Слова

«Совершенно точно, Master Anamorphics помогал нам быть более креативными»

Фильм «Холодный фронт» стал первой российской картиной, снятой на анаморфотный объектив ARRI/ZEISS Master Anamorphic. Своим опытом работы с ним поделился оператор-постановщик ленты Михаил Хасая

  • 22 мая 2016
  • 2344

Саша и Илья — молодая пара в сложных отношениях — проводят канун Нового года в пляжном домике на севере Франции. В один из дней волной на берег выбрасывает тушу неизвестного существа, после чего они встречают Машу — таинственную русскую девушку, которой негде остановиться. Это сюжет «Холодного фронта» — первого российского фильма, снятого на анаморфотный объектив ARRI/ZEISS Master Anamorphic. Режиссером картины стал Роман Волобуев, а оператором-постановщиком — Михаил Хасая, который объединил Master Anamorphics с камерой ALEXA XT.

Кадр из фильма «Холодный фронт»Кадр из фильма «Холодный фронт»​

— Как собралась команда проекта, какие задачи вы ставили перед собой?

— Эта картина стала дебютом почти для всех нас — для режиссера Романа Волобуева, который ранее был кинокритиком, для продюсеров, для большинства членов команды, для меня в роли оператора-постановщика. Я видел в проекте шанс воплотить некоторые свои идеи в жизнь и, наконец, стать настоящим соавтором. Мы хотели составить портрет нашего поколения — 30-с-чем-то-летних — и показать творческих людей, пытающихся понять, кто они на самом деле. Лучшим способом оказалось продемонстрировать, как природа человека проявляется в неожиданных ситуациях.


Трейлер фильма «Холодный фронт»

— Почему вы решили снимать в анаморфотном формате?

— Я думаю, что анаморфотный формат позволяет зрителю полностью погрузиться в историю, в магию фильма. Результат работы с ним разительно отличается от того, что мы имеем при использовании сферических линз, которые дают картинку, более похожую на то, как люди видят этот мир. Выразительные передние планы, красивый фон и боке анаморфотного объектива выстраивают глубину кадра, создают особенную, почти сюрреалистическую атмосферу для зрителя и работают на чувство присутствия.
 
Я думаю, что анаморфотный формат позволяет зрителю полностью погрузиться в историю, в магию фильма.

— Что заставило вас выбрать Master Anamorphics?

— Мне повезло работать с Master Anamorphics на другом московском проекте, режиссированном Робом Чиу (Rob Chiu) и снятым Матиасом Букардом (Matias Boucard), пригласившем меня в группу. Я просто влюбился в этот объектив, а потом случилась настоящая детективная история, в которой Матиас помог мне найти во Франции объектив для этого проекта от никому не известного русского парня, так что я благодарен ему за помощь.

Когда вы снимаете низкобюджетный фильм, у вас возникает ряд связанных с этим проблем: недостаток разнообразия мест съемок, или освещения, или костюмов и сцен. Вот чтобы с этим справиться, вам нужен правильный объектив с собственным характером и без каких-либо артефактов. Играют свою роль и личные предпочтения — например, я предпочитаю не использовать слишком много света, чтобы заставить картинку выглядеть натурально, насколько это возможно. Master Anamorphics оказался идеально подходящим для этой и другой работы в наших ограниченных условиях.

На съемках фильма «Холодный фронт»На съемках фильма «Холодный фронт»

— Где вы снимали?

— Мы сняли всю картину в Нормандии, часть команды была из России, часть — из Франции. У нас была неделя на подготовку и 17 дней съемок — то есть времени было мало, но нам нужно было подстроиться под плотный французский график. Основным плюсом был тот факт, что все было снято в одном месте, мы могли легко перемещаться между сценами в помещении и на открытом воздухе — это помогло нам справиться с переменчивой погодой. Мы хотели снимать все в «магический час», что требовало тщательного планирования и репетиций.

— Очевидно, что многие сцены были сняты с рук. Это необычно для анаморфотного видео. Разве объектив позволяет комфортно снимать в таких условиях?

— Мы с самого начала знали, что хотим многое снять с рук. Это дало нам свободу двигаться вместе с актерами, инстинктивно реагируя на малейшие изменения, что оживило каждую сцену и принесло эффект присутствия, которого мы добивались. Даже длинные сцены снимались с рук, мы используем штатив только в заключительной сцене, чтобы сконцентрировать внимание на персонажах.

Режиссер Роман ВолобуевРежиссер Роман Волобуев

Мы специально ограничились тремя фокусными расстояниями: 35мм, 50мм и 75мм, которые заставили нас все тщательно планировать и, безусловно, обогатили фильм в художественном смысле. С точки зрения операторского комфорта — да, снимать было в удовольствие, даже с рук. Все объективы одного веса и размера, подходят друг другу замечательно, так что вы перестаете про это думать и концентрируетесь на творческой задаче.

— Что вы думаете об оптических характеристиках Master Anamorphics?

— Они прекрасны! Диафрагма большая, цветопередача естественная, яркость картинки напоминает предлагаемую сферическими объективами. Нет никакого изменения размера изображения при изменении фокусного расстояния, никаких оптических искажений или хроматических аберраций, ничто не отвлекает зрителя от задумки авторов, при этом все преимущества анаморфотного объектива остаются с вами.

На съемках фильма «Холодный фронт»На съемках фильма «Холодный фронт»

Еще мне понравилось, что в отличие от других анаморфотных объективов, вы можете работать с открытой диафрагмой ни секунды не переживая — большую часть времени мы работали с T2.2 или T2.8. Было много ночных сцен, в которых мы хотели получить привлекательные размытые задние планы. Например, в одной из долгих важных сцен, где показывается вечерняя прогулка персонажа по пляжу, не было никакого киносвета — только отражатель — и мы отлично справились с задачей!
 
Когда ограничений нет, начинается творчество.

— Приведите, пожалуйста, пример того, как возможности объектива помогли раскрыться творческому замыслу?

— Совершенно точно, что Master Anamorphics помогал нам быть более креативными. Когда я работал с 35мм, я мог «разрезать» лицо персонажа пополам о край кадра. Но это решительно невозможно с другими анаморфотными объективами из-за свойственных им искажений и размытых краев. А я всегда хотел поместить что-нибудь в эту часть кадра, чтобы это было возможно. Когда ограничений нет, начинается творчество — вы начинаете экспериментировать с композицией и функциями камеры. Для меня это большой шаг вперед.
На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

На съемках фильма «Холодный фронт»

— Стала ли ALEXA XT хорошим дополнением для Master Anamorphics?

— Камера чудесно справилась с довольно серьезными требованиями проекта. Я бы хотел специально обратить внимание на встроенные фильтры: для съемок с рук мы могли не использовать компендиум с внешними фильтрами. Мы беспокоились об их замене на берегу, на ветру с летящим вокруг песком. Но, конечно, если смена фильтров происходит внутри камеры, то этих проблем просто нет. Динамический диапазон ALEXA XT также очень помог, так как мы снимали вне студии и были ограничены в наборе освещения.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также