Главная / Практика / Как это снято: «Про уродов и людей»

Как это снято: «Про уродов и людей»

Драматургия: табуированная тема, традиционные сюжеты и мотив двойничества

Фильм «Про уродов и людей» довольно долго ждал реализации. Замысел картины возник у Алексея Балабанова в 1993 году благодаря прогулкам по Гамбургу, где режиссер занимался пост-продакшном своего второго полного метра «Замок». В местном Музее эротического искусства Балабанов наткнулся на порнографические открытки рубежа XIX-XX веков. Его заинтересовал этот малоизученный феномен, а интерес довольно быстро вылился в декадентскую историю о первых порнографах и их «жертвах», а также об уродстве, физическом и моральном. Сам режиссер говорил о своей задумке так: «…мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной».

В ранних версиях сценарий назывался «Ехать никак нельзя», а затем «Тихие люди». Режиссер претендовал с ним на государственное финансирование, однако, даже несмотря на либерализацию 90-х годов, «порнографический» проект чиновники поддерживать отказались. Не помогли картине и западные инвесторы.

Тогда Балабанов вместе с продюсером Сергеем Сельяновым решили снять кассовую картину, малобюджетный боевик, успех которого бы позволил осуществить «Про уродов и людей». Так появился «Брат». План авторов превзошел ожидания — «боевик» обрел культовый статус и более-менее развязал руки с желанными «Уродами». Кроме того, примерно треть бюджета фильма поступила со стороны продюсера Олега Ботогова.

Говоря о картине, Балабанов со свойственной ему прямолинейностью комментировал название и сюжет. По его словам, фильм получил название «Про уродов и людей» лишь потому, что в картине есть уроды — сиамские близнецы, — и люди — все остальные герои. А многочисленные интерпретации на этот счет режиссер оставлял в стороне: «Совершенно бессмысленно объяснять, что ты имел в виду: просто в фильме есть люди, есть уроды, а дальше вы сами разбирайтесь, кто есть кто».

Драматургия картины строится на двух распространенных сюжетах: вторжение некого чужого в привычную среду и любовный треугольник. В экспозиции в городе появляется главный герой Иоган, иностранец, занимающийся странным делом — производством порнографических открыток. Далее он со своей компанией вторгается в размеренную жизнь двух «хороших чеховских русских семей» и их уничтожает. Гибель героев сопровождается, словами Балабанова, историей «обычного любовного треугольника»: Иоган выражает свою любовь к невинной девушке Лизе, снимая ее в порнографии, а влюбленный в нее фотограф Путилов силится, но никак не может ему помешать.

Любопытно, что сам режиссер отказывался делить своих героев на отрицательных и положительных. Например, он не видел в Иогане злодея, считая, что его страдания и влюбленность искупают какую-либо его вину. Тем не менее некоторое отношение к персонажам выражено через их образы. Скажем, Иоган постоянно ест морковку со сметаной, потому что режиссер терпеть не мог такое блюдо. Путилов в фильме носит эксцентричный костюм в клетку, что вообще в киновселенной Балабанова встречается часто и всегда выступает маркером слабости или ненормальности.

В фильме большое количество персонажей, и все они раскладываются на смысловые пары. Например, сиамские близнецы составляют парадоксальную пару: они вроде бы и идентичны, но при этом во многом непохожи. Парны отцы семейств — два интеллигента доктор Стасов и инженер Радлов. Дочь Радлова Лиза и жена Стасова Екатерина Кирилловна непохожи, но тоже составляют пару — обеих используют Иоган и его подручные. Подобное решение подчеркивает ключевую мысль картины (она же заключена и в названии) — о сосуществовании в человеке двух контрастных начал.

Кастинг: любимые актеры, близнецы и боль

В картине приняли участие любимые актеры Балабанова, в том числе Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков и Анжелика Неволина. Маковецкий о своем герое Иогане и работе над образом рассказывал, что все приходилось исследовать самому — Балабанов неохотно давал комментарии.

«Мне этот сценарий очень понравился, но я действительно про своего Иогана мало что понял. Балабанов ответил: „Ну, ладно, потом поговорим…“ Поговорили — и я стал понимать еще меньше». Он вообще ничего никому не объясняет. Жалеет слова, говорит какими-то жестами, междометиями, почесывает нос, губы теребит постоянно, глядя на монитор. И нужно догадываться, что он всем этим имеет в виду», — рассказывает Маковецкий. Итогом его работы стала максимально сдержанная, аскетичная игра. Необходимую непроницаемость ему придали черные глаза — добиться такого эффекта удалось с помощью черных линз. Линзы также использовались для имитации слепоты Екатерины Кирилловны. Причем это было довольно болезненно. Неволина вспоминает это следующим образом: «В глаз вставляли одну линзу, в нее клали какие-то кусочки салфетки, потом вторую — это придумал оператор Астахов. Это все время по мне ползало, болело. Находиться в этом долго было невозможно».

Роли близнецов исполнили не близнецы и даже не родственники. Более того Алеша Де и Чингиз Цыдендамбаев даже принадлежат к разным национальностям — первый кореец, а второй бурят. Первому на момент съемок было четырнадцать лет, а второму — тринадцать. «Объединялись» близнецы как с помощью практических эффектов, так и с помощью визуальных («Про уродов и людей» стал первым фильмом Балабанова, где использовалась компьютерная графика). Подросшие близнецы скреплялись с помощью загримированной автомобильной шпаклевки. А вот для двух планов с новорожденными понадобилась компьютерная обработка шведской студии, причем задача по тем временам была довольно сложной и трудоемкой.

Съемки: белые ночи, сепия и паровой трамвай

Съемки картины проходили летом 1997 года в Санкт-Петербурге, как это обычно бывало у Балабанова, в оперативном режиме. Режиссер хотел обязательно запечатлеть огромный город абсолютно пустынным и безлюдным, как бы населенным только героями. На помощь в решении такой амбициозной задачи пришли инспекторы ГАИ, а также белые ночи.

Большая часть картины была снята именно за это короткий период с середины июня по начало июля. Оператор Сергей Астахов так комментирует это решение: «…по сюжету это просто день, только никогда не солнечный. Получился такой необычный образ, и я даже думаю, что город здесь — главный герой». Среди примечательных объектов Санкт-Петербурга, попавших в кадр, можно выделить, например, Благовещенский мост (по нему проходит трамвай), набережную Лейтенанта Шмидта (от нее отплывают люди с клетчатыми чемоданами). Помимо Санкт-Петербурга съемки проходили в Выборге и в Ярославле. Выборг «сыграл роль» Европы в конце картины, а Ярославль стал далекой российской провинцией, куда уезжают близнецы в поисках родни.

«Про уродов и людей» часто называют наиболее визуально совершенным фильмом Балабанова, что, возможно, связано со стремлением авторов к стилизации под другую эпоху. Картина решена в монохроме, что было подсказано временем действия и эстетикой старых фотографий и открыток. Но монохром в фильме разный.

Начинается история как черно-белое немое кино, прокручиваемое, как и полагается, в слегка ускоренном режиме. Так авторы маркируют предысторию. Основное же действие мы видим в коричневатой сепии, придающей картине, словами Сергея Астахова, то самое «ощущение старой фотографии». Снимался фильм на черно-белую 35-мм пленку, но печатался на цветную, что, по мнению Балабанова, усиливало коричневатый тон.

Астахов отмечает, что, работая над изображением, они старались добиться максимальной убедительности и исключить манерность и «поэтику». Для этого, например, использовались наиболее достоверные световые решения. Очевидно, что Балабанова в этой истории очень интересовало время действия: слом эпох, годы зарождения кинематографа. Однако к исторической достоверности отношение было достаточно вольное. Художник-постановщик фильма Вера Зелинская говорит об этом так: «Мы с ним сразу договорились: делаем в „Уродах…“ пространство вне времени. Ничего буквального, анахронизм возможен. И пространство у нас получилось живое и точное, я считаю».

На площадке был задействован реальный транспорт того времени: паровозы, угольные баржи, трамваи. Изначально планировалось, что трамваев в кадре будет больше, но бюджет не позволил размахнуться. Трамвай был паровой и самостоятельно двигаться уже не мог. На площадке его подталкивал УАЗ, расположенный так, чтобы его не было видно в кадре. Трамваи вообще можно назвать особой привязанностью режиссера — в неспешном беге этого транспорта его привлекала предопределенность.

Еще по теме

Периодизация в силовом тренинге — что это такое и почему она так важна?
Силовой тренинг – это не только физическая активность, но и...
Оператор: Александр Тананов
Как попал на «Черновик» История с «Черновиком», с одной стороны,...
15 фильмов 71-го Каннского кинофестиваля: Годар, Ноэ, фон Триер, Серебренников и другие
Фильм открытия «Все знают» (Асгар Фархади; Испания-Франция-Италия) Трейлер фильма «Все...
Новая комедия канала СТС — где и как снимали “Моя мама-шпион”
Создатели «Физрука» и «ИП Пирогова» предложили комедийный и свежий проект...
«Гемини»: как создавали молодого Уилла Смита
Студия Weta Digital и раньше делала цифровых людей («Форсаж 7»,...
Как использовать «ожившие» постеры в продвижении фильма
На фоне непрекращающегося роста популярности социальных сетей как маркетинговых площадок некоторые...
Фильмы похожие на Дрянные девчонки
10 комедий, похожих на «Дрянные девчонки»
Если есть желание повеселиться, ощутить бесконечный позитив, то лучшим выбором...
Приемы: Рисованный задник
Рисованный фон изобрели не в кино. В театре они использовались...