Главная / Практика / Как это снято: «Кто подставил Кролика Роджера»

Как это снято: «Кто подставил Кролика Роджера»

Подготовительный период: сценарий, разработка, кастинг

В 1981 году на книжных прилавках США появился мистический детектив «Кто вырезал Кролика Роджера?» писателя-юмориста Гэри Вульфа. Роман, в котором люди и персонажи мультфильмов и комиксов существовали на равных правах в единой вселенной, очень впечатлил Рона Миллера. Тогдашний президент The Walt Disney Company увидел в книге Вульфа материал для потенциального блокбастера и тут же приобрел права на ее экранизацию.

Сценаристами проекта стали Джеффри Прайс и Питер Симен. Перед ними стояла задача сохранить детективную историю, но показать анимационную индустрию с более позитивной стороны, чем у Вульфа. В книге как мультяшки, так и их начальники не могли похвастаться высокими моральными качествами, а главным злодеем оказывался сам Роджер Рэббит, мстивший продюсерам за то, что они не давали ему главную роль.

Пока Прайс и Симен переписывали черновик за черновиком, слава о необычном проекте дошла до Роберта Земекиса. В 1982 году молодой режиссер сообщил Disney, что будет счастлив взяться за амбициозную постановку, но компания отклонила его предложение. На тот момент имя Земекиса ассоциировалось с провальными в плане сборов комедиями — «Я хочу держать тебя за руку» и «Подержанные автомобили», и на знаменитой студии решили, что он точно не потянет «Кролика Роджера».

Тем временем в 1983 году специалисты Disney под руководством режиссера анимации Даррела Ван Ситтерса создали тестовое видео, объясняющее концепцию проекта. Короткий мультфильм, в котором Роджер говорил голосом комика Пола Рубенса (тот самый Пи-Ви Герман), а Джессику озвучивала Расси Тейлор (она же Минни Маус), получился весьма многообещающим. Однако из-за последовавших пертурбаций внутри компании работа над дорогостоящим блокбастером была приостановлена.

Реанимировать «Кролика» решился Майкл Эйснер, сменивший Рона Миллера на посту главы The Walt Disney Company. Ему удалось привлечь к проекту Amblin Entertainment, продакшн Стивена Спилберга,. Мастер масштабного кино чувствовал, что анимационный фильм-нуар может стать настоящим прорывом в кинематографе, и согласился участвовать в его создании при условии максимального творческого контроля со своей стороны.

Заявленный Спилбергом бюджет в пятьдесят миллионов долларов в Disney сочли неподъемным. В итоге было решено уложиться в тридцать миллионов, тоже, впрочем, по тем временам неслыханные для анимации. Так или иначе, «Кролик Роджер» получил зеленый свет, и начались поиски режиссера-постановщика.

Первым предложение получил Терри Гиллиам, который счел замысел слишком трудоемким в реализации, и отказался. Тогда Стивен Спилберг пригласил занять режиссерское кресло Роберта Земекиса, ставшего к 1985 году его полноценным творческим соратником. На совместном с Disney проекте союзникам предстояло работать в той же связке «исполнительный продюсер/режиссер», что и на хитовой фантастической ретро-комедии «Назад в будущее». Последняя, наряду с кассовым «Романом с камнем», вывела Земекиса на топовый уровень в профессии и, конечно, никто в The Walt Disney Company больше не сомневался в его способности создавать блокбастеры.

К работе над сценарием новая команда привлекла все тех же Джеффри Прайса и Питера Симена, от которых теперь требовалось создать нуарную ретро-историю. Роберт Земекис решил перенести действие книги Вульфа из современности в 1947 год — период расцвета как мультипликации, так и «черных детективов», соединение которых в «Кролике Роджере» становилось более чем оправданным. Кроме того, режиссер хотел, чтобы в фильме присутствовал юмор в духе Текса Эйвери, и Прайс и Симен прописали в сценарии множество отличных гэгов.

