Главная / Практика / Как это снято: «Бездна»

Как это снято: «Бездна»

Запуск

Идея «Бездны» возникла у Джеймса Кэмерона в 17-летнем возрасте после посещения лекции о глубоководном нырянии и первых опытах жидкостного дыхания. Под впечатлением будущий режиссер написал небольшой рассказ, действие которого разворачивалось в исследовательской лаборатории на дне океана, а главными героями были ученые.

Со временем история стала масштабней, а отдельные ее детали изменились. Например, когда Кэмерон оказался в Голливуде, в сюжете появилась загадочная водная раса, а основными персонажами стали нефтяные работники, что должно было прибавить проекту коммерческой привлекательности. Успех «Терминатора» и «Чужих» обеспечил Кэмерону и его продюсеру Гейл Энн Херд кредит доверия и интерес к новому проекту. Режиссер завершил работу над сценарием в конце 1987 года, а уже через несколько месяцев проект был запущен в производство.

Локации и декорации

Главная сложность съемок «Бездны» заключалась в том, что 40% действия фильма разворачивается под водой. Никогда прежде подводные съемки в таком масштабе не производились, так что авторам во многом предстояло стать первопроходцами. И прежде всего необходимо было найти место для проведения масштабных подводных съемок.

Изначально Кэмерон планировал работать на Багамах, славящихся своей абсолютно прозрачной водой. Однако быстро стало ясно, что естественную подводную среду будет гораздо тяжелее контролировать. Тогда начались поиски искусственного резервуара, который должен был иметь достаточно внушительные размеры. Таковой был обнаружен возле городка Гэффни в Южной Каролине — это была часть недостроенной атомной электростанции, котлован главного реактора.

Резервуар имел глубину 18 метров и диаметр 70, а для его заполнения понадобилось почти 28 000 кубических метров воды, которая пускалась непрерывно пять дней. Для нагрева воды задействовались несколько автоцистерн с природным газом, присоединенных прямо к газовым горелкам. В итоге получилась самая большая на тот момент подводная съемочная площадка. Также часть сцен снимались в другой конструкции станции — турбинной шахте. Этот резервуар был меньше, не столь глубокий (всего 6 метров) и вмещал 9 500 кубических метров воды.

Декорация нефтяной платформы «Дип Кор» выстраивалась вокруг 90-тонной колонны, прикрепленной ко дну большого резервуара. Конструкция состояла из шести частей, дизайн которых был вдохновлен элементами реальных нефтяных установок и подводных сооружений. На сбор платформы у команды ушло почти полгода. В малом резервуаре декорации строились два месяца. Также отдельно были сконструированы два рабочих подводных корабля.

Помимо этого небольшая часть съемок проводилась в пещере Бонн-Терр в штате Миссури, где находится самое большое подземное озеро в мире. Здесь были сделаны фоны для некоторых подводных сцен. Несколько кадров были сняты в открытом море с макетом корабля, но дальше продолжать такие съемки не стали из-за их большой сложности. Из «наземных» декораций можно выделить глубоководную станцию. Чтобы показать ее внутренние помещения, понадобилась трехэтажная конструкция длиной более 60 метров. Часть этой декорации использовалась для сцен затопления станции.

Группа и актеры: декомпрессия, форс-мажоры и подвиги

В связи с обилием подводных съемок команда и актеры предварительно прошли курс глубоководного плавания на Каймановых островах (причем из всех исполнителей ролей соответствующий опыт прежде был лишь у Эда Харриса и Кэмерона). Это было необходимо еще и потому, что для максимальной реалистичности Кэмерон хотел по максимуму обойтись без дублеров и каскадеров. В то же время на площадке постоянно находились профессиональные аквалангисты, которые подстраховывали исполнителей на случай возможных форс-мажоров. А таковые несколько раз произошли.

