«Актеров нельзя изменить, как нельзя изменить погоду»: Джоди Фостер и Джейсон Бейтман о переходе в режиссерскую профессию
Однажды на съемках «Комнаты страха» Джоди Фостер пришлось сделать 110 дублей одной сцены. Актриса и режиссер выступила на мероприятии Emmy FYSee, организованном Netflix, где рассказала, что лучшей киношколой для нее стала работа с такими режиссерами, как Дэвид Финчер, однако ее собственный стиль сильно отличается от них.
«Режиссером приходится балансировать между свободой и контролем. Я в этом смысле безбашенная, — сказала она. — Мне нравится, когда актеры понимают, что мы ко всему готовы, все организовали и продумали, будь то движения камеры или визуальный стиль. Мы все знаем, к чему стремимся, и я хочу, чтобы артисты чувствовали энергию происходящего. Мы делаем два дубля и движемся дальше. Так актерская игра воспринимается иначе, у исполнителей нет времени сомневаться».
Карьера второго гостя мероприятия, Джейсона Бейтмана, сложилась похожим образом: он начал играть в детстве, а сейчас снимает сериалы. Фостер и Бейтман вместе с модератором встречи Крисом Райаном обсудили, как вообще актеры понимают, что хотят чего-то большего, чем просто играть. Бейтман познакомился с моделью работы режиссера-актера, когда снимался у Майкла Лэндона в «Маленьком домике в прериях».
Трейлер сериала «Маленький домик в прериях»
«Там я увидел, что съемочный план можно закончить без криков. Без акцента на собственном величии, просто благодаря поддержке и работе с актерами. Не надо мешать тому, что явно лучше изначальной задумки», — сказал Бейтман.
Когда Райан спросил, пригодился ли им актерский опыт в режиссерской карьере, Бейтман улыбнулся и рассказал, что ему помогло на съемочной площадке сериала «Озарк».
Трейлер сериала «Озарк»
«Когда я нервничаю, то совсем никуда не гожусь, и держу это в голове во время съемок. У всех нас получается лучше, когда мы расслаблены и нам нравится то, что происходит. Актерство — это часть режиссерской работы, именно поэтому из актеров получаются приличные режиссеры. Во-первых, вы понимаете, что нужно актеру, во-вторых, вы профессиональный лжец. Один из самых простых трюков, полезный, когда вам нужно что-то определенное от артиста — подойти к нему, похвалить за то, что он все сделал правильно, и попросить, чтобы он сделал это еще. Всегда нужно придумывать что-то позитивное, а не просто говорить „Нет“. Так вы просто заставите актеров нервничать», — поделился Бейтман.
Побывав по ту сторону баррикад, и Фостер и Бейтман поняли: несмотря на то, что тщательная подготовка очень важна, нужно уметь абстрагироваться от своих представлений, как нужно произносить ту или иную строчку диалога или передать определенную эмоцию.
«Режиссер приходит и дает какие-то комментарии, но ты понимаешь, что это произошло только потому, что он представляет этот момент несколько по-другому. Я знаю, что зритель не читал сценария. У него не будет никаких убеждений на этот счет. Публика вообще может не воспринять это как что-то плохое, — сказал Бейтман. — Так что я пытаюсь быть как можно более честным, готовлюсь к тому, что увижу исполнение, которое будет сильно отличаться от моего видения. Я же нанял людей с хорошим вкусом, значит, им надо доверять».
«Мне кажется, лучше контролировать все остальное, изображение, например, — добавила Фостер. — Нужно удостовериться, что на роли утверждены правильные люди, в которых ты уверена и с которыми ты заранее проговорила свои цели и задачи. Актеров изменить нельзя, как нельзя изменить погоду. В какие-то моменты приходится работать с тем, что есть».
Фостер работала как в кино, так и на ТВ, и недавно поставила одну из серий «Черного зеркала» — «Архангел». Она объяснила, как ее любовь к кинематографу соединяет в себе лучшее из двух сфер.
Трейлер эпизода «Архангел» сериала «Черное зеркало»
«Самые лучшие сериалы берут из полнометражного кино главное — у всего на экране есть свое значение. Выбор объектива, утвержденные актеры, кадры, где кто-то кладет себе в чай кусок сахара — все это важно, — сказала Фостер. — На телевидении так было не всегда. Иногда все рождалось примерно так: „Мы загоним в одну комнату кучу народу, будет смешно и энергично, и так — каждую неделю“. Но теперь в сериалах научились ценить повествовательную структуру».
Структура сильно повлияла на подход Бейтмана к съемкам «Озарка». На Netflix сразу появляются полные сезоны сериалов, и Бейтман имел это в виду, когда занимался, казалось бы, незаметными деталями четырех эпизодов, которые ему довелось снять.
«Ты предполагаешь и надеешься, что зрители будут смотреть по три-четыре эпизода за раз. Действительно ли здесь нужно, чтобы этот персонаж проговаривал кусок экспозиции на крупном плане? Ведь мы говорили об этом в прошлой серии, а если кто-то посмотрел ее только что, он скажет: „Ну все понятно же, что вы тянете!“ Это больше похоже на полнометражный фильм как в плане сценария, так и в плане съемок и монтажа. Ты доверяешь зрителю и допускаешь, что он выделил время на просмотр большого куска сезона. Это позволяет быть более тонким».
Хотя работа с актерами — это важная часть режиссерской профессии, не менее важно принимать решения в плане цветокоррекции и саунд-миксинга. Бейтман старается уделять этому столько же внимания.
«Это все равно, что сервировать стол перед подачей блюда. Если стол накрыт красно-белой клетчатой скатертью, я готовлюсь есть пиццу. Вы этого даже не осознаете. Для меня как для зрителя это важно, и меня удивляет, когда некоторые режиссеры этим пользуются не в полной мере. То же самое и со звуком. Ты знаешь, что надо выделить, а что — заглушить, и это можно использовать в работе с актерами. Меня вдохновляют режиссеры, которые следят за всем, что происходит вокруг, и подгоняют продукт под зрителя».
Когда речь зашла о расписании съемок, Фостер поделилась одним очень важным советом, который касался работы с детьми:
«На самом деле снимать детей очень полезно. Если они не хотят больше бросаться спагетти, они просто не будут этого делать. Приходится учиться думать на ходу, ведь если у них нет настроения что-то делать — этого не будет. Если ты говоришь семилетнему мальчику: „А после своих слов застегни, пожалуйста, рубашку“, — а он не делает это два или три дубля подряд — придется оставить эту идею и придумать что-то другое. Дети — это хорошая тренировка для работы со взрослыми».
Источник: indiewire.com
Обложка: Джейсон Бейтман и Джоди Фостер на Emmy FYSee / Eric Charbonneau