Художник-постановщик: Екатерина Щеглова
Художник-постановщик как донор
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Художник-постановщик — это, в каком-то смысле, донор. Я как бы «принимаю» в свою систему и сознание пассажира, потом беру его художественный импульс и довожу это до физического воплощения. Я делаю работу над фильмом своей, но источником всегда является режиссер. Мы его руки. И «пассажиры» бывают разные — те, с которыми очень тяжело, те, с которыми нормально, те, которые выносят мозг; бывают очень несчастные, но талантливые, а бывают здоровые и счастливые, но неталантливые.
«Холодный фронт»: Джонатан Глейзер и серый сумрак Нормандии
Трейлер фильма «Холодный фронт» (2015)
На «Холодном фронте» я понимала, как все должно выглядеть, с момента запуска проекта. Одним из наших референсов был вышедший тогда фильм Джонатана Глэйзера «Побудь в моей шкуре». Мы решили воссоздать похожее ощущение серого сумрака, чему сильно помогла зима в Нормандии: было мало света и снимать «в режим» можно было достаточно долго. Главная моя работа на этом фильме в качестве художника заключалась в том, чтобы настоять на выборе правильного дома для героев, основной локации. Нужно было, чтобы он стоял отдельно, но в этом французском регионе очень плотная застройка вдоль всего побережья. Мы нашли несколько неплохих вариантов, но ни один из них не давал работающего общего плана, который для нас был довольно принципиальным: важно было создать ощущение, что дом стоит на отшибе. И добиться именно того эффекта, который был задуман, стоило волевого усилия!
Кадр из фильма «Холодный фронт» (2015) / Фото: Hype Film
Я не занималась костюмами на этом проекте. Единственное, что я придумала (как мне кажется, ключевая деталь) — это шуба для героини Светы Устиновой. По сценарию у нее было было что-то вроде косухи. Но еще до того, как мы посмотрели «Побудь в моей шкуре», подтвердивший мое решение, я поняла: если героиня — чудовище, у нее должна быть шуба. Она же зверек! Я рассказала об этом Роме (Роман Волобуев — режиссер фильма «Холодный фронт» — примечание tvkinoradio.ru), и он согласился. Но вообще, в кино я не стремлюсь заниматься костюмами. Есть принципиальные моменты по работе с костюмом, связанные с общим замыслом, но в остальном профессия художника-постановщика и профессия художника по костюмам — это два отдельных ремесла.
Коллаж как альтернатива эскизам
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Поскольку я художник-живописец, я очень трепетно отношусь к рисованию чего-либо своей рукой: для меня это территория, которая не должна быть задействована «всуе». Поэтому и в кино, и в театре я не рисую эскизы, а делаю такие планы-коллажи в Photoshop, используя в них только изображения реальных предметов и фактур, которые я точно знаю, где достать. В ситуации дедлайна, короткого препродакшена и маленького бюджета это сильно экономит время. Нарисованное рукой изображение — это лишняя фаза интерпретации фантазии: в этом случае необходимо заложить определенное время на ее заказ и воплощение, что задействует временные ресурсы, которых, как правило, нет. В связи с этим лично для меня коллажи гораздо проще и действеннее рисованных эскизов.
«Ученик»: единство изображения и серые обои «в цветочек»
Трейлер фильма «Ученик» (2016)
Удивительно, сколько можно проделать путешествий в погоне за художественным образом. Чтобы снять «Ученика», мы полетели в «зеленый» Калининград, на Балтийское море, чтобы найти там бетонный пляж и серые стенки. Этот фильм Серебренникова — это одна из моих любимых работ. Я довольна картиной на 99%, в ней мне удалось добиться единства изображения, а это самое сложное. В театре достаточно сделать одну декорацию, которую ты полностью контролируешь, которая будут работать от начала и до конца спектакля, а в кино художнику-постановщику нужно намного больше внутренних ресурсов и воли, чтобы визуальный ряд стал законченным и дисциплинированным. В «Ученике» у меня это получилось практически полностью.
В каждом моем фильме есть главная фактура, рассказывающая многое про героев и место действия. В «Ученике» это были серые поверхности. Фоны такого цвета стали воплощением внутреннего ощущения, возникшего у меня от чтения сценария и просмотра спектакля Серебренникова в театре.
На съемках фильма «Ученик» (2016) / Фото: Hype Film
Моей главной удачей я считаю то, что удалось найти пляж из бетонных волнорезов. Для меня бетонный пляж, и другие формы бетона создали фильм в визуальном плане. Также мы вместе с Кириллом придумали, что в квартире матери, при сохранении общей серой темы, абсолютно все должно быть «в цветочек». Для одной комнаты нужные обои удалось найти, они были совершенно серые. Для второй эти обои я нарисовала в Photoshop; их пришлось печатать в копицентре широкоформатной печатью и клеить на стену небольшими кусками. Возможно, из-за этого местные рабочие уволились, даже не забрав половину гонорара.