Без преувеличения актеры совершили несколько подвигов за время съемки. Например, в сцене намеренного утопления героини, актрисе Мэри Элизабет Мастрантонио приходилось подолгу задерживать дыхание. Дж. К. Куину перед каждым погружением под воду приходилось преодолевать себя, потому что его охватывала неконтролируемая паника. Но главным героем был Эд Харрис. Во время съемок одного из эпизодов он едва не утонул. Инцидент обернулся нервным срывом, но, несмотря на это актер все же продолжил работу. В сценах с жидкостным дыханием не использовалось никаких трюков. В шлем была добавлена розового цвета вода, а Харрис просто задерживал дыхание и при этом умудрялся играть и имитировать дыхание водой. Когда он уже не мог обходиться без воздуха, подплывал профессиональный дайвер, чтобы дать актеру подышать из баллона со сжатым воздухом.

Работа в воде вызвала целый ряд сложностей, которые прямым образом отражались на здоровье исполнителей. Первой проблемой стоит назвать кессонную болезнь. Чтобы ее избежать, актеры и команда не могли после долгой работы на большой глубине просто так подняться на поверхность. Прежде необходимо было проходить декомпрессию, набор процедур, позволяющих избежать кессонной болезни. Иногда на это требовалось три-четыре часа.

Другой неприятностью стало хлорирование воды, необходимое в целях дезинфекции. Переизбыток хлора привел к тому, что у некоторых актеров волосы стали белыми, а кто-то даже получил ожог кожи и внутренних органов. Вода разъедала даже костюмы. В то же время, по свидетельствам авторов, эти и другие неприятности отчасти даже помогли актерам. По сценарию значительную часть времени им необходимо было играть страх, а с такими жуткими условиями играть даже не приходилось — страх был естественным. О том, насколько тяжким был опыт съемок в «Бездне» красноречиво говорят единогласные заявления актеров, что ни при каких условиях они не станут повторять подобный опыт. А Эд Харрис после завершения обязательств по промоушену картины и вовсе отказался когда-либо впредь общаться о пережитом опыте.

Подводные съемки

Съемки в резервуарах атомной станции длились почти полгода и проходили с августа по декабрь 1988. Далее до марта группа еще работала в различных бассейнах и павильонах. Подводные съемки продвигались крайне медленно. Мастрантонио вспоминает, что не было ни одного случая, когда за одну смену команде удавалось бы снять одну сцену от начала до конца. Как правило, дело ограничивалось парой кадров. Актеры проводили в воде максимум десять часов. Но больше всех в воде находился Кэмерон — ежедневно он проводил там по двенадцать часов. Всего же команда подводных съемок насчитывала двадцать шесть человек. В основном съемки велись на глубине не больше одиннадцати метров, но иногда группа погружалась до семнадцати. Кэмерон во время съемок комментировал свою работу: «Под водой все против вас. Снимать вообще не легко. Но снимать под водой — в тысячу раз тяжелее».

Из-за съемок под водой даже процесс общения и взаимодействия внутри команды оказался осложнен. Подводные маски понадобилось снабдить встроенными микрофонами, но так, чтобы было видно актеров, а проговариваемые ими реплики можно было включить в фильм и они казались бы максимально естественными. Правда, регуляторы в шлемах создавали слишком сильные шумы, которые затем приходилось отдельно стирать. У режиссера была одновременная связь с актерами и со всеми департаментами. Чтобы обеспечить эту связь понадобились буквально километры проводов.

Несмотря на внушительную глубину, на которой проводились съемки, света с поверхности попадало все равно слишком много. Соответственно, его нужно было закрыть. Вариант использования полиэтиленовой пленки черного цвета отпадал, так как это было опасно в случае, если кому-то из команды потребовалось бы срочно всплыть за воздухом.

Решением стала особая крошка, шарики черного цвета, удерживавшиеся наплаву. Крошка также служила ориентиром, позволявшим человеку под водой понять расстояние до поверхности. Кроме того дополнительно съемочная площадка была закрыта от солнца гигантским непромокаемым брезентом. Он, правда, «не дожил» до конца — в какой-то момент покрытие разорвалось из-за бури, так что съемки пришлось проводить по ночам.

