Что делать художнику по костюмам, если почти все персонажи фильма — женщины?
Художник по костюмам создает каждому персонажу, будь он герой или актер эпизода, свой индивидуальный образ. И, по большому счету, для него нет большой разницы — одна героиня в фильме или несколько. За первые минуты экранного времени зритель должен понять социальный статус, семейное положение, материальный достаток, увлечения персонажа.
В жизни мы можем одеваться как угодно, но в кино одежда — визуальный маркер героя. С помощью костюма художник должен раскрыть его характер и вписать по цвету и стилю в остальной актерский ансамбль. Как же быть с фильмом, где весь упор делается на женские характеры? Разберем это на примере нескольких кинофильмов и одном популярном сериале.
Фильм «Тельма и Луиза». Костюм как усиление восприятия драматургии
В случае с несколькими героинями, на взаимоотношениях которых выстроен сценарий, художнику необходимо отразить эту взаимосвязь в костюме. В этом смысле лучше примера, чем фильм «Тельма и Луиза» (1991) режиссера Ридли Скотта, нам не найти.
Трейлер фильма «Тельма и Луиза» (1991)
Луиза (актриса Сьюзен Сарандон) убивает человека, который хотел изнасиловать Тельму, потому что когда-то сама пережила насилие. Это лишило ее романтических иллюзий, сделало жесткой, недоверчивой в отношениях с мужчинами. Художник по костюмам Элизабет Макбрайд передала характер Луизы через ее андрогинный стиль, основу которого составляют джинсы, джинсовая куртка, майки, рубашки. Цельная натура героини отражена в локальных цветах ее одежды. И если в начале фильма Луиза еще выглядит немного кокетливо (вышивка на блузке, красная помада, платок), то к концу истории от этой женственности не остается и следа.
Тельма (Джина Дэвис) легкомысленна и инфантильна. Как в характере, так и в костюме, она полная противоположность Луизе. В первой части фильма мы видим на ее одежде женственные принты и отделку стразами и жемчугом. Белый цвет ее платья в ключевой сцене попытки изнасилования подчеркивает наивность, беззащитность и уязвимость героини.
Но постепенно, вместе с драматическим развитием истории, Тельма меняется — уходят цветочки и сердечки. Героиня надевает куртку Луизы, джинсы и джинсовую рубаху. В ее стиле (как и в характере) под влиянием подруги проявляется собранность и агрессивность. Из милой домохозяйки она превращается в лихую грабительницу. И вот уже в последней сцене мы видим на Тельме черную футболку с черепом, которая подсказывает нам трагический финал истории. Произошло слияние характеров и судеб.
Сериал «Секс в большом городе». Костюм как отражение характера каждого персонажа
Две героини — это еще не самая сложная задача для художника по костюмам. А если их четыре? Тут мы с вами знаем блестящий пример создания ярких женских образов в культовом сериале «Секс в большом городе».
Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото Craig Blankenhorn / HBO
Художник по костюмам Патриция Филд говорила в своем интервью журналу Hello!: «Вещи должны рассказывать историю о конкретном человеке — это их основное предназначение. А не просто „Давайте сделаем ярко!“ или „Пусть будет панк-рок!“. У меня не было грандиозного плана. Мы просто день за днем придумывали оригинальные образы, исходя из характеров героинь».
«Саманта (Ким Кэттролл) уверена в себе и у нее отличное чувство юмора», — говорит художник. Профессию героини (она менеджер по PR) и, соответственно, ее креативно-художественный вкус, Патриция подчеркнула броской бижутерией и деловыми костюмами ярких, открытых цветов. Чувственность — смелыми декольте.
«Шарлотта (Кристин Дэвис) — типичная домашняя девочка, которую мужчины сразу ведут знакомить с мамой». Ее стиль — самый консервативный из всех четырех подруг. Она носит платья и костюмы женственных силуэтов и милые, нежные украшения.
«Миранда (Синтия Никсон) отличается собственной философией и твердыми убеждениями». В ее гардеробе много офисных костюмов и платьев строгих силуэтов, но цветовая гамма указывает на прекрасный вкус героини.
Из всех четырех подруг особенно выделяется Кэрри (Сара Джессика Паркер). Она фрилансер, журналист, ведущая колонку о сексе в газете «Нью-Йорк Стар», именно от ее лица идет рассказ в сериале. Кэрри работает дома, поэтому носит все, что ей нравится, смешивая различные стили и марки.
«Во всей этой истории есть большая заслуга моей подруги Сары Джессики Паркер, — сказала в интервью Патриция Филд, — Она любит моду, обожает наряжаться и чувствовать себя супермоделью. Одевать Кэрри Брэдшоу было своего рода игрой для нас обеих».
