Обзоры

15 фильмов 67-го Берлинского кинофестиваля: Бойл, Каурисмяки, Сенцов и русская операторская школа

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами престижного смотра. Российское присутствие в этот раз хоть и скромное, но любопытное

  • 9 февраля
  • 4564
Павел Орлов

Фильм открытия


«Джанго» (Этьен Комар; Франция)

«Джанго» (Этьен Комар; Франция)


Открывается Берлинский кинофестиваль в этом году джазовыми мотивами. Режиссерский дебют французского продюсера и сценариста Этьена Комара (его «Тимбукту» два года назад получило номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм) повествует о великом джазовом гитаристе и кумире Вуди Аллена Джанго Рейнхардте. Автор фокусируется на одном из самых сложных периодов в жизни музыканта — во время Второй мировой войны он живет в оккупированном нацистами Париже, постоянно находясь по угрозой расправы, но его музыка становится символом сопротивления. Картина также участвует в основном конкурсе фестиваля. 
 

Основной конкурс


«По ту сторону надежды» (Аки Каурисмяки; Финляндия)

«По ту сторону надежды» (Аки Каурисмяки; Финляндия)


Самый известный режиссер Финляндии и самый специфический комедиограф в истории кино Аки Каурсимяки продолжает создавать почти бессловесные истории о трогательных маргиналах и неудачниках. Новая картина — вторая часть «портовой трилогии», несколько лет назад начатой «Гавром». Сквозная тема — столкновение Запада и Востока, коренных финнов и мигрантов, на сей раз — сирийских беженцев. Как всегда, будет и смешно и грустно. 

«Вечеринка» (Салли Поттер; Великобритания)

«Вечеринка» (Салли Поттер; Великобритания)


Очередная работа Салли Поттер, одного из самых страстных экспериментаторов британского кино. Черно-белый камерный фильм заявлен как «комедия трагических пропорций» — семейный праздник оборачивается кровопролитием. Участвуют в действии Киллиан Мерфи, Кристин Скотт Томас, Бруно Ганц и Тимоти Сполл. Но особенно примечательно, что оператором картины выступает наш соотечественник Алексей Родионов, известный фильмами «Иди и смотри» и «Generation П». Он же снял лучшие картины Поттер, «Орландо» и «Да». Увы, Родионовым участие России в основном конкурсе Берлинале в этом году и ограничивается.

«След зверя» (Агнешка Холланд; Польша-Германия-Чехия-Швцеция-Словакия)

«След зверя» (Агнешка Холланд; Польша-Германия-Чехия-Швцеция-Словакия)


Агнешка Холланд, ставшая после недавней смерти Анджея Вайды самым значительным польским режиссером-ветераном, представит на фестивале леденящий кровь психологический триллер. В сельской местности на границе Польши и Чехии происходит серия жестоких убийств. Под подозрение попадает главная героиня, пожилая женщина, ведущая собственное расследование загадочных преступлений. Знакомые с картиной критики называют ее смесью Агаты Кристи и Дэвида Линча. Звучит заманчиво. 

«Ужин» (Орен Моверман; США)

«Ужин» (Орен Моверман; США)


Режиссерская работа Орена Мовермана, известного как сценарист фильмов «Меня там нет» и «Посланник» (за эту картину автор даже был удостоен «Серебряного медведя» Берлинале). Лента основывается на одноименно бестселлере голландского писателя Германа Коха, в котором автор выступает с резкой критикой современной западной цивилизации. Главные герои картины — братья, собравшиеся за ужином в ресторане, чтобы обсудить семейные проблемы, а именно совершенное их детьми-подростками преступление. Простая застольная беседа стремительно перерастает в драму с исследованием скелетов в шкафах героев.  

«Бойс» (Андрес Файель; Германия)

«Бойс» (Андрес Файель; Германия)


Единственная документальная картина в основном конкурсе Берлинале этого года — это исследование творческих взглядов и практик одного из самых значительных и экстравагантных немецких художников XX века Йозефа Бойса. Режиссер Андрес Файель откопал для своей работы целый пласт ранее неизвестных аудио- и видеоматериалов. Таким образом даже для больших поклонников и знатоков Бойса картина может открыть нечто новое. 
 

Вне конкурса


«На игле 2» (Дэнни Бойл; Великобритания)

«На игле 2» (Дэнни Бойл; Великобритания)


Долгожданное и многообещающее продолжение культовой картины Дэнни Бойла. Ровно тот же состав авторов (от актеров до съемочной группы) собрался спустя два десятилетия, чтобы в наши дни взглянуть на героев, по-прежнему живущих с саркастичным кредо «Choose life». Сюжетной основой при этом служит роман Ирвина Уэлша «Порно». Редкие счастливчики, которые уже видели фильм, уверяют, что это редкий пример удачного сиквела (который при этом не совсем сиквел), одна из лучших работ в карьере Бойла, а также квинтэссенция его стиля с дичайшим клиповым монтажом, голландскими углами, играми с форматами изображения и другими свойственными ему приемами. Некоторые даже считают, что после такого ничего круче Бойл уже не снимет. Ждать до проката всего месяц. 

«Бар» (Алекс де ла Иглесиа; Испания)

«Бар» (Алекс де ла Иглесиа; Испания)


Еще одна камерная картина, в которой комедийное начало сочетается с элементами хоррора. В стенах мадридского кафе оказываются запертыми хипстер, бомж, рабочий, бизнесмен и еще несколько человек — выйти им не позволяет снайпер, стреляющий по прохожим. Такая стрессовая ситуация заставляет героев показать свою истинную сущность. Режиссер картины Алекс де ла Иглесиа — один из самых колоритных испанцев мира кино, извечно балансирующий на грани кича и высокой трагедии. 

«Последний портрет» (Стэнли Туччи; США)

«Последний портрет» (Стэнли Туччи; США)


Режиссерская работа Стэнли Туччи, многим известного скорее как актер, нежели как постановщик. Автор делает попытку понять сложный характер знаменитого швейцарского скульптора и живописца Альберто Джакометти, а также в целом природу творчества. Для этого он обращается к последним годам жизни художника, когда тот сдружился с критиком Джеймсом Лордом, чья книга и легла в основу сценария. Пару главных героев исполнили Арми Хаммер и удивительно похожий на Джакометти Джеффри Раш. 
 

Программа «Форум»


«Разговоры во сне» (Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел; Франция-Великобритания-США)

«Разговоры во сне» (Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел; Франция-Великобритания-США)


Документальное исследование одной из ключевых для феномена кинематографа тем — что такое сон? Авангардисты Люсьен Кастен-Тэйлор и Вирина Паравел (многие наверняка помнят их «Левиафан», документальный хоррор о рыбной ловле) пытаются создать достойный видеоряд к записям шокирующих разговоров во сне американского музыканта Диона МакГрегора. В бессознательном состоянии разум этого человека рождал столь изощренные сюжеты, что позавидовать ему могли даже классики сюрреализма. Кино, вроде как, получилось весьма пугающим.  
 

Программа «Панорама»


«Заложники» (Резо Гигинеишвили; Грузия-Россия-Польша)

«Заложники» (Резо Гигинеишвили; Грузия-Россия-Польша)


Несколько неожиданный дебют режиссера «ЖАRЫ» и «Любви с акцентом» Резо Гигинеишвили в жанре психологической драмы, созданный совместными усилиями кинематографистов Грузии и России. Сюжет основан на реальных событиях. В 1983 году группа из семи молодых людей захватила авиарейс Тбилиси-Ленинград с целью бегства из СССР. Закончилась история, понятно, трагически. В числе исполнителей ролей: Тинатин Далакишвили, Мераб Нинидзе, Надежда Михалкова и Мария Шалаева. Оператором является Владислав Опельянц. Также примечательно, что музыку написал великий Гия Канчели, в последнее время работающий в кино крайне редко.

«Реквием для миссис Джей» (Боян Вулетич; Сербия-Болгария-Македония-Россия-Франция)

«Реквием для миссис Джей» (Боян Вулетич; Сербия-Болгария-Македония-Россия-Франция)


И еще одна картина с российским участием. Александр Роднянский выступил сопродюсером черной сатирической комедии сербского режиссера Бояна Вулетича. Картина повествует об обычной женщине, которая на фоне экономического кризиса готова покончить с собой. Однако трагические планы меняются, а история оборачивается одой красоте жизни.  
 

Программа NATIVe — Indigenous Cinema


«24 снега» (Михаил Барынин; Россия)

«24 снега» (Михаил Барынин; Россия)

 
Если в ключевых программах Берлинале этого года Россия самостоятельно не фигурирует, то в специальной этнографической программе NATIVe — Indigenous Cinema нашу страну представляет аж три документальных фильма, причем все связаны с Якутией: «24 снега» Михаила Барынина, «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» Алексея Вахрушева. Кроме того, в программе участвует игровая короткометражка «Мальчик и озеро» Прокопия Ноговицына. Расскажем про первую ленту, «24 снега» — поэтическое и экстремальное исследование жизни якутских коневодов. Но экзотика здесь не самоценная, а работает на историю, затрагивая глубокие метафизические темы. Стараясь максимально точно передать местный колорит, авторы самоотверженно испытали на себе все то, что для их героя является нормой: температура -65°, отсутствие электричества, телефонной связи, дорог и одиночество. Подробнее о съемках можно почитать в нашем интервью с режиссером Михаилом Барыниным.
 

Специальные показы


«Затерянный город Z» (Джеймс Грей; США)

«Затерянный город Z» (Джеймс Грей; США)


Приключенческая драма в антураже бразильских джунглей и ретро 1920-х годов. Джеймс Грей, режиссер, примечательный своей склонностью к большому стилю классического Голливуда, обращается к одной из самых больших загадок начала прошлого века. В 1925 году в долине Амазонки бесследно пропала экспедиция, искавшая некий легендарный город Z. В главных ролях в картине задействованы Чарли Ханнэм и Роберт Паттинсон, не оставляющий попыток отбиться от своего амплуа любимца девочек-подростков.

«Процесс» (Аскольд Куров; Эстония-Польша-Чехия) 

«Процесс» (Аскольд Куров; Эстония-Польша-Чехия) 


Напоследок еще один «русский след» в программе фестиваля. Правда, не слишком радостный. В рамках специальных показов продемонстрируют документальную картину с говорящим названием «Процесс», посвященную суду над активистом Майдана и кинорежиссером Олегом Сенцовым. Автор картины — выпускник Марины Разбежкиной и создатель нашумевших в свое время лент «Зима, уходи!» и «Дети 404» Аскольд Куров. 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6163
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5094
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4398
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4281
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4108
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3922
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее