Главная / Подборки / 10 самых необычных фильмов ММКФ

10 самых необычных фильмов ММКФ

1. «Гладиаторы на сцене колизея» (Russian VR Seasons)

Гладиаторы на сцене колизея

Рим, 80 год н.э. Вы стоите в центре арены экстравагантно оформленного Колизея в окружении 50 тысяч жаждущих зрителей. Вы увидите борьбу двух гладиаторов в шаге от себя. Это схватка не на жизнь, а на смерть и вы находитесь в ее эпицентре.

Почему необычно?

Наверное, самый захватывающий фильм из числа VR-творений, представленных на ММКФ. Эффект присутствия, свойственный жанру в целом, здесь буквально захлестывает зрителя. Здесь можно «получить» ранение от бесплотного 3D-гладиатора, изучить аутентичные наряды императора и его свиты, а также дотошную проработанность деталей. Кажется, у VR действительно есть будущее.

2. «Свобода дьявола» (Конкурс документального кино)

2. «Свобода дьявола» (Конкурс документального кино)

Документальная драма, рассказывающая о феномене насилия в Мексике. С увеличением количества картелей в стране бандиты становились все более жестокими, так что насилие в каком-то смысле стало характерной особенностью жизни и сознания мексиканцев. Эверадо Гонзалез, основываясь на непосредственных свидетельствах самих злодеев и их жертв, не занимая ничью сторону, исследует проблему того, как страх и неуверенность смогли проникнуть на все уровни жизни мексиканского общества. Он пытается понять, действительно ли можно найти смысл в насилии и ужасе, которое оно порождает.

Почему необычно?

Тенденция исследования технологии и практики организованного запугивания и убийства в кинодокументалистике особенно ярко проявила себя в недавней ленте «Акт убийства» (2013) Джошуа Оппенхаймера, рассказывающей о событиях массового террора в Индонезии 60-х годов прошлого века. Но современные режиссеры редко отваживаются взять на вооружение похожую тему, актуальную в наши дни. В это контексте Мексика со своей развитой, практически легализованной системой картелей представляется своеобразной «белой обезьяной», которую все стараются обходить стороной. Мексиканский режиссер Эверадо Гонзалез все-таки решился завести разговор о проблемах своей страны — и ворвался со своей картиной в специальную программу «Берлинале» этого года. Теперь фильм покажут и в Москве.

3. «Прямохождение» (Ретроспектива Евгения Юфита)

3. «Прямохождение» (Ретроспектиа Евгения Юфита)

Преуспевающий художник-анималист, лауреат Государственной премии, в подвале старого дома обнаруживает архив безвестного режиссера-документалиста, трагически погибшего во время съемок археологической экспедиции в африканской пустыне. Это позволяет выдвинуть новую гипотезу о причинах перехода предков человека к передвижению на задних конечностях. Параллельно развитию основного сюжета идет линия подготовки группы людей гориллоподобной внешности к ограблению банка.

Почему необычно?

В советско-российском кино Евгений Юфит делал примерно то же самое, что Сергей Курехин в музыке: заигрывал с бессознательным и с самыми табуированными комплексами, интересовался механизмами смерти, разложения и тлена. «Прямохождение» интересно тем, что впервые создает устойчивую реальность некрореализма, начало которой положено в знаменитых юфитовских короткометражках.

4. «Балалайка-шоу» (Программа восстановленных фильмов)

4. «Балалайка-шоу» (Программа восстановленных фильмов)

Фильм о грандиозном концерте группы, которую прославил Аки Каурисмяки. В присутствии 70 тысяч зрителей «Ленинградские ковбои» и ансамбль песни и пляски имени Александрова устраивают грандиозный музыкальный перфоманс, смешивая на одной сцене музыку разных стилей, жанров и авторов — от Яна Сибелиуса до Боба Дилана.

Почему необычно?

Живой классик финского кино полюбился многим в России приятной, слегка мрачной меланхолией и заявкой на широту «северной души». В то время как грустный и отстраненный «По ту сторону надежды» Каурисмяки ставит диагноз бездушной европейской бюрократии, по вине которой гибнут люди (и параллельно получает приз за лучшую режиссуру в Берлине), не стоит забывать, что у прославленного финского мастера есть и оборотная сторона.

5. «Приключения медведя Бригсби» (Спектр)

5. «Приключения медведя Бригсби» (Спектр)

«Приключения медведя Бригсби» — это детское телешоу с единственным зрителем и фанатом Джеймсом. Когда передачу закрывают из-за катастрофически низкого рейтинга, Джеймс осознает, что вся его жизнь была выдумкой, и теперь ему предстоит иметь дело с реальным миром, о котором он ничего не знает.

