Главная / Практика / Как это снято: «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Как это снято: «Вокруг света за 80 дней» (1956)

Драматургия: приключенческая комедия с гэгами и аттракционами

Идея экранизировать популярный роман Жюля Верна, опубликованный в 1873 году, витала в воздухе Голливуда с конца 1940-х. Создать киноверсию приключений эсквайра Филеаса Фогга и его верного слуги Жана Паспарту хотел и Орсон Уэллс, в 46-м осуществивший постановку «Вокруг света за 80 дней» на Бродвее, и Александр Корда, напрасно пытавшийся «что-то сделать из материала Верна много лет». В итоге за воплощение их коллективной мечты взялся известный театральный продюсер Майкл Тодд, укравший у первого идею (по крайней мере, так считал сам Уэллс) и не поддавшийся уговорам второго «не ввязываться в это дело».

Предприимчивый бродвейский импресарио начал свою экспансию в кинобизнес в 50-х и развернул бурную деятельность в области широкоформатного кино. Он стал сооснователем компании Cinerama и разработал собственную систему Todd-AO, возможности которой продемонстрировал в музыкальном фильме «Оклахома!» (1955). Уже после продюсер решил применить технологию для более масштабного зрелища, способного потрясти зрителя широтой и размахом. Роман, действие которого развивается в нескольких частях света, оказался идеальным материалом для осуществления амбициозной задачи.

Заручившись финансовой поддержкой United Artists, в качестве сценаристов Тодд позвал Джона Фэрроу, отказавшегося от режиссерского кресла в пользу Майкла Андерсена, а также Сидни Перельмана и Джеймса По. Авторы в полной мере отразили развлекательный потенциал романа в сценарии. Драматургия фильма построена на чередовании видовых картин, возникающих на пути героев, и многочисленных аттракционов. В истории присутствовали штормы на воде, полеты на воздушном шаре и погони на суше, а также комичные ситуации, гэги и танцевально-музыкальные номера, среди которых — фламенко и коррида в Испании и песни в кабаре на Диком Западе. Авантюрную ноту придавала заявленная в первоисточнике детективная интрига: по сюжету Филеаса Фогга преследует сыщик Альберт Фикс, а зрительское напряжение поддерживает постоянная угроза срыва рискованного плана путешественников — обогнуть земной шар за 80 дней. Кроме того, сценаристы добавили международным эпизодам ироничное звучание, гиперболизировав архетипические представления о жителях разных регионов планеты. В частности, под удар попали британская чопорность, испанская сладострастность, индийская религиозность и американская неотесанность.

Кастинг: камео, замены и гигантская массовка

Комическому эффекту способствовали и многочисленные микроскопические роли знаменитостей, нарочито не соответствующие их звездному масштабу. К примеру, в образе проводника поезда засветился великий Бастер Китон, кучера сыграл Фернандель, декаденствующую владелицу салуна – Марлен Дитрих, а пианиста в том же заведении – Фрэнк Синатра. Всего в картине порядка сорока камео — именно этот фильм впоследствии и популяризовал подобную практику.

Достаточно экстравагантным может показаться и выбор актеров на некоторые более крупные роли. Например, индийскую принцессу Ауду сыграла юная Ширли МакКлейн, а Паспарту – в первоисточнике француза – исполнил «мексиканский Чарли Чаплин» Кантинфлас. В 50-е он был настоящей суперзвездой, и его присутствие могло обеспечить фильму отличную кассу в испаноговорящем мире. Поэтому линия Паспарту была значительно расширена по сравнению с романом – в том числе сценаристы добавили развернутый эпизод корриды, а также отправили персонажа на сцену японского театра.

Хотя актерский состав и так был невероятно звездным, он мог бы стать еще более блестящим. К примеру на роль Филеаса Фогга Тодд мечтал заполучить Кэри Гранта, но спустя полгода бесполезных уговоров продюсер сдался и позвал британца Дэвида Нивена. Он идеально вписался в образ английского педанта, а единственной трудностью в работе с ним оказалась боязнь высоты, из-за которой в сценах на воздушном шаре Нивена подменял дублер Том Берджесс. Тем не менее, британский актер называл Фогга самым любимым персонажем в своей карьере.

Куда менее серьезно к своему герою отнесся Грегори Пэк, приглашенный на роль офицера американской кавалерии. Почувствовав, что звезда «Римских каникул» не хочет глубоко погружаться в  образ, Майкл Тодд уволил Пэка, а солдата в итоге сыграл Тим Маккой, который до начала своей актерской карьеры был самым настоящим военным. Не проникся предложенной ролью и Лоуренс Оливье. В результате камео экс-слуги Фогга досталось другому сэру – Джону Гилгуду.

