Главная / Практика / Достоверная анимация и отказ от антропоморфизма: как Pixar создавала короткометражку «Песочник»

Достоверная анимация и отказ от антропоморфизма: как Pixar создавала короткометражку «Песочник»

Песочники много времени проводят у моря, погружаясь и выныривая из воды в поисках беспозвоночных животных, зарытых в песке. Даже птенцы, недавно вылупившиеся из яйца, вынуждены быстро учиться добывать себе пищу в коротких промежутках между сильными волнами. Поэтому боязнь воды — чуть ли не самое страшное, что может с ними случиться. Именно с этой участью пришлось столкнуться героине новой короткометражки Pixar «Песочник». Фильм режиссера Алана Барилларо рассказывает о попытках молодого птенца покорить среду обитания и свой самый большой страх.

Идея фильма пришла Барилларо во время одной из утренних пробежек: он постоянно видел на пляже стаи пестрых, похожих на заводные игрушки птиц, скачущих среди водорослей в поисках пищи. Барилларо посчитал эту картину очень милой, но никак не мог избавиться от ощущения, что песочники очень боятся берега и воды.

Чтобы создать короткометражку «Песочник», Барилларо вместе с командой фильма пришлось погрузиться в мир этих птиц. Они проводили выходные на пляжах залива Сан-Франциско, встречались в пять утра на пыльной дороге под мостом и отправлялись на поиски птиц. «Половина команды рыскала по пляжам и названивала друг другу, пока кому-нибудь не удавалось найти стаю, к которой можно было подобраться поближе. Весь процесс напоминал поиски сокровищ», — рассказывает Барилларо.

Перелетных песочников в Сан-Франциско можно было увидеть только лишь осенью, но Барилларо с коллегами проводили долгие часы, наблюдая за перепончатыми песочниками, веретенниками и множеством других береговых птиц, которые впоследствии перемешались в образе главной героини короткометражки. Во время этих поездок Барилларо постоянно следил за повадками птиц. «В них так много индивидуальности, — рассказывает он. — Они лениво скачут на одной ноге, радостно взъерошивая свои перья, чтобы согреться».

Экранная достоверность

За рамками пляжных экспедиций работа стала еще сложнее. Анимация животных всегда находится на грани реальности и карикатуры, а режиссерам нужно создать убедительных и выразительных персонажей на основе их живых прототипов. Это часто приводит к антропоморфизму, когда щупальце может согнуться в подобие локтя, а крылом можно размахивать, как рукой. Авторы «О птичках», одной из предыдущих короткометражек студии, в которой можно было увидеть анимацию пернатых персонажей, даже не стремились к достоверности: ее героями были большие синие птицы неопределенного вида, которые могли пользоваться своими перьями как пальцами.

Барилларо выбрал иной подход: он хотел точно передать биологию птиц. Он отбросил привычный антропоморфизм, свойственный другим аниматорам, и не стал наделять своих героев бровями и человеческими глазами. Вместо этого режиссер прибегнул к преувеличению. Он хотел понять, насколько точно он сможет передать повадки птиц, не превращая их в людей. Однако Барилларо с командой поджидали сложнейшие технические задачи, ведь им нужно было анимировать три самые сложные вещи на свете: воду, песок и перья.

Барилларо изучил анатомию песочников и понял, что они, фактически, представляют собой шарик на палочке, покрытый перьями. Звучит просто, однако каждое перышко должно двигаться в соответствии с атмосферой, ветром и водой, а также движениями птицы. В итоге на каждой птице в «Песочнике» было от 4,5 до 7 миллионов перьев. Как признал Барилларо, задача эта была чрезвычайно трудной. «Но ведь самое смешное в птицах связано с перьями — как они выглядят, когда намокают, когда птица испугана, когда она голодна, — поясняет он. — Перья могут передавать целую палитру человеческих эмоций».

Блестящее коричневатое оперение песочников еще больше усложняло анимацию. Барилларо с командой стремились к тому, чтобы расцветка перьев птиц в кадре была постоянной, даже когда персонажи находились в движении. Свет и тень на песке также приносили свои трудности в шейдинге птиц: они могли выглядеть и полностью белыми, и грязно-белыми, и сероватыми, в зависимости от положения солнца. «У песочников все зависит от узора. Было очень важно показать его правильно, при этом точно передав поведение птиц и поместив их в нужную историю», — рассказал Барилларо.

Режиссер тесно сотрудничал с экспертами Океанариума Монтерей Бэй, чтобы все его художественные решения не слишком сильно расходились с реальностью. Птицы были слишком пугливы и не давали себя рассмотреть вблизи, поэтому Барилларо наблюдал за темноспинным альбатросом по кличке Макана в Океанариуме и подмечал особенности его оперения. Он смотрел, как оно двигалось и блестело при разном освещении, чтобы потом отразить все это в анимации. После линьки Океанариум отправил перья Маканы в Pixar, чтобы команда «Песочника» смогла производить моделирование на их основе.

Эмоции

Чем больше Барилларо наблюдал за песочниками, тем очевиднее для него становилась их очень человечная черта — неуклюжесть. Покадрово изучая небольшой ролик, в котором птенец падает на спину, режиссер отчетливо видел ребенка, пытающегося встать на ноги на детской площадке. Эти повадки хорошо прижились в истории короткометражки, повествующей о смелости детей и родителей. «Мама-песочник символизирует собой родителя, которым я бы хотел быть. Она дает своим детям свободу совершать ошибки, в результате чего они могут преодолеть свои страхи», — говорит Барилларо. И хотя в фильме нет диалогов, зрителю очевидна теплота отношений матери и дочери. Барилларо с его командой часами слушали, как песочники общаются между собой, выбирая звуки, которые казались им особенно душевными или предостерегающими.

Барилларо со своей командой сделали постер, нарисованный в стиле Джона Джеймса Одюбона, который использовали в качестве референса и источника вдохновения.

«Все зависит от исследования, — говорит Барилларо. — Есть нечто притягательное в изучении этих особей и передаче их повадок».

Хотя Барилларо всю жизнь любил птиц, а в детстве у него был попугай, у него на них аллергия. Тем не менее во время работы над «Песочником» он еще больше проникся этими существами. «Теперь мне постоянно хочется отправиться наблюдать за птицами после работы. Это затягивает», — рассказывает Барилларо.

Источник: audubon.org