезло. Действие ленты разворачивается в годы Гражданской войны в США в закрытом пансионе для девушек. Здесь оказывается раненый янки, который ставит все заведение на грань «рокового искушения». Вообще, это ремейк «Обманутого» с Клинтом Иствудом, заявленный как вестерн. Это, надо полагать, обозначает привычную для Копполы веселую игру с жанровыми канонами и традициями. 

«Убийство священного оленя» (Йоргос Лантимос; США-Великобритания-Ирландия)

Кадр из фильма «Убийство священного оленя» (Йоргос Лантимос; США-Великобритания-Ирландия)


Грек Йоргос Лантимос, мастер абсурдного кино, внезапно снискавший мировую популярность, вновь собирается шокировать публику. Авторы обещают, что «Убийство священного оленя» не будет похоже на предыдущего «Лобстера», который, по сравнению с новой картиной, покажется зрителям «фильмом для детей». Сюжет звучит настораживающее: хирург пытается усыновить подростка, однако поведение последнего толкает врача на совершение некой «немыслимой жертвы». В фильме вновь участвуют Колин Фаррелл и Николь Кидман, а также Алисия Сильверстоун. Как замечают критики, шансы Лантимоса на победу очень велики, ведь в 2009 году он привез в Канны «Клык» и взял главный приз секции «Особый взгляд», а в 2015 году «Лобстер» удостоился Гран-при жюри.

«Молодой Годар» (Мишель Хазанавичус; Франция)

Кадр из фильма «Молодой Годар» (Мишель Хазанавичус; Франция)


И еще одно кино про кино, мимо которого не пройти ни одному киноману. Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус снял картину про Жан-Люка Годара во время съемок культовой «Китаянки». Увлечение маоизмом, роман с Анн Вяземски, переосмысление идей французской «новой волны», горячие протестные события мая 1968 года — в общем, кино обещает быть насыщенным. Годара играет вездесущий Луи Гаррель, а Вяземски — Стэйси Мартин, памятная многим по «Нимфоманке» Ларса фон Триера

«На следующий день» (Хон Сансу; Южная Корея)

Кадр из фильма «На следующий день» (Хон Сансу; Южная Корея)


Кореец Хон Сансу удивляет темпами, с которыми выдает одну простую и пронзительную драму о повседневной жизни за другой. Только в феврале его минималистичная картина «Ночью у моря одна» участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, теперь же Канны, причем сразу с двумя лентами. В рамках специальных показов покажут французско-корейскую «Камера Клэр» с Изабель Юппер, а в основном конкурсе — «На следующий день». Черно-белая лента повествует о любовном конфликте, в котором муж изменяет жене со своей сотрудницей. 

«Окча» (Пон Чжунхо; США-Южная Корея)

Кадр из фильма «Окча» (Пон Чжунхо; США-Южная Корея)


Еще работа корейского режиссера, однако совершенно в ином духе, нежели у Хон Сансу. Пон Чжунхо прогремел на весь мир оригинальным пост-апокалипсисом с элементом социальной критики «Сквозь снег». В свежей работе со странным названием «Окча» его фантазия, кажется, разыгралась еще больше. В неком фантастическом мире девочка дружит с гигантским монстром, которого однажды похищают. Заручившись помощью доктора Джейка Джилленхола, девочка отправляется на поиски. Параллельно ей предстоит вступить в бой с неким собирательным злом в лице Тильды Суинтон.  
 

Особый взгляд


«Теснота» (Кантемир Балагов; Россия)

Кадр из фильма «Теснота» (Кантемир Балагов; Россия)


Россия также представлена и во второй по значимости программе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов представит свою дебютную картину с типичным для России 90-х годов сюжетом. Собственно, основывается история на реальных событиях. В 1998 году в Нальчике у еврейской семьи требуют выкуп за сына и его невесту. Сумма оказывается столь велика, что героям приходится продать имущество и бизнес и обратиться за помощью к общине. Сокуров не только поддержал создание драмы силами своего фонда, но и выступил художественным руководителем. 
 