Материал для детективной интриги они почерпнули из реального случая, вошедшего в историю как «трамвайный сговор». В сороковые несколько автомобильных компаний объединились, чтобы поглотить трамвайную систему «Red Car» в Лос-Анджелесе и построить автостраду вместо рельс. В свою очередь придуманная сценаристами фирма «Cloverleaf Industry» собирается избавиться не только от трамваев, но и от анимационных персонажей, мирно проживающих в специальном квартале Тун-тауне (по аналогии с Чайна-тауном и одноименным фильмом Полански, аллюзии на который также содержатся в «Кролике Роджере»).

Руководит коварной операцией по уничтожению Мультбурга инфернальный злодей судья Дум, который в кульминации ленты сам оказывается мультяшкой. Над созданием этого великолепного твиста Прайс и Симен трудились дольше всего. Они пытались придумать предысторию Дума. По одной из версий он мог быть охотником, убившим маму олененка Бэмби. В итоге, чтобы не муссировать тему смерти положительной мультгероини, причину жестокости судьи оставили за скобками — в финале вся мультбратия гадает, кем же был этот таинственный злобный мультяшка. Подобным же образом из сценария ушла сцена похорон весельчака и добряка Марвина Акмэ.

Параллельно с правками сценария шел кастинг и разработка анимационных персонажей. В роли Эдди Вэлиента Стивен Спилберг видел Харрисона Форда, но его гонорар оказался слишком затратным для и без того дорогостоящего проекта. Следующим кандидатом стал Билл Мюррей, но в ту пору отошедший от кинематографа в сторону философии актер пропустил поступившее предложение. Эдди Мерфи отказался от роли частного детектива, потому что не хотел быть на подпевках у кролика-мультяшки. Также рассматривались кандидатуры Джека Николсона, Роберта Редфорда, Эда Харриса, Сильвестра Сталлоне и многих других актеров, пока, наконец, не был утвержден Боб Хоскинс.

Ранее британец активно снимался в криминальных фильмах, правда, далеко не в столь комическом их преломлении. Образ любовного интереса Вэлиента воплотила Джоанне Кэссиди, прославившейся ролью репликанта Зоры в «Бегущем по лезвию».

Главного антагониста, когда-то убившего брата детектива, выбирали из множества кандидатов. На роль Дума пробовался Тим Карри, но его исполнение показалось продюсерам слишком уж инфернальным. В свою очередь Кристофер Ли сам отверг предложение. В числе претендентов также был Стинг, но в итоге роль злодея-судьи досталась Кристоферу Ллойду, с которым Земекис и Спилберг работали над «Назад в будущее».

Сцена из фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)

Командовать анимационной частью режиссер предложил Ричарду Уильямсу, в которого он верил больше, чем в Даррела Ван Ситтерса. Автор оскароносной короткометражки «Рождественская песня» не сразу, но согласился. Роджера Рэббита он изобразил эдаким гибридом героев Эйвери и Диснея — голова в форме ореха кешью и рыжая шевелюра Друпи, комбинезон от Гуфи, перчатки Микки Мауса, галстук-бабочка Порки Пига, щеки и уши Багза Банни.

Мегасексапильная жена Кролика тоже получилась многосоставной — фигура Риты Хейворт, лицо Лорен Бэколл, прическа Вероники Лэйк и наряды с открытой спиной в стиле модели Playboy Викки Дуган по прозвищу «Спинка». Завершил образ Джессики Рэббит эротичный низкий голос Кэтлин Тёрнер, которая попросила не указывать ее имя в титрах.

Еще один анимационный секс-символ, Бетти Буп, коллега Рэббит по бару «Контур и Закраска», говорит голосом Мэй Куэстел, которая озвучивала героиню еще в тридцатые годы. Мужа Джессики озвучил стенд-ап комик Чарльз Флейшер, который также говорил за мульт-такси Бенни и двух ласок из банды Дума. Голос творческого соратника Роджера, пятидесятилетнего карапуза Бэби Хермана, принадлежит Лу Хиршу.

Сцена из фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)

Соседство в одном фильме персонажей Disney и Warner Bros. — заслуга Стивена Спилберга, которому удалось договориться с «конкурирующей фирмой» о камео звездных мультгероев. Можно заметить, что представители обеих студий всегда появляются в кадре вместе, как, например, Дональд Дак и Даффи, или Багз Банни и Микки Маус. Это осознанный шаг навстречу Уорнерам, которые требовали, чтобы их персонажи занимали равное экранное время с диснеевскими.

Производство: съемки и постпродакшн

Несмотря на то, что действие ленты разворачивается в Голливуде, основные съемки проходили на Elstree Studios в британском графстве Хартфордшир, потому что Ричард Уильямс не хотел поселяться в Лос-Анджелесе.

Каждая мизансцена, в которой должны были присутствовать анимационные персонажи, выстраивалась в соответствии с его раскадровками, чтобы на постпродакшне вписать в нее мультяшек. Чтобы взаимодействие людей и рисованных героев выглядело реалистично, актеры заранее прошли курсы пантомимы.

Помочь им должны были имитирующие мультяшек резиновые куклы. Сначала сцена снималась при участии моделей и кукловодов, а потом делался дубль, где актер, подобно миму, повторяет свои движения с пустотой.

Некоторые актеры озвучания также присутствовали на площадке, подавая реплики своим экранным партнерам. Чарльз Флейшер подошел к делу особенно ответственно и креативно — он провел в плюшевом костюме кролика весь съемочный период. А это порядка восьми месяцев, включая досъемки в Лос-Анджелесе на Industrial Light & Magic, где на синем фоне создавались будущие эпизоды в Тюн-тауне.

Для создателей было очень важно достоверно передать зрительный контакт мультгероя и человека, который практически отсутствовал в комбинированных предшественниках «Кролика Роджера». Поэтому, например, в сцене диалога Вэлиента и Рэббита дома у сыщика Роджер стоит на кровати — так персонаж Боба Хоскинса может посмотреть кролику ростом в один метр прямо в глаза. Достичь полноценного зрительного контакта с судьей Думом, напротив, нельзя, ведь свои рисованные красные глаза он скрывает под пластиковыми муляжами. Как следствие, самоотверженный Кристофер Ллойд ни разу не моргает в кадре.

 

Раз мультяшка абсолютно свободно живет в человеческом мире и общается с людьми, значит, он способен управляться и с благами цивилизации — например, играть на настоящем, а не рисованном рояле, как Дональд и Даффи, курить всамделишную сигару, как Бэби Херман, или бить посуду, как Кролик Роджер. Чтобы реализовать подобное волшебство, понадобились специальные, способные имитировать движение рук, механизмы с сервоприводом. На постпродакшне поверх гаджетов рисовали нужного персонажа, выполняющего необходимое действие. В некоторых случаях удавалось обойтись без сложных механизмов — тогда предметы подвешивали на леску, а кукловоды управляли ими с верхотуры.

Сцена из фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)

Ну и, конечно, достоверная мультяшка просто не может не отбрасывать тень. Эффект достигается путем совмещения пяти тоновых масок, которые в финальной композиции придают героям реалистичную трехмерность.

Сначала рисуется основная маска, затем теневая с четкими границами, которые размываются оптическим принтером. Третьей создается вторая теневая маска, четвертой — падающая на актера тень, а пятой — маска в местах физического взаимодействия с персонажем.

Самая наглядная иллюстрация — Роджер, который активно двигается в сцене с наручниками в подсобке бара Долорес, где раскачивается люстра. Множество теней, отбрасываемых кроликом, стоило мультипликаторам титанических усилий. Данный опыт был увековечен в профессиональном выражении «качнуть лампу», что означает — проделать огромную работу, которую зритель может даже не заметить.

Впрочем, вряд ли поразительная трехмерность мультперсонажей во главе с Роджером может остаться незамеченной. Многочисленные мелкие детали и создают ту самую объемность. У Роджера даже уши изображены полупрозрачными, ведь они тоньше остальных частей кролика.

