Главная / Практика / Звуковой постпродакшн: кто занимается звуком после съемок

Звуковой постпродакшн: кто занимается звуком после съемок

Когда фильм наконец-то смонтирован, его передают в звуковой отдел, где звукорежиссерам предстоит еще больше «оживлять» картину. Конечно, работа начинается не с нуля: отправной точкой являются шумы и речь, записанные на съемочной площадке. На большом производстве в звуковом департаменте задействовано сразу несколько специалистов. Давайте разберемся, кто здесь чем занимается.
 

Постпродакшн-супервайзер (Post-Production Supervisor)

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Супервайзер звукового постпродакшна тесно работает напрямую с режиссером и продюсерами фильма, контролируя сроки работы, качество и бюджет, выделенный на каждый из этапов.
 

Звукорежиссер речевого озвучания (Dialogue Editor)

Часто за речь отвечает отдельный человек, ведь основной информационный поток в фильме идет именно через диалоги персонажей. Звукорежиссер речевого озвучания оценивает записанную речь на площадке и по возможности «чистит». Часто выходит так, что, например, в петличный микрофон на актере попал звук проезжающей машины, наполовину заглушив реплику актера. В таком случае на помощь приходит ADR (Automated Dialogue Replacement) — переозвучание речи в студии. Этот этап довольно тяжелый — актеру нужно «попасть» в свой же голос, в свою мимику ровно так, как он это сделал на съемочной площадке.
 

Инженер звукозаписи (Sound Technician)

Этот специалист решает больше технические задачи, нежели творческие, обслуживая звуковое оборудование и помогая коллегам с техникой на протяжении всего производства.
 

Саунд-дизайнер (Sound Designer)

Фото: Nicolas J Leclercq
Фото: Nicolas J Leclercq

Саунд-дизайнер — член звукового департамента. Его работа — создавать уникальные звуковые эффекты. В пример можно привести звук светового меча из «Звездных войн», рык динозавра из «Парка Юрского периода», вой Кинг-Конга и другие. Специалисты должны подходить к делу творчески, так как фактически многих звуков попросту нет в природе, а задача саунд-дизайнеров — не только хоть как-то озвучить, к примеру, страшного монстра, но и передать определенное настроение, сформированное супервайзером.
 

Монтажер звуковых эффектов (Sound Effects Editor)

Монтажер звуковых эффектов отвечает за редактирование шумовых эффектов, не входящих в категорию «фоли». Сюда, например, относятся звуки природы: пение птиц, шум ветра, шелест листьев, проезжающие мимо машины и другие.
 

Шумовик (Foley Artist)

Фото: VFS / Flickr
Фото: VFS / Flickr 

Шумовик — тот самый человек, который записывает повседневные звуки для фильма: шаги, шорохи одежды, поцелуи, звук скачущей лошади, звуки передвижения предметов, с которыми взаимодействуют актеры, и так далее. Запись происходит весьма интересно: шумовик стоит перед большим дисплеем, «попадая» под происходящее на экране. Стоит отметить, что эта работа сложна не только тем, что нужно записать все синхронно, но и тем, что необходимо подобрать нужную фактуру (к примеру, если в кадре персонаж из паркета в гостиной переходит в ванную с плиткой, шумовику придется «топать» таким же образом, используя несколько поверхностей в студии).
 

Редактор музыки (Music Editor)

Редактор музыки — член звукового департамента, который вместе с композитором работает над музыкальными партитурами, а также «расставляет» нужные партии на протяжении фильма в зависимости от режиссерской задачи.
 

Композитор (Composer)

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Эпоха «немого» кино давно прошла, так что без композитора в фильмах обходятся редко. Этот человек пишет музыку для фильма и нередко также выступает и дирижером, если партии подразумевают запись симфонического оркестра. Малобюджетный фильм в наше время может и вовсе обойтись музыкой, написанной на компьютере, используя различные плагины и сэмплеры.
 

Главный звукорежиссер (Re-Recording Mixer)

Фото: Gustavo Scafeli
Фото: Gustavo Scafeli

Главный звукорежиссер или звукорежиссер перезаписи — творческая единица, отвечающая за сведение всей работы вышеперечисленных кадров департамента в финальный микс. Действительно, на больших проектах есть сразу несколько звукорежиссеров перезаписи, где один может отвечать за речь, другой — за шумы, третий — за музыку и так далее.

Конечно, в зависимости от бюджета количество специалистов звукового отдела может как возрастать, так и убывать. К примеру, на больших фильмах может также присутствовать музыкальный супервайзер, супервайзер звуковых эффектов и синхронных шумов, а вот на производстве студенческих фильмов всю работу со звуком могут выполнять 2-3 человека, сочетая в себе сразу несколько функций.

К сожалению, популярная фраза «На посте исправим» часто не работает: халтура во время съемочного периода приводит к разногласиям и даже к ссорам, ведь чтобы исправить плохо записанный звук, требуется больше времени, а значит и денег. Только выполняя свою работу честно и профессионально, можно добиться хорошего результата, избежав совершенно ненужных творчеству проблем.
 


Обложка: Gustavo Scafeli

 

Еще по теме

как снимали сцену Текст
Как снимали постельную сцену в фильме «Текст»
В течение длительного времени общественность бурно обсуждала интимную сцену фильма...
Как это снято: «Крамер против Крамера»
Сценарий: одна книга, три акта и две точки зрения В...
фильмы скорсезе
Лучшие фильмы Мартина Скорсезе
Когда речь заходит о величайших режиссёрах в истории кинематографа, в...
Фильмы про время
5 фильмов про время и временных петли
В кинематографе время — это не просто последовательность моментов. Это...
Что известно про Уэнсдей-2: сюжет, дата выхода продолжения
Проект легендарного киномастера ужасов и фантастики Тима Бертона о не...
Визуальный мир «Офелии»
25 июля на экраны страны выходит фильм австралийского режиссера Клер...
Как сделать движение камеры оправданным
На первый взгляд может показаться, что движение камеры нужно, чтобы...
короткометражные комедии
10 короткометражных комедий, которые мы рекомендуем посмотреть
Уникальную возможность для творческих людей выразить свои идеи в сжатом...