Вне конкурса


«Основано на реальных событиях» (Роман Полански; Франция-Бельгия)

Кадр из фильма «Основано на реальных событиях» (Роман Полански; Франция-Бельгия)


Один из старейших режиссеров планеты продолжает довольно активно радовать новыми работами. Как это часто бывает у Романа Полански, сюжет отдает параноидальными мотивами. В жизни писательницы, столкнувшейся с первым громким успехом, появляется почитательница ее таланта. В какой-то момент их общение становится опасным — девушка оказывается одержимой жаждой мести по неизвестной причине. Дуэт главных героинь исполнили Эммануэль Сенье и Ева Грин. Примечательно, что в работе над сценарной адаптацией первоисточника, одноименного романа-бестселлера Дельфины де Виган, принимал участие Оливье Ассайас. 
 

Программа «Двухнедельник режиссеров»


«Жаннетт» (Бруно Дюмон; Франция)

Кадр из фильма «Жаннетт» (Бруно Дюмон; Франция)


Некогда один из самых мрачных европейских режиссеров Бруно Дюмон переживает любопытнейшую трансформацию. От социальных драм с атмосферой трансцендентального кинематографа он перешел к абсурдистским жанровым экспериментам. Если «Малыша Кенкена» и прошлогодний «В тихом омуте» можно было охарактеризовать как черные комедии, то «Жаннетт» — это мюзикл. В песенно-плясовой форме Дюмон рассказывает о детстве национальной героини Франции Жанны д’Арк. Зрелище обещает быть причудливым, но тем и интересным. 
 

Программа «Виртуальная реальность»


«Плоть и песок» (Алехандро Гонсалес Иньярриту; США)

Кадр из фильма «Плоть и песок» (Алехандро Гонсалес Иньярриту; США)


Фильм длиной всего шесть с половиной минут, однако пройти мимо него нельзя. Во-первых, потому что это кино сделано с помощью новейших технологий в стремительно набирающем популярность формате VR. А во-вторых, потому что его авторы — не нуждающийся в представлении тандем Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Эммануэля Любецки. Более того, согласно аннотации, Иньярриту здесь возвращается к мультисюжетной композиции, которой славились его ранние картины. Главная же тема фильма — драматический опыт мигрантов из центральной Америки.  
 

Показы к 70-летней годовщине фестиваля


«Твин Пикс» (Дэвид Линч; США)

Кадр из фильма «Твин Пикс» (Дэвид Линч; США)


Мечта нескольких поколений любителей кино наконец-то близка к осуществлению. Уже 21 мая «Твин Пикс» возвращается с новыми эпизодами, два из которых покажут в Каннах. Третий сезон сериала примечателен не только возможностью ответа на сакраментальное «Кто убил Лору Палмер?», но и тем, что это первый крупный режиссерский проект Дэвида Линча после «Внутренней империи» десятилетней давности. Более того, увы, это, возможно, последний проект, который снимет великий сюрреалист — недавно он объявил о своем уходе из кино. 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как отечественные кинематографисты заимствуют идеи у мирового кино

Тут недавно Гайдая обвинили в плагиате его знаменитой троицы и сюжета «Кавказской пленницы». Посмеявшись над этим «разоблачением», предлагаем вспомнить несколько более глобальных заимствований, совершенных отечественными кинематографистами у иностранных коллег

  • 4 ноября
  • 16275
Обзоры

Чем хуже, тем лучше: 10 ужасных фильмов, ставших классикой

Решили вспомнить те редкие, но яркие случаи, когда фильм оказывался плохим настолько, что со временем обретал статус классики. Разумеется, все ассоциации с «Матильдой» случайны

  • 6 ноября
  • 8291
Практика

8 советов, как монтировать материал, снятый с дрона

Простые способы сделать ваш проект визуально привлекательнее на постпродакшне

  • 7 ноября
  • 3035
Тенденция

«Дюнкерк» совершенно точно получит «Оскар» за лучший фильм. Или нет?

Фильм Кристофера Нолана — явный фаворит Американской киноакадемии в этом году. Но успех или неудача «Дюнкерка» повлияет не только на его авторов, но и на «Оскар» в целом

  • 5 ноября
  • 2826
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 2214
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2065
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее