Главная / Практика / «Актеров нельзя изменить, как нельзя изменить погоду»: Джоди Фостер и Джейсон Бейтман о переходе в режиссерскую профессию

«Актеров нельзя изменить, как нельзя изменить погоду»: Джоди Фостер и Джейсон Бейтман о переходе в режиссерскую профессию

Однажды на съемках «Комнаты страха» Джоди Фостер пришлось сделать 110 дублей одной сцены. Актриса и режиссер выступила на мероприятии Emmy FYSee, организованном Netflix, где рассказала, что лучшей киношколой для нее стала работа с такими режиссерами, как Дэвид Финчер, однако ее собственный стиль сильно отличается от них.

«Режиссером приходится балансировать между свободой и контролем. Я в этом смысле безбашенная, — сказала она. — Мне нравится, когда актеры понимают, что мы ко всему готовы, все организовали и продумали, будь то движения камеры или визуальный стиль. Мы все знаем, к чему стремимся, и я хочу, чтобы артисты чувствовали энергию происходящего. Мы делаем два дубля и движемся дальше. Так актерская игра воспринимается иначе, у исполнителей нет времени сомневаться».

Карьера второго гостя мероприятия, Джейсона Бейтмана, сложилась похожим образом: он начал играть в детстве, а сейчас снимает сериалы. Фостер и Бейтман вместе с модератором встречи Крисом Райаном обсудили, как вообще актеры понимают, что хотят чего-то большего, чем просто играть. Бейтман познакомился с моделью работы режиссера-актера, когда снимался у Майкла Лэндона в «Маленьком домике в прериях».

Трейлер сериала «Маленький домик в прериях»

«Там я увидел, что съемочный план можно закончить без криков. Без акцента на собственном величии, просто благодаря поддержке и работе с актерами. Не надо мешать тому, что явно лучше изначальной задумки», — сказал Бейтман.

Когда Райан спросил, пригодился ли им актерский опыт в режиссерской карьере, Бейтман улыбнулся и рассказал, что ему помогло на съемочной площадке сериала «Озарк».

Трейлер сериала «Озарк»

«Когда я нервничаю, то совсем никуда не гожусь, и держу это в голове во время съемок. У всех нас получается лучше, когда мы расслаблены и нам нравится то, что происходит. Актерство — это часть режиссерской работы, именно поэтому из актеров получаются приличные режиссеры. Во-первых, вы понимаете, что нужно актеру, во-вторых, вы профессиональный лжец. Один из самых простых трюков, полезный, когда вам нужно что-то определенное от артиста — подойти к нему, похвалить за то, что он все сделал правильно, и попросить, чтобы он сделал это еще. Всегда нужно придумывать что-то позитивное, а не просто говорить „Нет“. Так вы просто заставите актеров нервничать», — поделился Бейтман.

Побывав по ту сторону баррикад, и Фостер и Бейтман поняли: несмотря на то, что тщательная подготовка очень важна, нужно уметь абстрагироваться от своих представлений, как нужно произносить ту или иную строчку диалога или передать определенную эмоцию.

«Режиссер приходит и дает какие-то комментарии, но ты понимаешь, что это произошло только потому, что он представляет этот момент несколько по-другому. Я знаю, что зритель не читал сценария. У него не будет никаких убеждений на этот счет. Публика вообще может не воспринять это как что-то плохое, — сказал Бейтман. — Так что я пытаюсь быть как можно более честным, готовлюсь к тому, что увижу исполнение, которое будет сильно отличаться от моего видения. Я же нанял людей с хорошим вкусом, значит, им надо доверять».

«Мне кажется, лучше контролировать все остальное, изображение, например, — добавила Фостер. — Нужно удостовериться, что на роли утверждены правильные люди, в которых ты уверена и с которыми ты заранее проговорила свои цели и задачи. Актеров изменить нельзя, как нельзя изменить погоду. В какие-то моменты приходится работать с тем, что есть».

Фостер работала как в кино, так и на ТВ, и недавно поставила одну из серий «Черного зеркала» — «Архангел». Она объяснила, как ее любовь к кинематографу соединяет в себе лучшее из двух сфер.

Трейлер эпизода «Архангел» сериала «Черное зеркало»

«Самые лучшие сериалы берут из полнометражного кино главное — у всего на экране есть свое значение. Выбор объектива, утвержденные актеры, кадры, где кто-то кладет себе в чай кусок сахара — все это важно, — сказала Фостер. — На телевидении так было не всегда. Иногда все рождалось примерно так: „Мы загоним в одну комнату кучу народу, будет смешно и энергично, и так — каждую неделю“. Но теперь в сериалах научились ценить повествовательную структуру».

Структура сильно повлияла на подход Бейтмана к съемкам «Озарка». На Netflix сразу появляются полные сезоны сериалов, и Бейтман имел это в виду, когда занимался, казалось бы, незаметными деталями четырех эпизодов, которые ему довелось снять.

«Ты предполагаешь и надеешься, что зрители будут смотреть по три-четыре эпизода за раз. Действительно ли здесь нужно, чтобы этот персонаж проговаривал кусок экспозиции на крупном плане? Ведь мы говорили об этом в прошлой серии, а если кто-то посмотрел ее только что, он скажет: „Ну все понятно же, что вы тянете!“ Это больше похоже на полнометражный фильм как в плане сценария, так и в плане съемок и монтажа. Ты доверяешь зрителю и допускаешь, что он выделил время на просмотр большого куска сезона. Это позволяет быть более тонким».

Хотя работа с актерами — это важная часть режиссерской профессии, не менее важно принимать решения в плане цветокоррекции и саунд-миксинга. Бейтман старается уделять этому столько же внимания.

«Это все равно, что сервировать стол перед подачей блюда. Если стол накрыт красно-белой клетчатой скатертью, я готовлюсь есть пиццу. Вы этого даже не осознаете. Для меня как для зрителя это важно, и меня удивляет, когда некоторые режиссеры этим пользуются не в полной мере. То же самое и со звуком. Ты знаешь, что надо выделить, а что — заглушить, и это можно использовать в работе с актерами. Меня вдохновляют режиссеры, которые следят за всем, что происходит вокруг, и подгоняют продукт под зрителя».

Когда речь зашла о расписании съемок, Фостер поделилась одним очень важным советом, который касался работы с детьми:

«На самом деле снимать детей очень полезно. Если они не хотят больше бросаться спагетти, они просто не будут этого делать. Приходится учиться думать на ходу, ведь если у них нет настроения что-то делать — этого не будет. Если ты говоришь семилетнему мальчику: „А после своих слов застегни, пожалуйста, рубашку“, — а он не делает это два или три дубля подряд — придется оставить эту идею и придумать что-то другое. Дети — это хорошая тренировка для работы со взрослыми».

Источник: indiewire.com


Обложка: Джейсон Бейтман и Джоди Фостер на Emmy FYSee / Eric Charbonneau

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...