Главная / Подборки / 15 операторов, ставших режиссерами: Нюквист, Урусевский, Зонненфельд и другие

15 операторов, ставших режиссерами: Нюквист, Урусевский, Зонненфельд и другие

01. Джек Кардифф

Легендарный британский оператор Джек Кардифф посвятил работе в кино больше семидесяти лет, за которые прошел путь от изящных «Красных башмачков» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера до зубодробительного «Рэмбо: Первая кровь 2». Посередине этого пути, в 60-е годы, Кардифф обращался к режиссуре, причем одна из первых его работ, «Сыновья и любовники», попала аж в семь номинаций премии «Оскар». Общий вклад Кардиффа в развитие киноискусства был оценен в 2001 году почетным «Оскаром». Кстати, фильм о его впечатляющей карьере можно найти здесь.

02. Фредди Фрэнсис

Кинокарьера Фредди Фрэнсиса одна из самых впечатляющих и извилистых в истории кино. Он начинал как военный оператор, снял ряд ключевых картин британской «новой волны», в том числе «В субботу вечером, в воскресенье утром», затем на два десятилетия переключился на режиссуру малобюджетных фильмов ужасов студий Hammer и Amicus, после чего вновь встал за камеру, сняв «Человека-слона» Дэвида Линча и «Мыс страха» Мартина Скорсезе. Дважды операторская работа Фрэнсиса была отмечена «Оскарами» (кстати, первый — за фильм вышеупомянутого Джека Кардиффа «Сыновья и любовники»), а его хорроры, вроде «Дома ужасов доктора Террора» или «Баек из склепа», стали классикой жанра.

03. Рауль Кутар

Рауль Кутар — главный оператор французской «новой волны», определивший ее визуальную эстетику и снявший почти все ранние фильмы Годара и Трюффо. Как режиссер Кутар неизменно обращался к теме военных конфликтов в странах «третьего мира», причем его первая картина «Хао Бинь» о вьетнамской войне глазами самих вьетнамцев была названа «Лучшим дебютом» Каннского кинофестиваля и номинировалась на «Оскар».

04. Свен Нюквист

Любимый оператор Ингмара Бергмана и Вуди Аллена, а также дважды лауреат «Оскара» Свен Нюквист к режиссуре обращался стабильно раз в тринадцать лет, поставив в итоге четыре картины. Наиболее удачной оказалась хмурая историческая драма «Бык», пробившаяся в номинанты «Оскара». Снимать свои картины Нюквист разумеется никому не доверял, разделяя режиссерское кресло и камеру.

05. Сергей Урусевский

Имя советского гения операторского искусства Сергея Урусевского ассоциируется прежде всего с классическими головокружительными круговыми панорамами из «Летят журавли» или снятыми с рук длинными кадрами в «Я — Куба». Между тем последними в его фильмографии стали собственные режиссерские работы «Бег иноходца» по Чингизу Айтматову и «Пой песню, поэт» о Сергее Есенине. Картины стали для Урусевского опытом поиска гармонии выразительного визуального решения, актерской игры и драматургии. По общему мнению, опыты оказались не то чтобы удачными, однако все равно любопытными.

06. Петр Тодоровский

Петр Тодоровский, освоивший в кино едва ли не все профессии, в том числе режиссера, драматурга, композитора и актера, начинал оператором. Образ эпохи «оттепели» мы, можно сказать, видим именно его глазами, например, в первых фильмах Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». В режиссеры, кстати, Тодоровский попал едва ли не случайно — снимая производственную драму «Никогда», он, будучи уже опытным оператором, был назначен сорежиссером в помощь дебютанту. В итоге Тодоровский оставил камеру, зато создал почти два десятка собственных картин.

07. Николас Роуг

Известный экспериментатор и провокатор Николас Роуг, чей стиль неизменно отличает доминирование изобразительного ряда над всеми остальными элементами фильма, прошел долгий путь к режиссерскому креслу. Он начинал хлопушкой, был ассистентом оператора, а затем и оператором. Роуг снял, пожалуй, самые яркие в визуальном плане ленты Роджера Кормана («Маска красной смерти»), Франсуа Трюффо («451º по Фаренгейту») и Джона Шлезингера («Вдали от безумной толпы»). А его собственная режиссерская работа хоррор «А теперь не смотри» по итогам опроса Time Out в 2011 году была признана лучшей картиной в истории британского кино.

