Главная / Профессия / Художник по гриму: Елена Гофман

Художник по гриму: Елена Гофман

Где учиться

В наше время существует множество учебных заведений, где учат на гримеров. Например, есть колледж, который выпускает профессиональных художников по гриму, костюму, реквизиторов и бутафоров. В некоторых институтах тоже обучают профессии. В Останкино есть курсы. Кроме того, сейчас многие художники берут учеников.

На Мосфильме раньше была своя негласная школа. Можно было прийти в гримерный цех и заявить о желании освоить профессию. Брали сначала на обучение, а потом на работу. Девочки начинали с того, что учились делать постижерные изделия – шить бороды, усы и парики. Раньше в гримерном цехе даже изготавливали косметику: тона, краски, которые используются для спецэффектов, сандарачный клей для постижа.

Как попасть в профессию

Меня с детства привлекала сфера красоты будь то прическа, макияж, одежда. В кино я попала случайно. После окончания курса по имиджу в школе телевидения Останкино меня пригласили поработать на проекте.

Я застала еще старую школу, когда на Мосфильме трудились художники по гриму, работавшие с Сергеем Бондарчуком над «Войной и миром». Делились своими знаниями и способствовали моему профессиональному развитию и очень многие профессионалы со студии имени Горького.

Обычно учебные заведения направляют на стажировку. Есть распределение на телевидение, в театры. Еще на первых курсах обучения студенты уже ходят на подработку в театры, знакомятся с более опытными гримерами и художниками. Очень многие художники набирают на крупный проект для выполнения простых задач начинающих гримеров.

Главные качества новичка, помимо профнавыков, – это терпение и труд. Он потихонечку наберется опыта, а потом уже не будет бояться выйти на площадку и отвечать за какой-то участок работы. А через пару-тройку лет можно и самостоятельно вести проекты.

Понятно, что надо уметь технически исполнить грим и прическу. Но кроме этого, важно иметь фантазию, чувство стиля, представление о модных тенденциях, знать основные исторические направления, чтобы при необходимости быстро и легко модернизировать образ. Одну и ту же прическу можно совершенно по-разному подать, с одним и тем же париком работать в разных стилях и направлениях.

Как работать с актерами

Для художника по гриму важна коммуникабельность. Умение общаться с артистами. Понимать их, чтобы они тебе доверяли, прислушивались к профессиональным советам и не боялись экспериментировать с образами.

Всегда учитываю мнение артистов. Перед тем как приступить к работе я предлагаю множество вариантов образов. Мы вместе смотрим, обсуждаем, выбираем, что-то меняем или комбинируем. Иногда артист и не подозревает, что можно сделать гримом какие-то вещи иначе. Очень важно иметь багаж постижерных изделий (парики, усы, бороды), из которого можно выбрать другой цвет волос, кардинально изменить прическу, прикинуть усы или бородку. Это как померить костюм в примерочной. Последнее слово в утверждении грима за режиссером и, конечно, за артистом. Если актеру будет комфортно в созданном образе, значит, у нас все получилось.

Изучение основ других кинопрофессий

Конечно, это знание необходимо. Очень многое можно выяснить в процессе обучения, но на практике познается больше каких-то тонких технических моментов, связанных с цветовым решением грима, с наложением пластических деталей, с париками, их фактурой и цветом. Сейчас технологии нанесения грима развиваются с фантастической скоростью. Материалов, на которых построена наша работа, очень много. Часто используются американские спецэффекты и косметика, на которой работает Голливуд.

Красивый грим, в частности пластический, зависит от света, выставленного на съемочной площадке. Сейчас все компании по пластическому гриму работают на американских материалах, поскольку они считаются самыми качественными и позволяют изготовить детали максимально приближенные к человеческой коже как визуально, так и тактильно. Но даже при этих условиях свет выставляется специальный.

В кино бывают такие ситуации, когда режиссер меняет концепцию образов прямо на площадке, и мы должны быть всегда готовы быстро и качественно решить этот вопрос. Противоположная ситуация в рекламе. Там всегда заранее обговаривается концепция грима вплоть до того, какого цвета должна быть помада и с какой стороны нужно уложить локон.

Подготовка образа

Кино – это всегда пробы и не по одному разу. Мы обязательно смотрим несколько образов, подбираем максимально комфортные для актера варианты грима. Показываем все режиссеру.

Если всех все устраивает, то начинаем изготовление постижерных изделий, либо, если ничего изготавливать не нужно, фотографии с проб переносятся на съемочную площадку, и мы воспроизводим грим максимально точно перед выходом актера в кадр.

Все зависит от выбранного образа. Мужской грим занимает минут 20-30 с прической, женский – от часа до полутора. Если используется пластический грим – это минимум два с половиной часа, но бывает, что актеры и по шесть часов сидят.

Экстремальные условия проектов

Уже длительное время я принимаю участие в шоу «Уральские пельмени». Я в этом проекте с самого его начала. Если в кино у нас есть 30-40 минут на стандартный грим с прической, то на шоу нужно делать перегрим из образа в образ за двери-три минуты в режиме нон-стоп на протяжении всего концерта.

Все гримы продумываются и репетируются заранее: от прически до того, как будут нарисованы брови и какие черты лица будут подчеркнуты, а какие скрыты. Все гримеры, принимающие участие в концерте, знают, в какой очередности идут номера для быстрой и слаженной работы. Это бесценная практика, чтобы научиться создавать точные образы за считанные минуты. А еще это учит упорядочивать свое рабочее пространство и сильно организует как профессионала.

И павильонные, и натурные съемки могут быть одинаково тяжелыми в плане погодных условий – сильная жара или холод. Поэтому администрация съемочной группы заранее думает, где нас разместить на выездных локациях, и заказывает мобильные гримерные, например, Кинодоктора. А если проект низкобюджетный, то бывшие автодома.

Лично для меня важно, чтобы в рабочей зоне была горячая/холодная вода и правильное освещение. Для работы я предпочитаю холодное освещение. Оно подчеркивает все неровности, нюансы, проблемы лица. И если в таких условиях актер после нанесения грима имеет красивый цвет кожи и выгодно выделенные черты, он в любом освещении будет прекрасно выглядеть.

Елена Гофман

Художник по гриму

Работала в таких проектах, как «Мафия», «Дублер», шоу «Уральские пельмени», «Generation П».

 

Еще по теме

Дело принципа: региональное телевидение не может или не хочет подружиться с цифрой?
Грань будущего: живи, умри и снова Сколько раз наиболее ожесточенные...
Как контролировать отражения в стекле
Отражения — одна из самых больших проблем для режиссеров. Кинематографисты одновременно и любят и ненавидят...
5 правил съемок малобюджетного кино от продюсера Джейсона Блума
Сделав кассовыми хитами свои дешевые фильмы, Блум нарушил классическую голливудскую формулу кино. Его...
Трансформация Гари Олдмана: создание образа Уинстона Черчилля
Понимая масштабы предстоящего перевоплощения, актер хотел заручиться поддержкой одного из лучших...
Какие интересные реалити-шоу выходят в 2023 году?
Телеканалы ежегодно выпускают в эфир множество развлекательных проектов, чтобы удивить...
Как создать монтажный переход при помощи эффекта моргающего глаза в After Effects
В некоторых сферах визуального искусства нет ограничений, которые существуют в кинематографе. Это...
Правила телережиссера Андрея Болтенко
У нашей профессии есть минусы, например – полное отсутствие личной...
Якутские фильмы
Магия якутского кино: 10 фильмов, которые стоит посмотреть
Киноработы, созданные в Якутии, являются особым пластом российского кинематографа. Якутские...