Главная / Практика / Звуковой постпродакшн: кто занимается звуком после съемок

Звуковой постпродакшн: кто занимается звуком после съемок

Когда фильм наконец-то смонтирован, его передают в звуковой отдел, где звукорежиссерам предстоит еще больше «оживлять» картину. Конечно, работа начинается не с нуля: отправной точкой являются шумы и речь, записанные на съемочной площадке. На большом производстве в звуковом департаменте задействовано сразу несколько специалистов. Давайте разберемся, кто здесь чем занимается.
 

Постпродакшн-супервайзер (Post-Production Supervisor)

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Супервайзер звукового постпродакшна тесно работает напрямую с режиссером и продюсерами фильма, контролируя сроки работы, качество и бюджет, выделенный на каждый из этапов.
 

Звукорежиссер речевого озвучания (Dialogue Editor)

Часто за речь отвечает отдельный человек, ведь основной информационный поток в фильме идет именно через диалоги персонажей. Звукорежиссер речевого озвучания оценивает записанную речь на площадке и по возможности «чистит». Часто выходит так, что, например, в петличный микрофон на актере попал звук проезжающей машины, наполовину заглушив реплику актера. В таком случае на помощь приходит ADR (Automated Dialogue Replacement) — переозвучание речи в студии. Этот этап довольно тяжелый — актеру нужно «попасть» в свой же голос, в свою мимику ровно так, как он это сделал на съемочной площадке.
 

Инженер звукозаписи (Sound Technician)

Этот специалист решает больше технические задачи, нежели творческие, обслуживая звуковое оборудование и помогая коллегам с техникой на протяжении всего производства.
 

Саунд-дизайнер (Sound Designer)

Фото: Nicolas J Leclercq
Фото: Nicolas J Leclercq

Саунд-дизайнер — член звукового департамента. Его работа — создавать уникальные звуковые эффекты. В пример можно привести звук светового меча из «Звездных войн», рык динозавра из «Парка Юрского периода», вой Кинг-Конга и другие. Специалисты должны подходить к делу творчески, так как фактически многих звуков попросту нет в природе, а задача саунд-дизайнеров — не только хоть как-то озвучить, к примеру, страшного монстра, но и передать определенное настроение, сформированное супервайзером.
 

Монтажер звуковых эффектов (Sound Effects Editor)

Монтажер звуковых эффектов отвечает за редактирование шумовых эффектов, не входящих в категорию «фоли». Сюда, например, относятся звуки природы: пение птиц, шум ветра, шелест листьев, проезжающие мимо машины и другие.
 

Шумовик (Foley Artist)

Фото: VFS / Flickr
Фото: VFS / Flickr 

Шумовик — тот самый человек, который записывает повседневные звуки для фильма: шаги, шорохи одежды, поцелуи, звук скачущей лошади, звуки передвижения предметов, с которыми взаимодействуют актеры, и так далее. Запись происходит весьма интересно: шумовик стоит перед большим дисплеем, «попадая» под происходящее на экране. Стоит отметить, что эта работа сложна не только тем, что нужно записать все синхронно, но и тем, что необходимо подобрать нужную фактуру (к примеру, если в кадре персонаж из паркета в гостиной переходит в ванную с плиткой, шумовику придется «топать» таким же образом, используя несколько поверхностей в студии).
 

Редактор музыки (Music Editor)

Редактор музыки — член звукового департамента, который вместе с композитором работает над музыкальными партитурами, а также «расставляет» нужные партии на протяжении фильма в зависимости от режиссерской задачи.
 

Композитор (Composer)

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Эпоха «немого» кино давно прошла, так что без композитора в фильмах обходятся редко. Этот человек пишет музыку для фильма и нередко также выступает и дирижером, если партии подразумевают запись симфонического оркестра. Малобюджетный фильм в наше время может и вовсе обойтись музыкой, написанной на компьютере, используя различные плагины и сэмплеры.
 

Главный звукорежиссер (Re-Recording Mixer)

Фото: Gustavo Scafeli
Фото: Gustavo Scafeli

Главный звукорежиссер или звукорежиссер перезаписи — творческая единица, отвечающая за сведение всей работы вышеперечисленных кадров департамента в финальный микс. Действительно, на больших проектах есть сразу несколько звукорежиссеров перезаписи, где один может отвечать за речь, другой — за шумы, третий — за музыку и так далее.

Конечно, в зависимости от бюджета количество специалистов звукового отдела может как возрастать, так и убывать. К примеру, на больших фильмах может также присутствовать музыкальный супервайзер, супервайзер звуковых эффектов и синхронных шумов, а вот на производстве студенческих фильмов всю работу со звуком могут выполнять 2-3 человека, сочетая в себе сразу несколько функций.

К сожалению, популярная фраза «На посте исправим» часто не работает: халтура во время съемочного периода приводит к разногласиям и даже к ссорам, ведь чтобы исправить плохо записанный звук, требуется больше времени, а значит и денег. Только выполняя свою работу честно и профессионально, можно добиться хорошего результата, избежав совершенно ненужных творчеству проблем.
 


Обложка: Gustavo Scafeli

 

Еще по теме

Чтобы помнить: 10 военных сериалов разных стран
Военное время наполнено драматичными, героическими и нравственными историями. Зачастую рассказ...
Надо видеть: любимые фильмы Хармони Корина
1«Брюстер МакКлауд» (Роберт Олтмен, 1970) Трейлер фильма «Брюстер МакКлауд» (1970)...
Как это снято: «Выпускник»
Создание: команда «аутсайдеров», кастинг от обратного и съемки в Калифорнии...
15 фильмов 29-го «Кинотавра»: Цой, монокино, драмы взросления и кислотные дебюты
Фильм открытия «Лето» (Кирилл Серебренников) «Кинотавр» открывает картина, дискуссия вокруг...
Надо видеть: любимые фильмы Джона Карпентера
01-02. «Только у ангелов есть крылья» и «Рио Браво» (Ховард Хоукс; 1939,...
Влияние живописи на кинокостюм
Кинематограф — искусство визуальное, поэтому многое заимствует у живописи: принципы освещения, ракурсы...
Надо видеть: любимые фильмы Павла Павликовского
01. «В джазе только девушки» (Билли Уайлдер, 1959) Сцена из...
Авария на фильме «Убить Билла»: как избежать ошибок, снимая настоящие трюки
Наверняка почти все, кто работает в киноиндустрии, смотрели видео, где...