Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Мартина Скорсезе

Надо видеть: любимые фильмы Мартина Скорсезе

01. «Пайза» («Земляк») (Роберто Росселлини, 1946)

01. «Пайза» («Земляк») (Роберто Росселлини, 1946)

В «Моем путешествии по Италии», документальном фильме, который я сделал об итальянском кинематографе, мы начинаем именно с этой картины. Потому что для меня она была началом начал. Впервые я посмотрел ее по телевизору вместе с бабушкой и дедушкой. Я был потрясен их подавленным состоянием, когда они увидели, что стало с их родиной, которую они покинули на рубеже веков. Также меня впечатлили образы и характеры картины. Я как будто испытал первозданную силу кинематографа, не похожего на Голливуд и созданного в крайне тяжелых условиях при помощи не самого лучшего оборудования. Тогда же я понял, что кино — это не только сам фильм, но и то, как фильм взаимодействует со зрителем. Феллини рассказывал, что Росселлини, снимая эпизод на реке По, работал на чистом инстинкте. Результат — и в этом эпизоде, и в сицилийском, и в неаполитанском, и во флорентийском — удивительный: нам с экрана во всей полноте раскрывается сама реальность.

02. «Красные башмачки» (Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1948)

02. «Красные башмачки» (Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1948)

Об этой картине я столько всего уже наговорил. Для меня это один из величайших фильмов, когда-либо сделанных. Каждый раз, когда я пересматриваю его — это случается раз в год — он оказывается новым. Фильм поворачивается ко мне новой стороной, открывает свой новый уровень, становится еще глубже. Так что же такого особенного в «Красных башмачках»? Конечно же, это кино просто прекрасно, одна из самых удивительных лент, когда-либо снятых в «Техниколоре». В картине есть особое ощущение магии. Вспомните сцену, в которой Мойра Ширер идет по ступенькам виллы, — она как будто бы плывет по искрящемуся, залитому светом воздуху. А еще в мире нет другой такой картины, которая с подобным драматизмом передавала бы сокрушительную одержимость искусством. И в то же время на более глубоком уровне эта картина — признание в любви к искусству, утверждение веры в его метафизическую силу.

03. «Река» (Жан Ренуар, 1951)

03. «Река» (Жан Ренуар, 1951) 

Первые послевоенные годы были особым временем для кинематографий всего мира. Миллионы жизней были загублены, целые города были стерты с лица земли, вера человечества в себя была подорвана. Величайшие из кинематографистов обратились к размышлениям о существовании, о чуде жизни. Они не отворачивались от жестокости и насилия — наоборот. Они сталкивались с ним, а затем старались посмотреть на него со стороны, с дистанции. Я говорю о фильмах Росселлини «Франциск, менестрель Божий» и «Европа 51», о великих фильмах неореализма, снятых Висконти и Де Сикой, о «Сказках туманной луны после дождя» и «Управляющем Сансё» Мидзогути, о «Жить» и «Семи самураях» Куросавы, о «Лучших днях нашей жизни» Уайлдера, «Моей дорогой Клементине» и «Погонщике фургона» Форда. Но особенно я бы выделил «Реку» Жана Ренуара. Это картина — его первая после американского периода и его первый опыт в цвете. Это фильм о жизни, о ритме существования, о циклах рождения, смерти и реинкарнации, а также о красоте мира.

04. «Сказки туманной луны после дождя» (Кэндзи Мидзогути, 1953)

04. «Сказки туманной луны после дождя» (Кэндзи Мидзогути, 1953) 

Мидзогути — один из величайших мастеров, когда-либо работавших в кино. Он стоит в одном ряду с Ренуаром, Мурнау, Фордом. После войны он сделал три картины, ставших вершинами киноискусства: «Жизнь куртизанки Охару», «Сказки туманной луны после дождя» и «Управляющий Сансё». Его гений заключен в феноменальной простоте. Каждый раз ты сталкиваешься с чем-то мистическим, трагически неизбежным, но каким-то образом счастливо разрешающимся. Я люблю все три эти фильма, как и многие другие работы Мидзогути, но «Сказки туманной луны после дождя» повлияли на меня больше всех. В картине есть моменты, во время которых, сколько бы я их ни пересматривал, у меня перехватывает дыхание. Лодка появляется из тумана и плывет на нас, финальный кадр… Одна мысль об этих эпизодах наполняет меня трепетом и благоговением.

05. «Пепел и алмаз» (Анджей Вайда, 1958)

05. «Пепел и алмаз» (Анджей Вайда, 1958)

«Пепел и алмаз» я впервые увидел в 1961 году. Даже тогда, когда кино удивляло чем-то новым постоянно, этот фильм шокировал по-особому. Это было связано с его стилем — одновременно очень прямым и загадочным, подобно непрекращающемуся кошмару. Меня удивило созданное на экране чувство сумасшествия, абсурда, трагизма политической борьбы. И также я был поражен красотой исполнителя главной роли Збигнева Цибульски. У этого фильма мощь галлюцинации: можно закрыть глаза и фрагменты картины возникнут передо мной с той же отчетливостью, как если бы я смотрел это кино впервые. Я пересекался несколько раз с Анджеем Вайдой, и каждый раз он поражал меня своей энергией. Он — настоящий пример для любого кинематографиста.