Снимали тремя камерами в специально разработанных водонепроницаемых корпусах. Ракурсы, движение камеры и другие параметры кадра определялись на поверхности. Наиболее подходящими для передачи масштаба действия и специфики водного мира оператор Микаэл Саломон счел анаморфотные объективы Panavision.

Спецэффекты: шланг вместо щупальца, макеты и жидкостное дыхание

К моменту съемок «Бездны» мировой опыт работы с визуальными эффектами был относительно небольшим. Авторы не были уверены, что некоторые сцены вообще получатся. По этой причине знаменитый эпизод с водяным щупальцем был прописан в сценарии таким образом, чтобы в случае неудачи его можно было удалить без ущерба для сюжета.

Говоря о фильме, Кэмерон отмечает непривычность задачи для актеров: «Как бы хороши ни были спецэффекты, зритель верит в них только в том случае, если в них верит персонаж. Но актер-то ничего перед собой не видит, ему не с чем работать. Это создает забавные ситуации, когда актер чувствует себя дураком, выкладываясь перед пустотой».

Чтобы упростить исполнителям задачу, вместо щупальца в кадре использовался отрезок шланга от обогревателя, который поддерживали члены команды. Превращением шланга в водяное щупальце занималась компания Industrial Light and Magic. Ею была разработана специальная программа для фотореалистичного воспроизведения поверхности воды с учетом свойств отражения, преломления и движения.

Отдельной задачей здесь стало воспроизведение лиц Харриса и Мастрантонио. Для этого лица актеров сканировались в различном состоянии мимики: восьми у Харриса и двенадцати у Мастрантонио. Чтобы создать компьютерную графику для 75 секунд ILM понадобилось полгода.

Во многом именно этот опыт принес фильму «Оскар» в номинации спецэффектов, и всего через пару лет он пригодился авторам в работе над вторым «Терминатором». Некоторые кадры с визуальными эффектами снимались отдельно в павильоне, где актеры размещались на фоне резервуара с голубой водой. А на пост-продакшне уже добавлялись несуществующие объекты.

Помимо компьютерных эффектов авторы использовали более традиционные технологии. Так подводные существа делались с помощью марионеток. Активно задействовались макеты станции, кораблей, подводной лодки. Корабли могли двигаться и управлялись дистанционно. Для некоторых сцен, где необходимо было создать видимость присутствия персонажей внутри батискафов, на макеты проецировалось изображение с актерами.

Сцена из фильма «Бездна» (1989)

И последнее, что необходимо упомянуть — это одна из самых спорных сцен фильма, в которой вода для жидкостного дыхания тестируется на крысе. Авторы использовали настоящую научную разработку и задействовали пять крыс, сняв при это пять дублей. Жидкость во всех случаях сработала как надо, так что ни одна из крыс не пострадала. Но на актерах, как мы уже говорили, тот же метод все-таки опробовать никто не решился.


Обложка: кадр из фильма «Бездна» (1989) / 20th Century Fox

Еще по теме

Сериалы мелодрамы 2024
10 новых сериалов-мелодрам 2024 года
Красивые истории о любви и о том, как герои преодолевают...
Система Станиславскогл
Суть и основные методы системы Станиславского
Существует множество актерских техник. Каждая имеет свои особенности. Так, система...
Приемы: Симметрия
Что такое симметрия? В общем смысле симметрия предполагает такой способ...
Монтаж повторов, противопоставлений и перпендикуляров
Для начала — под «фильмом, основанным на одном феномене», подразумевается...
За что «Ла-Ла Ленд» получил операторский «Оскар»
Подготовка: референсы, дух ретро, длинный кадр и роль камеры «Ла-Ла...
Воображаемое мироздание: молчаливый герой анимации
Пространство анимации позволяет художнику (режиссеру, сценаристу) воплотить на экране свои самые...
«Бамс!», «Вжух!» и тишина: звуковые эффекты как важный инструмент монтажера
Для начала вспомним, что мы слышим в кино. Речь Это...
О чем рассказал трейлер Дома дракона 2?
Перед Новым годом фанаты Игры престолов получили подарок — вышел...