Помимо обилия знаменитостей, кастинг «Вокруг света…» славится рекордным количеством актеров-животных. В фильме снялись порядка восьми тысяч представителей фауны, среди которых 3 800 овец, 2 448 американских буйволов, 950 ослов, 800 лошадей, 512 макак-резусов, 17 боевых быков, 15 слонов, 6 скунсов, 4 страуса и одна священная корова, питавшаяся исключительно цветами. Для управления разномастным зоопарком понадобилось 90 дрессировщиков, а в массовке участвовало 68 894 статиста. Среди них были как «голливудские профессионалы», так и местное население. Например, в сцене «На Западе» снялись 650 человек, по большей части – настоящие индейцы, а зрителей корриды изобразили все 6 500 жителей испанского городка Чинчон и 3 500 обитателей близлежащих населенных пунктов. При такой арифметике число костюмов, использовавшихся в фильме, — 74685 — уже не кажется таким обескураживающим.

Локации: Англия, Гонконг, Япония и Голливуд

География ленты не менее впечатляющая. Съемки проходили в период с 9 августа по 20 декабря 1955 года в 13 странах, в том числе в Великобритании, Гонконге и Японии. В общей сложности команда фильма пролетела 4 миллиона миль. Студийные съемки развернулись в трех вышеупомянутых странах, а также на площадках таких голливудских гигантов, как Universal, Columbia, Warner Bros., 20th Century Fox, RKO-Pathe и RKO. Всего было построено 140 павильонных декораций, а порой необходимый реквизит доставался киношникам даром. Например, широко известна история, как таиландский король одолжил Майклу Тодду собственную баржу.

Визуальное решение: широкий формат, Мельес в прологе и титры Сола Басса

Продюсер, в свою очередь, использовал для съемок все технические возможности собственной системы Todd-AO. Инженеры компании American Optical создали ее в 1955-м году с учетом требования сделать подобие «Синерамы» из одного проекционного окна. Другими словами, суть усовершенствования заключалась в замене трех 35-миллиметровых кинопленок на одну широкую.

Широкоформатную версию «Вокруг света за 80 дней» снимали на 70-миллиметровую пленку с частотой 30 кадров в секунду. Для этого были задействованы девять специальных кинокамер Todd-AO — то есть все модели, имевшиеся на тот момент. Руководил процессом оператор Лайонел Линдон, заслуженно получивший «Оскар» за труд доселе невиданных масштабов: параллельно ему приходилось отвечать за создание 35-миллиметрового варианта с частотой 24 кадра в секунду для обычного показа. В результате съемка шла одновременно двумя камерами, при этом зачастую требовались и дополнительные дубли, снятые с другой скоростью.

Естественно, все эти усилия не должны были пройти мимо зрительского взора, поэтому Андерсен и Линдон решили снабдить широкоформатную версию прологом в обычном формате. Контраст между «кино старого образца» и новейшим высокотехнологичным аттракционом подчеркивался и на уровне содержания смонтированных кадров (работа режиссеров монтажа, к слову, также была удостоена бронзовой награды). Архаичный шедевр Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902) сменялся широкоэкранным показом запуска космической ракеты. Мизанабим сопровождался текстом рассказчика (камео знаменитого телерадиожурналиста Эдварда Р. Марроу) о роли творчества Жюля Верна в прогрессе человеческой цивилизации, что рифмовалось с желанием создателей фильма показать важность их вклада в развитие экранной культуры. Ну а весь этот изобретательный пролог любопытно гармонировал с анимационными финальными титрами, созданными гением графического дизайна Солом Бассом, который в дальнейшем прославился работами для Хичкока («Головокружение», «Психо» и др.), Кубрика («Сияние») и Скорсезе («Славные парни», «Казино» и пр.). Оформление «Вокруг света за 80 дней» сочетало в себе демонстрацию возможностей тогдашней мультипликации и тонкий юмор Басса, отлично дополнивший кинокомедию.

Саундтрек: Виктор Янг, оркестр и плагиат

Музыкальное сопровождение картины также не обошлось без иронии. Отвечал за него знаменитый композитор Виктор Янг, успевший поработать и в джазе, и на Бродвее, и в кино. В «Вокруг света…» он остроумно сочетал собственные композиции с фрагментами бессмертной классики, вроде увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль», которая играла во время операции по спасению Паспарту от индейцев.

Впрочем, заглавную тему Янга к фильму также ждал статус классической. Оркестровая версия была дополнена текстом поэта-песенника Харольда Адамсона, и в таком виде ее впервые исполнил Бинг Кросби. Его версия песни из фильма стала главным хитом 1957 года, а в дальнейшем вошла в репертуар большинства ведущих джазовых вокалистов: от Нэта Кинг Коула до Фрэнка Синатры. Такая популярность творения Виктора Янга много кому не давала покоя — по крайней мере два обращения в суд с обвинениями в плагиате остались задокументированы. Компенсацией морального ущерба, нанесенного Янгу завистниками, могла бы стать премия «Оскар» за лучший саундтрек к фильму «Вокруг света за 80 дней», но, к сожалению, получить ее лично автор не смог, поскольку скончался незадолго до церемонии. Чтобы не заканчивать чтение нашего обзора на грустной ноте, предлагаем вам послушать песню Around The World в исполнении Бинга Кросби.