Фильм «Восемь подруг Оушена». Слияние костюма с индивидуальностью исполнительницы
Актриса — не манекен, на нее нельзя надеть все то, что нравится режиссеру и художнику по костюмам. Создавая образ, художник должен учитывать не только внешние данные актрисы, но и принимать во внимание ее личность, найти контакт с исполнительницей и обязательно обсуждать с ней свои решения. Если художник по костюмам найдет точки соприкосновения актрисы с ее персонажем, то и результат получится впечатляющим, как в новом фильме «Восемь подруг Оушена».
Трейлер фильма «Восемь подруг Оушена» (2018)
Для начала художник по костюмам Сара Эдвардс изучила сценарий, пообщалась с режиссером и разработала восемь различных стилей для восьми главных героинь. Какие-то детали и манеру одеваться она позаимствовала у самих актрис, что-то придумала, отталкиваясь от характера персонажа.
Удачно был решен образ лидера и идейной вдохновительницы банды грабительниц, состоящей из восьми женщин — Дебби Оушен (актриса Сандра Буллок). По сценарию он — сестра Дэнни Оушена (в прошлых киноисториях его играл актер Джордж Клуни) и это отражено в ее костюмах. «Мы хотели перевести стиль персонажа Джорджа Клуни в женский формат», — сказала художник по костюмам в одном из своих интервью. «Дебби пять лет пробыла в тюрьме, где все тщательно обдумала. Было важно показать ее холодной и сосредоточенной. В ней есть тишина, поэтому в ее гардеробе много чистых линий и спокойных цветов».
Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.
Старая близкая подруга Дебби Лу (в исполнении Кейт Бланшетт) владеет ночным клубом и мечтает о шикарном байке. Она полная противоположность Дебби по характеру и образу. «Я хотела, чтобы героиня выглядела сильной и уверенной в себе, поэтому вдохновлялась стилем звезд рок-н-ролла», — рассказывает Сара Эдвардс. Кейт это явно пришлось по душе, в фильме она с шиком носит бархатные брючные костюмы, а также аксессуары настоящей рок-н-рольщицы — узкие шарфы и кольца с черепами.
Самое явное слияние образа со стилем реальной актрисы произошло у Хелены Бонем Картер, которая в фильме играет отставшую от модных тенденций дизайнера одежды Роуз Вейл. Ее героиня (как и Хелена в жизни) ходит в причудливых костюмах в викторианском стиле, носит невероятную обувь и забавные сумочки. Усыпанный розами наряд на Мет Гала (Роза в розах!) стал апогеем актерской самоиронии и отсылает нас к клоунаде.
Самое контрастное по стилю решение было предложено поп-диве Рианне, которая играет в фильме компьютерного хакера по прозвищу Девятка. Героиня родом с побережья Карибского моря, поэтому носит вещи а-ля Боб Марли и растафари. Актриса с пониманием отнеслась к перемене имиджа. Конопляная одежда, грубые армейские ботинки, дреды — все работает на образ персонажа, делая его убедительным.
«Стэпфордские жены». Костюм как противопоставление героини остальному обществу
По большому счету, в фильме Фрэнка Оза, снятом по мотивам романа Айры Левина, рассказана не чисто женская история. Но нам он интересен тем, как выделена и противопоставлена Джоанна Эберхарт, героиня Николь Кидман, обществу дам из Стэпфорда.
Трейлер фильма «Стэпфордские жены» (2004)
Джоанна, переехавшая с мужем и дочерью в этот городок из мегаполиса, никак не вписывается в его рафинированное женское сообщество. В своих костюмах «нью-йоркской карьеристки» она выглядит черной вороной на фоне ярких колибри — остальных жительниц городка.
За основу стиля этих дам взяты силуэты 1950-х гг, когда в американском обществе царил культ «идеальной семьи» и считалось, что мужчина должен зарабатывать деньги, а жена — вести хозяйство, заниматься детьми и выглядеть ухоженной. В то время работа жены вне дома подрывала авторитет мужа. Несмотря на то, что действие фильма происходит в наши дни, в Стэпфорде царит именно эта идеология 50-х годов.
Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures
Героиня с ее феминистскими взглядами сопротивляется порядкам городка, но в итоге превращается в одну из этих дам. Темные волосы и короткая стрижка Джоанны меняются на белокурые вьющиеся локоны в стиле Барби, крой платьев становится кукольным, а их цвет — зефирным. И, несмотря на то, что Николь Кидман хороша во всех этих костюмах, нам становится грустно, потому что мы видим, что из героини ушла индивидуальность, она мимикрировала и слилась со всеми остальными женщинами. По счастью, этот наряд оказался всего лишь камуфляжем, к которому прибегла героиня, чтобы обмануть бдительность и вывести на чистую воду того, кто превращал женщин в послушных кукол.
В заключение хочу сказать, что самое важное для художника по костюмам — интересная история и хорошая творческая команда единомышленников, а сколько будет женщин в кадре — не имеет значения, ведь сложности только подогревают интерес к проекту.
Обложка: кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Barry Wetcher/Warner Bros.