Главная / Профессия / Художник-постановщик: Екатерина Щеглова

Художник-постановщик: Екатерина Щеглова

Художник-постановщик как донор

Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина

Художник-постановщик — это, в каком-то смысле, донор. Я как бы «принимаю» в свою систему и сознание пассажира, потом беру его художественный импульс и довожу это до физического воплощения. Я делаю работу над фильмом своей, но источником всегда является режиссер. Мы его руки. И «пассажиры» бывают разные — те, с которыми очень тяжело, те, с которыми нормально, те, которые выносят мозг; бывают очень несчастные, но талантливые, а бывают здоровые и счастливые, но неталантливые.
 

«Холодный фронт»: Джонатан Глейзер и серый сумрак Нормандии


Трейлер фильма «Холодный фронт» (2015)

На «Холодном фронте» я понимала, как все должно выглядеть, с момента запуска проекта. Одним из наших референсов был вышедший тогда фильм Джонатана Глэйзера «Побудь в моей шкуре». Мы решили воссоздать похожее ощущение серого сумрака, чему сильно помогла зима в Нормандии: было мало света и снимать «в режим» можно было достаточно долго. Главная моя работа на этом фильме в качестве художника заключалась в том, чтобы настоять на выборе правильного дома для героев, основной локации. Нужно было, чтобы он стоял отдельно, но в этом французском регионе очень плотная застройка вдоль всего побережья. Мы нашли несколько неплохих вариантов, но ни один из них не давал работающего общего плана, который для нас был довольно принципиальным: важно было создать ощущение, что дом стоит на отшибе. И добиться именно того эффекта, который был задуман, стоило волевого усилия!

Кадр из фильма «Холодный фронт» (2015) / Фото: Hype Film
Кадр из фильма «Холодный фронт» (2015) / Фото: Hype Film

Я не занималась костюмами на этом проекте. Единственное, что я придумала (как мне кажется, ключевая деталь) — это шуба для героини Светы Устиновой. По сценарию у нее было было что-то вроде косухи. Но еще до того, как мы посмотрели «Побудь в моей шкуре», подтвердивший мое решение, я поняла: если героиня — чудовище, у нее должна быть шуба. Она же зверек! Я рассказала об этом Роме (Роман Волобуев — режиссер фильма «Холодный фронт» — примечание tvkinoradio.ru), и он согласился. Но вообще, в кино я не стремлюсь заниматься костюмами. Есть принципиальные моменты по работе с костюмом, связанные с общим замыслом, но в остальном профессия художника-постановщика и профессия художника по костюмам — это два отдельных ремесла.
 

Коллаж как альтернатива эскизам

Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина

Поскольку я художник-живописец, я очень трепетно отношусь к рисованию чего-либо своей рукой: для меня это территория, которая не должна быть задействована «всуе». Поэтому и в кино, и в театре я не рисую эскизы, а делаю такие планы-коллажи в Photoshop, используя в них только изображения реальных предметов и фактур, которые я точно знаю, где достать. В ситуации дедлайна, короткого препродакшена и маленького бюджета это сильно экономит время. Нарисованное рукой изображение — это лишняя фаза интерпретации фантазии: в этом случае необходимо заложить определенное время на ее заказ и воплощение, что задействует временные ресурсы, которых, как правило, нет. В связи с этим лично для меня коллажи гораздо проще и действеннее рисованных эскизов.
 

«Ученик»: единство изображения и серые обои «в цветочек»

 

Трейлер фильма «Ученик» (2016)

Удивительно, сколько можно проделать путешествий в погоне за художественным образом. Чтобы снять «Ученика», мы полетели в «зеленый» Калининград, на Балтийское море, чтобы найти там бетонный пляж и серые стенки. Этот фильм Серебренникова — это одна из моих любимых работ. Я довольна картиной на 99%, в ней мне удалось добиться единства изображения, а это самое сложное. В театре достаточно сделать одну декорацию, которую ты полностью контролируешь, которая будут работать от начала и до конца спектакля, а в кино художнику-постановщику нужно намного больше внутренних ресурсов и воли, чтобы визуальный ряд стал законченным и дисциплинированным. В «Ученике» у меня это получилось практически полностью.

В каждом моем фильме есть главная фактура, рассказывающая многое про героев и место действия. В «Ученике» это были серые поверхности. Фоны такого цвета стали воплощением внутреннего ощущения, возникшего у меня от чтения сценария и просмотра спектакля Серебренникова в театре.

На съемках фильма «Ученик» (2016) / Фото: Hype Film
На съемках фильма «Ученик» (2016) / Фото: Hype Film

Моей главной удачей я считаю то, что удалось найти пляж из бетонных волнорезов. Для меня бетонный пляж, и другие формы бетона создали фильм в визуальном плане. Также мы вместе с Кириллом придумали, что в квартире матери, при сохранении общей серой темы, абсолютно все должно быть «в цветочек». Для одной комнаты нужные обои удалось найти, они были совершенно серые. Для второй эти обои я нарисовала в Photoshop; их пришлось печатать в копицентре широкоформатной печатью и клеить на стену небольшими кусками. Возможно, из-за этого местные рабочие уволились, даже не забрав половину гонорара.
 

О роли ограничений в художественной постановке

Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина

Я стараюсь, используя малые средства, достичь внушительного результата. Это как в детстве решать задачки из сборника Перельмана, своеобразная игра — сделать визуальную часть фильма четко и потратить при этом как можно меньше денег. Ограничения всегда меня собирают. Поэтому лучше всего работать в экспедиции: на новом месте ты успеваешь осуществить только ограниченное число идей. В Москве снимать сложнее: «слишком много всего», поэтому нужна сверхволя и сильное авторское мышление.