О роли ограничений в художественной постановке
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
Я стараюсь, используя малые средства, достичь внушительного результата. Это как в детстве решать задачки из сборника Перельмана, своеобразная игра — сделать визуальную часть фильма четко и потратить при этом как можно меньше денег. Ограничения всегда меня собирают. Поэтому лучше всего работать в экспедиции: на новом месте ты успеваешь осуществить только ограниченное число идей. В Москве снимать сложнее: «слишком много всего», поэтому нужна сверхволя и сильное авторское мышление.
Мой самый маленький бюджет составлял пять тысяч рублей. Это была театральная постановка со студентами на фестивале «Территория». Я обнаружила такое явление, как рекламные баннеры, бывшие в употреблении. Баннеры ПВХ — это такая прочная клеенка, при этом подержанные кто-то продает за три копейки! Некоторые укрывают ими парники.
В итоге я купила баннеры, перевернула их другой стороной и закрыла гигантское пространство двадцатью метрами белоснежного материала. Студенты принесли свои белые вещи, и получилось прикольно: белое на белом. Поверх актеров я пустила гигантскую проекцию тетриса и змейки. Выглядело все как довольно технологичный и недешевый продакшн. И это при бюджете в пять тысяч рублей!
«Блокбастер»: «треш» и «бред» ночной Москвы
Трейлер фильма «Блокбастер» (2017)
В «Блокбастере» мы показали вымышленный мир ночной Москвы, в которой героини перемещаются от одного светящегося безумным светом объекта к другому. Бредовые светодиодные вывески, совершенно несовместимые друг с другом по смыслу: «Халяль», «Аптека», «Интим», «Игрушки». Мой любимый треш ночной Москвы.
Фильм во многом заигрывает с жанром и, как следствие — с жанровыми клише. Один из эпизодов картины происходит в придорожном мотеле американского типа. Когда мы начали искать мотели в Москве и Подмосковье, сразу стало понятно: здесь они выглядят совершенно не так, как нам нужно. Не из-за общей эстетики, а именно планировки — потому что в них невозможно развести мизансцену так, как прописано в сценарии. Не было длинных «кишок» с ресепшеном и множеством отсеков. Наконец удалось найти в дальнем Подмосковье подходящий мотель. Мы передекорировали его с точки зрения жанра и построили новый ресепшен, потому что старый был весь «пластмассовый», и сделали трехметровую неоновую вывеску «мотель». В итоге мотель стал выглядеть так, как нужно.
«Осколки». Американский реализм и фильмы Кассаветиса
Трейлер фильма «Осколки» (2017)
Художник-постановщик должен создавать из слов картинки. Ведь язык кино — это язык изображений. Как бы ни был прекрасен сценарий, сценарий — это литература, и необходимо адекватно перевести его в изображения. В момент подготовки к «Осколкам» мы сделали альбом, где был визуально разобран каждый эпизод картины и даны референсы по атмосфере и изображению: картины Рене Магритта, Алекса Каца и Эдварда Хоппера, фильм Кассаветиса. «Свидетель» с молодой Эшли Джадд также стал частью визуального решения «Осколков»: эта картина сделана как вневременная, и создается ощущение, что действие может происходить, например, в 60-е, а может — в наше время.
Трейлер фильма «Свидетель» (1999)
Частью работы художника-постановщика на «Осколках» было создание атмосферы дежавю, в котором непонятно, сколько времени, и неясно, в каком мире находится героиня. В этом фильме я также занималась одеждой. На создание костюмов, которые мы придумали с режиссером Алисой Хазановой для «Осколков», нас вдохновил художник Алекс Кац. Он жил в Нью-Йорке и всю жизнь писал нью-йоркскую интеллектуальную полубогемную прослойку, очень близкую тому слою, из которого взялись персонажи нашего кино. И, в частности — свою жену Аду, портреты которой вдохновили нас на образ героини Хазановой. Вообще на мир фильма очень повлиял американский реализм середины двадцатого века, например, Хоппер с его полупустыми отельными комнатами.
Художник-постановщик в театре и кино
Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина
По сравнению с кино, мои работы в театре — разгрузочные, приятные, они похожи на современное искусство, где основная задача сводится к тому, чтобы придумать один объект. В театральном пространстве я работаю со своим единственным единомышленником, режиссером Юрой Муравицким (Юрий Муравицкий — художественный руководитель ростовского негосударственного театра «18+» — примечание tvkinoradio.ru). Единственное исключение из правила — это прошлогодний спектакль «Персона» с режиссером Лерой Сурковой, прошедший в «Гоголь-центре». Но вообще я, конечно, не театральный человек, кино мне намного ближе.
Екатерина Щеглова
Художник-постановщик Работала над фильмами: «Мертвые дочери», «Обстоятельства», «Я буду рядом», «Холодный фронт», «Блокбастер», «Осколки». |
Обложка: Екатерина Щеглова, художник-постановщик / Фото: Ольга Наседкина