Сцена из фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)

Стремление Роберта Земекиса снимать подвижной камерой стоило дополнительных трудов аниматорам, которые работали на студии Ричарда Уильямса в Лондоне и на базе Disney в Лос-Анджелесе. Это было абсолютно уникальной практикой для игровых фильмов с элементами мультипликации, где комбинированные сцены всегда снимались в статике. Но ведь и «Кролик Роджер» стал первой лентой, где анимация занимает целых 55 минут!

Понимая это, Уильямс сразу сказал Земекису и оператору Дину Канди снимать обычный фильм, и пусть его художникам придется работать в два раза больше — дело того стоит. Цифрового композитинга и программного трекинга, задающего движение персонажей, тогда не существовало, и самоотверженный труд мультипликаторов вышел далеко за рамки графика. Постпродашкн продлился четырнадцать месяцев. Заявленный бюджет также был превышен более чем в два раза и составил семьдесят миллионов долларов.

Саундтрек и признание

Завершил образ комедийного ретро-нуара с анимационными персонажами саундтрек, созданный постоянным композитором Роберта Земекиса Аланом Сильвестри в полном соответствии с концепцией фильма. Мелодии в духе Looney Tunes и Карла Стеллинга соседствуют с джазовыми номерами нуарного толка. Все композиции исполнили музыканты Лондонского симфонического оркестра, которым посчастливилось руководить Сильвестри. При этом все появления в кадре Джессики Рэббит сопровождались джазовыми импровизациями, передающими особое настроение, которое создает эта чарующая суперженщина.

Сцена из фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)

Кроме того, по сюжету сама героиня работает певицей и демонстрирует свой талант на сцене «Контура и Закраски», исполняя знаменитый блюз Джозефа МакКоя «Why Don’t You Do Right?». За Джессику спела актриса Эми Ирвинг, которая в то время была женой Стивена Спилберга.


Сцена из фильма «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)

Первые тестовые показы фильма прошли крайне неудачно — публика буквально убегала с них. Значительная часть группы разуверилась в том, что дорогостоящий проект окупится, но только не Роберт Земекис, убежденный, что «Кто подставил Кролика Роджера» найдет свою аудиторию и станет хитом.

Так оно и вышло — фильм, выпущенный киноподразделением Disney, Touchstone Pictures, заработал почти триста тридцать миллионов долларов в мировом прокате. Зрительский успех подкрепили восторженная критика и четыре «Оскара», в том числе за лучшие визуальные эффекты и за выдающуюся работу Ричарда Уильямса.

Но, пожалуй, самая главная удача картины в том, что она прошла проверку временем. Комедийный полуанимационный нуар тридцатилетней выдержки выглядит все так же свежо и оригинально, создавая абсолютную иллюзию мира, в котором мультяшки живут среди людей.


Обложка: кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера» (1988) / Touchstone Pictures

Еще по теме

мастер и маргарита экранизации
Экранизации романа «Мастер и Маргарита»
Мистический роман Михаила Булгакова, ставший классикой мировой литературы, поражает не...
сериалы похожие на Ведьмак
В ожидании продолжения «Ведьмака»: 10 похожих сериалов
История о великом маге, который путешествует по миру и борется...
Джон Уик 4 сцена после титров
Есть ли сцена после титров “Джона Уика 4” и стоит ли ее смотреть?
«Джон Уик» - один из лучших коммерческих проектов третьего тысячелетия....
бывшие обзор
“Никого не жалко”: обзор и отзывы о сериале “Бывшие”
Драматический сериал о том, как люди не могут вырваться из...
17 фильмов 27-го «Кинотавра»: романтика Питера, монокино, много сюра, триллеров и черных комедий
Фильм открытия «Петербург. Только по любви» Старт «Кинотавру» в этом...
Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей
С самого начала кинематографа мы видели на экране орков, фей и гномов, и сегодняшнее кино —...
Герои Слово пацана
Герои сериала «Слово пацана» — кто они?
Вышедший в ноябре 2023 года сериал заставил о себе говорить...
Мастер: Дэнни Бойл
Клиповый монтаж Сцена из фильма «Миллионер из трущоб» (2008) Как...