Мой самый маленький бюджет составлял пять тысяч рублей. Это была театральная постановка со студентами на фестивале «Территория». Я обнаружила такое явление, как рекламные баннеры, бывшие в употреблении. Баннеры ПВХ — это такая прочная клеенка, при этом подержанные кто-то продает за три копейки! Некоторые укрывают ими парники.

В итоге я купила баннеры, перевернула их другой стороной и закрыла гигантское пространство двадцатью метрами белоснежного материала. Студенты принесли свои белые вещи, и получилось прикольно: белое на белом. Поверх актеров я пустила гигантскую проекцию тетриса и змейки. Выглядело все как довольно технологичный и недешевый продакшн. И это при бюджете в пять тысяч рублей!
 

«Блокбастер»: «треш» и «бред» ночной Москвы

 

Трейлер фильма «Блокбастер» (2017)

В «Блокбастере» мы показали вымышленный мир ночной Москвы, в которой героини перемещаются от одного светящегося безумным светом объекта к другому. Бредовые светодиодные вывески, совершенно несовместимые друг с другом по смыслу: «Халяль», «Аптека», «Интим», «Игрушки». Мой любимый треш ночной Москвы.

Фильм во многом заигрывает с жанром и, как следствие — с жанровыми клише. Один из эпизодов картины происходит в придорожном мотеле американского типа. Когда мы начали искать мотели в Москве и Подмосковье, сразу стало понятно: здесь они выглядят совершенно не так, как нам нужно. Не из-за общей эстетики, а именно планировки — потому что в них невозможно развести мизансцену так, как прописано в сценарии. Не было длинных «кишок» с ресепшеном и множеством отсеков. Наконец удалось найти в дальнем Подмосковье подходящий мотель. Мы передекорировали его с точки зрения жанра и построили новый ресепшен, потому что старый был весь «пластмассовый», и сделали трехметровую неоновую вывеску «мотель». В итоге мотель стал выглядеть так, как нужно.
 

«Осколки». Американский реализм и фильмы Кассаветиса

 

Трейлер фильма «Осколки» (2017)

Художник-постановщик должен создавать из слов картинки. Ведь язык кино — это язык изображений. Как бы ни был прекрасен сценарий, сценарий — это литература, и необходимо адекватно перевести его в изображения. В момент подготовки к «Осколкам» мы сделали альбом, где был визуально разобран каждый эпизод картины и даны референсы по атмосфере и изображению: картины Рене Магритта, Алекса Каца и Эдварда Хоппера, фильм Кассаветиса. «Свидетель» с молодой Эшли Джадд также стал частью визуального решения «Осколков»: эта картина сделана как вневременная, и создается ощущение, что действие может происходить, например, в 60-е, а может — в наше время.
 

Трейлер фильма «Свидетель» (1999)

Частью работы художника-постановщика на «Осколках» было создание атмосферы дежавю, в котором непонятно, сколько времени, и неясно, в каком мире находится героиня. В этом фильме я также занималась одеждой. На создание костюмов, которые мы придумали с режиссером Алисой Хазановой для «Осколков», нас вдохновил художник Алекс Кац. Он жил в Нью-Йорке и всю жизнь писал нью-йоркскую интеллектуальную полубогемную прослойку, очень близкую тому слою, из которого взялись персонажи нашего кино. И, в частности — свою жену Аду, портреты которой вдохновили нас на образ героини Хазановой. Вообще на мир фильма очень повлиял американский реализм середины двадцатого века, например, Хоппер с его полупустыми отельными комнатами.
 

Художник-постановщик в театре и кино

Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина

По сравнению с кино, мои работы в театре — разгрузочные, приятные, они похожи на современное искусство, где основная задача сводится к тому, чтобы придумать один объект. В театральном пространстве я работаю со своим единственным единомышленником, режиссером Юрой Муравицким (Юрий Муравицкий — художественный руководитель ростовского негосударственного театра «18+» — примечание tvkinoradio.ru). Единственное исключение из правила — это прошлогодний спектакль «Персона» с режиссером Лерой Сурковой, прошедший в «Гоголь-центре». Но вообще я, конечно, не театральный человек, кино мне намного ближе.
 

  Екатерина Щеглова

Художник-постановщик

Работала над фильмами: «Мертвые дочери», «Обстоятельства», «Я буду рядом», «Холодный фронт», «Блокбастер», «Осколки».
 

 

 


Обложка: Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина

 

Еще по теме

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино
1«Сахара» (Золтан Корда; США, 1943) Оригинал: «Тринадцать» (Михаил Ромм; СССР,...
песни из русских сериалов
Топ песен из русских сериалов, которые завоевали сердца зрителей
Музыка является важной составляющей сериалов, создавая атмосферу, передающую эмоции персонажей...
Замерзшие сериал отзывы
Рецензия на сериал “Замерзшие” (2022)
Множество новинок выходит в сериальном и кино мире, что порой...
13 штампов хорроров: от героев-идиотов до «реальных событий»
1Герои-идиоты Сцена из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым...
аниме от Netflix
Лучшие аниме, доступные на Netflix
С 2018 года Нетфликс активно развивает аниме-направление, привлекая зрителей не...
Бедный олигарх где снимали
Где снимали особняк “Бедного олигарха”?
Телеканал ТНТ запустил новый проект об олигархе, который в результате...
Мужское Женское шокирующие выпуски
Самые шокирующие выпуски ток-шоу «Мужское / Женское»
Уже много лет телепрограмма, посвященная разным социальным проблемам современного российского...
как озвучивают сериалы
Как озвучивают сериалы: этапы, профессионалы и технологии
Озвучка сериалов — это целый мир, скрытый от зрителей. Этот...