Практика

Основные виды заявочных планов

Как правильно задавать настроение и действие каждой сцены при помощи заявочного плана

  • 15 мая 2017
  • 6307
Заявочный план считают одной из самых главных составляющих операторской работы. Обычно это открывающий сцену общий план, который дает понять зрителю, где и когда происходят последующие события. На первый взгляд этот прием кажется донельзя простым, но здесь тоже есть некоторые тонкости, и к передаче подобной информации можно подойти по-разному.
 
 

Общий план


Начнем с самого простого: простой общий план. Перед нами кадр из «Первого мстителя», в котором мы видим солнечный Нью-Йорк в самый разгар дня.

Кадр из фильма «Первый мститель»Кадр из фильма «Первый мститель»

Здания на заднем плане и автомобили на переднем дают зрителю понять, что действие сцены разворачивается не в наши дни. Также мы видим, что война еще не докатилась до Нью-Йорка, так как в порту города не пришвартованы военные судна, готовые перевозить солдат в Европу. Это и есть цель заявочного плана — задать тон повествованию. После камера постепенно поднимается в небо, двигаясь в сторону города. Также авторы могли ее слегка повернуть, применить панорамирование, приблизить определенное здание, чтобы подчеркнуть, где конкретно развернется сцена.
 

Классический план


Во многих случаях лучшим решением будет показать определенное здание вместо панорамы города в целом. В таком случае обычный кадр, чуть смещающийся вверх, подразумевает, что действие развернется на верхних этажах. Но что, если продумать свои действия шаг вперед?

Третья серия первого сезона сериала «Фарго» начинается с общего плана офисного небоскреба. Благодаря расположению камеры и участку, помеченному красным, мы догадываемся, что именно там будет происходить следующая сцена.

Кадр из сериала «Фарго»Кадр из сериала «Фарго»

Когда кадр путем наплыва переходит в другой, мы оказываемся чуть ближе к зданию, еще больше сужая предполагаемое место действия.

Кадр из сериала «Фарго»Кадр из сериала «Фарго»

Еще одна монтажная склейка с наплывом — и перед нами всего лишь одно окно. Это визуальная подсказка, что сцена развернется в этом конкретном офисе.

Кадр из сериала «Фарго»Кадр из сериала «Фарго»

Многие считают подобные планы классическими, так как их часто можно наблюдать в старых фильмах. Используя данный прием, вы можете нарушить динамичность видеоряда, однако в случае с «Фарго» классические планы подходят идеально.
 

Внедрение истории в заявочный план


Более современный вид заявочного плана также содержит в себе элементы истории. В том же «Фарго» после классического заявочного плана мы видим человека, который чем-то очень обеспокоен, однако не знаем причины его волнений — в этот момент начинается повествование.

Кадр из сериала «Фарго»Кадр из сериала «Фарго»
Также можно вспомнить сцену из «Темного рыцаря». Мы знаем, что находимся в центре города, и, так как мы смотрим фильм о Бэтмене, сразу предполагаем, что действие картины происходит в Готэме. Так или иначе, приближаясь к зданию, мы видим двух людей, которые из окна перебираются на крышу соседнего здания — это комбинирование повествования и заявочного плана.
 

Многие кинематографисты и вовсе не используют заявочные планы, ведь даже короткий кадр со зданием может заметно замедлить фильм. Вот что об этом говорит оператор Роджер Дикинс:

«Использование заявочного плана сильно зависит от контекста фильма. Иногда бессмысленно тратить время на изображение места, в котором происходит сцена, однако в других случаях это бывает весьма уместно. Пересмотрите парочку своих любимых фильмов и обратите внимание на это».
 

Когда не стоит заявлять место действия


Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена»Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена»

Заявочный план обычно выглядит слишком просто и неинтересно — он ничего не показывает, кроме места действия. Однако именно на него иногда опирается зритель. Например, фильм «Бэтмен против Супермена» ругали из-за небольшого количества заявочных планов, так как зрителю было трудно понять географию многих сцен, и из-за чего они могли потерять нить повествования.

Тем не менее время от времени этим правилом можно пренебречь для большей эффектности. Можно не показывать место действия, чтобы запутать и смутить зрителя. Обычно этот подход используют в криминальных драмах, когда полиция ошибается с местонахождением главного злодея.

Этот прием оказался кстати в «Темном рыцаре» — в сцене, где Бэтмен узнает, что Рейчел и Харви Дент находятся в заложниках в разных местах, которые вот-вот взорвутся. Джокер дает Бэтмену координаты заложников, однако тот находится перед трудным выбором, ведь может спасти лишь одного из них. Бэтмен решает вызволить Рейчел, свою возлюбленную. Кристофер Нолан держит как главного героя, так и зрителя в неизвестности, не показывая сами локации. Как мы узнаем впоследствии, Бэтмен, обманутый Джокером, спешит на помощь Харви Денту, а вовсе не Рэйчел.
 
 

Время


Благодаря заявочному плану зритель также может узнать временной отрезок, в котором происходит сцена. Некоторые режиссеры считают, что добавить подпись «Год спустя» слишком просто, поэтому мы часто видим общий план одной и той же локации, снятой в разное время суток или года. Зритель сразу поймет, что время повествования изменилось, так как помнит, как выглядел предыдущий заявочный план. Посмотрите на Хогвартс из франшизы о Гарри Поттере: мы видим то же самое здание в разное время года.




Если локация, в отличие от времени суток, не изменилась, заявочный план может передать и течение времени. Склейка интерьерной сцены и заявочного плана, на котором показано, к примеру, как день сменяет ночь, поможет передать зрителям нужную информацию. Этот прием отлично продемонстрировал сериал «Ганнибал».

Кадры из сериала «Ганнибал»Кадры из сериала «Ганнибал»

Источник: premiumbeat.com

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1489
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 865
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2832
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2841
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1303
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1614
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее