Главная / Практика / «Если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм»: о чем говорил Кристофер Нолан на Каннском кинофестивале

«Если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм»: о чем говорил Кристофер Нолан на Каннском кинофестивале

Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо стремился в этом году расширить список знаменитых гостей. В частности, он пригласил Мартина Скорсезе, который вместе с председателем жюри Кейт Бланшетт открыл киносмотр. Режиссер также представил отреставрированную картину 1946 года «Возлюбленная», драму Эмилио Фернандеса о мексиканской революции. Главную роль в картине исполнила Мария Феликс, позже полюбившаяся Жану Ренуару и Луису Бунюэлю. Райан Куглер показал свой суперуспешный блокбастер «Черная пантера» в кинотеатре под открытым небом и поговорил с кинокритиком Элвисом Митчелом на полуторачасовом мастер-классе.

Однако больше всего зрителей привлек Кристофер Нолан, режиссер и сценарист «Дюнкерка», который свое первое посещение Канн посвятил продолжительному общению с публикой и показу «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.

Нолан выступил перед показом картины на обновленной, 70-миллиметровой пленочной копии вместе с Катариной Кубрик, дочерью легендарного режиссера, ее дядей Яном Харланом и Киром Дулли, исполнителем главной роли в картине.

Для Нолана мероприятие было особенно важным. В первый раз он увидел «Космическую одиссею» в семь лет, когда отец взял его с собой в лондонский кинотеатр.

Тогда будущий режиссер понял, что «фильмы могут быть всем, чем угодно». «В 1968 Кубрик сделал нечто немыслимое: он отказался признавать, что в индустрии существуют правила, по которым нужно выстраивать повествование в кино». Вот еще несколько тезисов Нолана, которые можно было услышать на встрече.

О Бэтмене и Бонде

«У Брюса Уэйна нет никаких суперспособностей, кроме баснословного богатства. На самом деле он просто много отжимается. В каком-то смысле ему легко сопереживать. Он очень человечен. Думаю, это меня и привлекло в Бэтмене, поскольку все сюжеты, которые с ним связаны, чрезвычайно грандиозны и притягивают аудиторию своей масштабностью. Но в их основе — простые и понятные люди, а центральная фигура интересна в первую очередь своей простотой», — сказал Нолан.

«В некоторых аспектах мы активно заимствовали детали из фильмов о Джеймсе Бонде, — вспомнил режиссер, признав, что одаренный изобретатель всевозможных гаджетов Люциус Фокс во многом напоминает Кью из „Бондианы“. — Но, если уж говорить о моей личной „Бондиане“, то „Начало“ здесь виновато гораздо больше, чем „Темный рыцарь“».

О злодеях

Нолан приписал каждому фильму своей трилогии о Бэтмене свой жанр, в зависимости от злодея. «Бэтмен: Начало», миф о рождении героя, разрабатывался как самостоятельное произведение. В то время Нолан не думал о сиквелах. «Так что Ра’с аль Гул там был ментором, который со временем стал врагом», — сказал режиссер.

«Темный рыцарь» — это «криминальная драма в духе „Схватки“ Майкла Манна». «Так что Джокер был идеальным противником, террористом, носителем хаоса. А для „Возрождения легенды“ мы выбрали формат исторического эпика, военного фильма, а Бэйн стал военным врагом», — сказал режиссер.

О самодостаточности

«Кажется, Стэнли Кубрик как-то сказал, что лучший способ научиться снимать кино — это делать кино. Я не ходил в киношколу, и всегда сам делал свои фильмы. А когда ты снимаешь кино со своими друзьями с микроскопическим бюджетом, приходится заниматься всем самостоятельно. Так что, когда дело дошло до больших картин, я знал достаточно аспектов работы каждого участника команды, чтобы быть для всех занозой в заднице», — вспомнил Нолан.

На своих картинах он не пользуется вторым юнитом: «На мой взгляд, если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм». Он также заметил, что в любых перебивках, даже кадрах, где есть только руки актера, должен присутствовать сам актер.

Нолан полностью полагается на себя, когда речь заходит о наблюдении за происходящим. На площадке он даже не пользуется плейбэком. «Я стою у камеры, — объяснил Нолан. — Я хочу видеть, как объекты располагаются по отношению друг к другу в трехмерном пространстве».

Показывайте фильмы в оригинальном формате

Аудитория пыталась иронизировать над жаргоном, который Нолан использует, говоря о цветокоррекции и 4K UHD. «Фильмы, снятые в аналоговом формате по возможности нужно обязательно показывать аналогово, — сказал режиссер. — Пленка до сих пор лучше всего передает то, как видит человеческий глаз. Лично я считаю, что это самый лучший способ погрузить зрителя в историю эмоционально. Цифровые технологии отлично подходят для архивации, но вам все равно нужна химия. Это необходимо для будущего пленки. Это единственный стабильный формат».

Этот подход распространяется и на производство в целом. На съемочной площадке режиссер часто спрашивает съемочную группу: «А как эту задачу выполнили бы до этого?». В том числе поэтому на его фильмах как можно меньше кабелей и тросов прячут при помощи компьютера.

Забудьте о прошлом

«Могу сказать, что у меня была достаточно беззаботная жизнь. — сказал Нолан. — Так что вам совершенно не обязательно снимать кино о том, что пережили непосредственно вы».

Источник: indiewire.com


Обложка: Кристофер Нолан на 71-м Каннском кинофестивале / Фото: Abaca Press/TASS

Еще по теме

Где снимали нового “Чебурашку” с Гармашем?
Любопытным, забавным и невероятно красочным вышел ремейк популярной истории о...
Просто, но смешно: отзывы о фильме “Молодой человек” (2022)
«Молодой человек» от режиссера Александра Фомина влетел во все топы...
10 самых длинных художественных фильмов в истории кино
10«Гамлет» (Кеннет Брана, 1996) Продолжительность: 4 часа 02 минуты Трейлер...
Надо видеть: любимые фильмы Брайана Де Пальмы
Снимая «Миссию на Марс», я старался передать те ощущения, которые...
10 необычных приложений для съемки видео
1VHS Camcorder Очень крутая программа, которая особенно понравится поклонникам старых...
Эксперимент с «Призрачной нитью» Пола Томаса Андерсона: 35 мм в формате 70 мм
В рождественские праздники в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе проходят показы нового фильма Пола Томаса...
Емеля где снимали
Где снимали сериал «Емеля» (2024)?
Комедийный криминальный сериал о капитане полиции по прозвищу Емеля удивил...
Где снимают Женский стендап
Где снимают шоу Женский стендап и как попасть на съемки?
Если раньше о таком жанре никому не было известно, хотя...