Почему необычно?

Необычно здесь все. История в стиле «Шоу Трумана» с интонацией современного американского инди и отсылками к «Наполеону Динамиту» и «Третьему лишнему», а также Спайку Джонзу с Мишелем Гондри. Фильм, премьера которого прошла на «Сандэнсе», эксплуатирует вечную тему взросления, с поправкой на идеи всеобщего равенства, в том числе и в безумии.

6. «24 кадра» (Мастера)

6. «24 кадра» (Мастера)

«Меня всегда интересовала способность художника отобразить реальность. Из всего потока жизни живописец способен отобразить лишь один-единственный кадр. Работая над «24 кадрами», я начал с известных картин, а затем переключился на фотографии, снятые мной в разные годы», — пишет Аббас Киаростами.

Почему необычно?

Кино состоит из коротких историй, каждая из которых посвящена одной фотографии. Все снимки Аббас Киаростами делал сам в течение четырех десятилетий. Он хотел показать жизнь в движении. 23 фотографии и картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего переплетаются и создают единый план повествования. На экране только пейзажи и животные. Фильм станет бальзамом на душу для тех, кто устал от сюжетности и пришел в кинотеатр немного помедитировать.

7. Смерть Людовика XIV (8 ½ фильмов)

7. Смерть Людовика XIV (8 ½ фильмов)

Август 1715. После прогулки король-солнце Людовик XIV почувствовал боль в ноге. В последующие дни он продолжал выполнять государственные дела, но по ночам у него поднималась температура и король не мог заснуть. Людовик XIV перестал есть и начал быстро слабеть. Так началась медленное умирание в окружении заботливых родственников и врачей величайшего короля в истории Франции.

Почему необычно?

Фигура Людовика XIV всегда привлекала внимание историков и кинорежиссеров. Как минимум он воздвиг Версаль и стал синонимом величия монархии во Франции. Но фильм исследует не биографию короля-солнца, а анатомию смерти как таковой. Эстетизируя мир, населенный преданной свитой, накрахмаленными париками и вымытыми шампунем борзыми, режиссер Альберт Серра все же ставит себе главную цель — исследовать механизм распада личности (и вполне понятно, что власти — тоже).

8. «Тяжелый металл» (Программа канадской анимации)

8. «Тяжелый металл» (Программа канадской анимации)

В глубинах космоса и в Нью-Йорке будущего историю мира определяет светящаяся зеленая сфера Лох’нара, воплощение абсолютного зла. Для одних она драгоценный зеленый камень. Другие поклоняются ей как богу. Лишь очень немногим удается избежать ее пагубного воздействия. И даже в смерти действует ее сила.

Почему необычно?

Если из описания ничего не понятно — это, на самом деле, нормально. Канадский анимационный фильм 1981 года представляет собой сгусток мироощущений эпохи зарождения хеви-метала. Полуторачасовая история о покорении зеленого камня толпой настолько дико смотрится в программе ММКФ, что это просто нельзя не отметить.

9. «Андрей — голос вина» (Русский след)

9. «Андрей — голос вина» (Русский след)

«Андрей — голос вина» — полнометражный документальный фильм об Андрее Челищеве, русском аристократе, который, переехав в Европу, посвятил свою жизнь искусству виноделия. В 1938 году винодельческая фирма из Калифорнии приглашает Челищева в США, возрождать практически уничтоженное в результате деятельности Сухого закона виноделие. За короткое время никому не известное вино из Калифорнии становится знаменитым на весь мир калифорнийским каберне.

Почему необычно?

Андрей Челищев был не только виноделом, но и философом, любовь которого к вину и правила жизни продолжают и сегодня оказывать влияние на новые поколения виноделов по всему миру. Западные авторы отдали дань русскому изобретателю, а из всех фильмов программы «Русский след» этот формирует наиболее позитивный образ русскоязычных людей.

10. «Кресло» (Мастера)

10. «Кресло» (Мастера)

«Кресло» — это абсурдная сатирическая трагикомедия. Герой истории — министр по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий Грузии Георгий Мчедлишвили после поражения на выборах теряет все: работу, автомобиль и, самое главное, власть. Ожившее кресло же пытается побудить бывшего министра к действиям, но все впустую.

Почему необычно?

Перед нами первая за многие годы попытка грузинского кино вернуться к ироничной интонации. Необычно, что теперь веселые гэги про ожившее кресло встроены в остросоциальный контекст взяточничества и борьбы за влияние на территории бывшего СНГ. Фильм о жажде власти и зарвавшихся чиновниках министерства по делам оккупированных территорий, снятый в интонации «Мимино» — разве это не свежо?