06. «Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)

06. «Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)

Еще один фильм, о котором сказано и написано столько, что вы наверняка думаете: «Ну, тут уж добавить нечего». Но на самом деле, всегда есть, что добавить, потому что посмотреть это кино еще раз, означает посмотреть его по-новому. Увидеть его в 2014 году — это не то же самое, что увидеть его в 1960 году. Для тех же, кто этот фильм еще не смотрел, скажу так: «Идите и посмотрите. Немедленно!» Трудно представить картину, в которой было бы заключено большее понимание того, как люди связаны с окружающим их миром. Я знаю, что «Приключение» — это вроде как фильм о том, как люди могут быть отчуждены от мира, хотя слово «отчуждение» настолько замыленно в отношении Антониони. Поэтому мне кажется, что в большей степени это кино о духовном страдании. Герои душевно ранены, поэтому и мир кажется им враждебным. В визуальном плане, в тематическом, в драматическом — это одна из важнейших кинокартин в истории.

07. «Сальваторе Джулиано» (Франческо Рози, 1961)

07. «Сальваторе Джулиано» (Франческо Рози, 1961)

Крупная историческая и политическая мозаика Франческо Рози, посвященная расследованию обстоятельств убийства сицилийского бандита Сальваторе Джулиано. С одной стороны, это очень сложный фильм: в нем нет одного протагониста (Джулиано не герой, а фигура, вокруг которой раскручивается сюжет), а действие скачет по разным временам и точкам зрения. Вместе с тем, это кино, сделанное с глубоким пониманием Сицилии, с любовью к ее народу. По сути, это гимн Сицилии, земле моих предков. Это строгое исследование, но не сухое, а полнокровное. Фильм снят черно-белым, что буквально электризует визуальный ряд. Кстати, оператор Джанни Ди Венанцо снял многие великие итальянские картины, в том числе «Затмение» Антониони и «Восемь с половиной» Феллини.

08. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

08. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

Что мог Феллини сделать после «Сладкой жизни»? Как ему было превзойти себя? И думали ли он о том, что нужно прыгнуть еще выше? Как бы то ни было, он сделал то, чего в то время никто не мог даже представить. Он взял эпизоды из своей творческой и обыденной жизни и построил вокруг этого кино. «Восемь с половиной» всегда был для меня критерием, мерилом всего. В плане свободы, изобретательности, пластичности кадра, движения камеры и композиции и так далее. Фильм предлагает поразительный портрет художника, старающегося подстроиться по давление, критику, лесть, просьбы, советы, и одновременно ищущего пространство, где бы он мог прислушаться к самому себе. Как и «Красные башмачки», я пересматриваю «Восемь с половиной» раз в год, и каждый раз переживаю новый опыт.

09. «Презрение» (Жан-Люк Годар, 1963)

09. «Презрение» (Жан-Люк Годар, 1963)

Я всегда рассматривал Годара и Антониони, как великих современных художников кино, выстраивавших кадры подобно живописцам. Я и сейчас так считаю, но теперь в большей степени подключаюсь к их картинам на эмоциональном уровне. «Презрение» для меня — один из самых волнующих фильмов своей эпохи. Тогда было много споров вокруг уникальной комбинации людей, участвовавших в картине: копродукция продюсера Карло Понти, роман Альберто Моравиа в основе, Брижит Бардо, Мишель Пикколи и Джек Пэланс в ролях, Жан-Люк Годар как режиссер, а также Фриц Ланг в роли самого себя. Любопытно наблюдать, как вещи в фильме, которые казались важными и актуальными тогда, перестали быть таковыми со временем. Но при этом общее воздействие и значение фильма только увеличилось. Картина — это потрет разваливающегося брака. Особенно глубоко пронзает знаменитая длинная сцена ссоры в комнате Пикколи и Бардо. Даже не зная, что Годар в то время расходился с Анной Кариной, можно почувствовать что-то такое в этой сцене, что одновременно ранит и воздействует магически, как трагическая музыка. А еще «Презрение» — это сожаление об уходившем в те годы великом старом кино, воплощенном на экране Фрицом Лангом. Мы как бы встречаемся с вечностью, в которой растворяется и любовь, и кино. В общем, это один из самых страшных фильмов из всех когда-либо снятых.

10. «Леопард» (Лукино Висконти, 1963)

10. «Леопард» (Лукино Висконти, 1963)

Еще один шедевр о Сицилии и еще одно размышление о вечности, снятое в цвете на 70-мм пленку. Лукино Висконти сделал основой фильма роман Джузеппе Томази ди Лампедузы о сицилийском князе, живущем в эпоху Рисорджименто. Он отходит от власти, понимая, что его время и время его семьи прошло — началась эпоха других, молодых и более амбициозных людей. Висконти и его соавторы взяли роман Лампедузы и написали, по сути, новое, очень необычное произведение. Его протагонистом можно назвать время — в космическом масштабе, в масштабе веков и эпох. Пейзажи, объекты, дизайн, костюмы, церемонии, ритуалы — все служит тому, чтобы сообщить зрителю чувство времени. Завершается картина часовым эпизодом бала, в котором мы становимся свидетелями процесса увядания. Это тот фильм, который с годами становится для меня все более и более важным.

Источник: Criterion