08. Юрий Ильенко

Украинец Юрий Ильенко, снявший «Тени забытых предков» Сергея Параджанова — редкий пример кинематографиста, сочетавшего роли оператора, режиссера и автора сценария. Так было создано большинство его проектов, а в некоторых, например, в последнем, исторической фантасмагории «Молитва о гетмане Мазепе», Ильенко выступил еще и в качестве актера. Ранние (и лучшие его работы) — «Родник для жаждущих», «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Белая птица с черной отметиной» — считаются классикой украинского поэтического кино.

09. Майкл Чэпмен

Майкл Чэпмен ответственен за визуальный ряд шедевров Мартина Скорсезе «Таксист», «Бешеный бык» и Bad. Собственная режиссерская карьера Чэпмена не то чтобы выдающаяся, однако без его дебюта «Все верные ходы» могла бы и не взойди звезда Тома Круза, а «Клан пещерного медведя» стал первой большой ролью Дэрил Ханны.

10. Эрнест Р. Дикерсон

Эрнест Р. Дикерсон, оператор первых фильмов Спайка Ли, в том числе «Ей это нужно позарез», «Делай, как надо» и «Малкольм Икс», в 90-е годы обратился к режиссуре коммерческого кино с неизменным афро-американским мотивом. После целого ряда провальных работ Дикерсон мигрировал на телевидение, поставив несколько эпизодов таких сериалов, как «Скорая помощь», «Декстер», «Дневники вампира», «Ходячие мертвецы» и «Под куполом».

11. Барри Зонненфельд

Прежде чем создать франшизы «Семейка Адамс» и «Люди в черном» Барри Зонненфельд освоил коммерческое кино в качестве оператора, сняв такие хиты, как «Большой», «Сбрось маму с поезда» и «Когда Гарри встретил Салли». Он же стоял у истоков характерного визуального стиля братьев Коэн, совместно с которыми сделал «Просто кровь», «Воспитывая Аризону» и «Перекресток Миллера». В какой бы роли Зонненфельд ни фигурировал на проекте, обязательным будет одно — пародийный юмор с черными оттенками.

12. Ян де Бонт

Наряду с Зонненфельдом голландец Ян де Бонт — один из немногих операторов, кому при переходе в режиссуру удалось снять по-настоящему большие коммерческие хиты. В их числе «Скорость», «Смерч», «Призрак дома на холме» и вторая «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Режиссуре динамичного боевика де Бонт учился, работая с такими мастерами жанра, как Пол Верховен, Ридли Скотт и Джон МакТирнан. Ну а что касается упреков в картонности персонажей, отсутствия мотиваций и сюжетной логики, так некоторые даже ставят это в плюс де Бонту — экшн есть экшн.

13. Анджей Бартковяк

Еще один специалист в области жанра боевика — уроженец Польши Анджей Бартковяк. Он находился за камерой четвертого «Смертельного оружия», «Пика Данте» и той же «Скорости» Яна де Бонта. На режиссуре Бартковяк сконцентрировался в 2000-х, отдав предпочтение фильмам о боевых искусствах и экранизациям компьютерных игр. Несмотря на границы жанра и в целом невыдающийся уровень его работ, то и дело в них проскакивают довольно любопытные решения. Взять хотя бы знаменитую сцену из Doom’а, снятую субъективной камерой.

14. Уолли Пфистер

Постоянный оператор Кристофера Нолана (начиная с «Помни» и заканчивая последним «Темным рыцарем»), обладатель «Оскара» и горячий защитник пленки Уолли Пфистер дебютировал в режиссуре в прошлом году. По общему мнению, несмотря на любопытный сюжет, яркий визуальный ряд, впечатляющие спецэффекты и Джонни Деппа в главной роли, научно-фантастическому «Превосходству» не хватило динамики и связанности действия. Картина с треском провалилась в прокате, так что новых режиссерских работ от Пфистера, пожалуй, ждать не стоит.

15. Сергей Мокрицкий

Недавняя «Битва за Севастополь» стала третьей режиссерской работой Сергея Мокрицкого, до этого снявшего около тридцати картин в качестве оператора. В том числе в его фильмографии фантасмагория Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» и поэтические «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова. По словам самого Мокрицкого операторское прошлое дает ему как режиссеру целый ряд преимуществ, в том числе «возможность быстро находить общий язык с оператором» и «использовать выразительные средства оператора для показа своего, режиссерского, видения картины».