«Эффектная» короткометражка: как планировать свет и композитинг для съемки
Мы сняли короткометражный фильм Escape Room. Очень короткометражный, но все же фильм. Зачем это было нужно? Во-первых, потому что кино — это наша профессия, это весело. Во вторых, потому что мы хотели вложить в этот фильм как можно больше техник и эффектов — и показать, как мы это сделали.
В частности, мы использовали композитинг, достаточно простой, но эффективный. Поговорим о нем. Ниже можно посмотреть саму короткометражку.
Короткометражный фильм Escape Room
С самого начала мы хотели снять нарочито несерьезный, легкий и «мультяшный» фильм. Мы понимали, что в нем будут взрывы, выстрелы, дым, и знали, что все это нужно будет поместить в очень короткий промежуток времени. Так почему бы не задействовать огромные бочки с горючим и бомбу, как в мультсериале про Дорожного бегуна?
А раз так, можно показать самое ужасное первое свидание, которое только можно представить. Например такое, где мужчина толкает женщину на бочки с горючим, так что оно разливается повсюду. Идеально.
Идея была достаточно занятная, но сразу стало очевидно, что снимать надо будет осторожнее. Мы знали, что не сможем по-настоящему толкнуть актрису на бочки, так что в ход пошли творческие решения и композитинг. Вот как мы это сделали.
Композитинг
1. Снимаем несколько слоев изображения
В сфере эффектов слой — это некий элемент изображения, чаще всего снятый на площадке, который на постпродакшне соединяют с другими частями кадра.
В данном случае мы сняли три разных слоя. Мы хотели, чтобы происходящее на экране выглядело глупо, поэтому могли не беспокоиться о многих деталях. Чаще всего, если вы стремитесь к реализму, вам нужно будет уделять гораздо больше внимания таймингу, скорости и совпадению слоев.
Для первого слоя мы отсняли пустые декорации, без актеров и стульев — просто бочки и освещение. Это нужно, чтобы на постпродакшне можно было убрать из кадра актеров и стулья, если понадобится. После определенных манипуляций вы сумеете перемещать их в кадре, чтобы движения выглядели более точными.
Второй слой — мужчина, который бьет ногой «по воздуху». Больше в кадре ничего не было. Самое главное — его ноги, которыми нужно было ударить как можно сильнее (с этим были проблемы, потому что по сюжету персонаж был привязан к стулу веревкой).
Затем мы сняли женщину, падающую на страховочный мат (в нашем случае — большой, не до конца надутый матрас, накрытый одеялами).
2. Соединяем слои
А теперь — самое интересное. Соединить слои мне удалось при помощи ротоскопа.
Я использовал финальный кадр, где женщина падает на матрас, сделал вокруг нее маску и при помощи инструмента mask path анимировал маску на всем протяжении кадра. Затем нужно было немного размыть края, и все — персонаж отделен от фона.
Теперь в кадр можно было добавлять мужчину, бьющего по воздуху. К счастью, все совпало достаточно хорошо.
Теперь оставалось только немного поработать над таймингом, чтобы происходящее выглядело убедительнее. Если бы что-то совпало не так хорошо, я бы смог подогнать движения в пространстве при помощи пустого слоя. Мне бы понадобился ротоскоп сразу двух персонажей, но невыполнимой бы эта задача не стала.
Освещение
Съемку в целом нужно было проводить как можно быстрее и точно планировать освещение. Мы решили сделать сцену так, чтобы ее можно было снимать на 360 градусов без перестановки оборудования. Таким образом, куда бы мы ни поставили камеру, освещение работало бы в соответствии с авторской задумкой. Для этого нам понадобилось практическое освещение и приемы, позволяющие прятать лампы в кадре.
О постановке света во время съемок короткометражного фильма Escape Room
Конкретно на этом фильме выполнить эту задачу было несложно, ведь оба персонажа привязаны к стульям. Если бы они разговаривали на ходу или активно передвигались в пространстве, все это было бы гораздо труднее. Но при условии, что вы знаете, чего хотите и достаточно времени посвящаете планированию, осветить сцену так вполне возможно.
1. Практическое освещение
Мы активно прибегали к практическим светильникам. У нас была целая коробка с различными рабочими лампами и фонариками, которые мы разложили по сцене. По большей части они играли роль элементов декорации и служили для создания эффекта «боке» и бликов. Почти всю короткометражку мы сняли с анаморфотным адаптером CineMorph, так что блики, которые можно там увидеть, были задуманы изначально.
Кроме того, мы использовали вольфрамовое освещение. Там был горизонтальный светильник из восьми ламп, среди которых мы поставили еще несколько фотоламп. Для открывающего кадра мы повесили светодиодную лампу, которую раскрасили желтой краской, чтобы свет казался несколько тусклым.
Пожалуй, наиболее заметным практическим светильником в кадре была настольная лампа, благодаря которой вокруг женщины появился красивый контур. Также она создавала ощущение спрятанного от посторонних глаз бункера.
Кроме того, мы предприняли еще один (совсем необязательный) шаг — подключили эту лампу к старому пульту управления, который я по дешевке купил несколько лет назад и теперь использую при любой возможности. С помощью этого пульта я смог запрограммировать едва заметное мерцание разных ламп.
Так мы создали нужную атмосферу, а еще приглушили свет, чтобы он хорошо смотрелся на камеру. По большей части вольфрамовые лампы горели на 20% своей мощности.
2. Спрятанные лампы
Данный метод подойдет не каждому оператору и не для каждой сцены, но это хороший способ спрятать и рассеять свет, что мы и сделали.
Мы подвесили защитные пленки по всей декорации. Таким образом свет превращался в большие горящие точки на заднем плане. Для зрителя он становился похожим на рабочее освещение вдалеке.
Пленка отлично рассеивала свет, так что мы смогли полностью заполнить сцену синим при помощи пары Aputure 120D.
3. Дым
Дымогенераторы — это весело.
Кто откажется добавить в сцену немного дыма? Хотя вашей истории он, может, и не подойдет, у него есть несколько преимуществ. Дым делает освещение объемнее, от ламп начинают исходить красивые лучи, которые можно приглушать и подчеркивать в зависимости от задач.
Это значит, что если вы направите объектив к свету, то в кадре, скорее всего, увидите только яркое пятно, то есть получите еще один способ спрятать лампу или выдать ее за практический источник.
Дым также отлично рассеивает свет. Он распределяет его в пространстве и делает мягче.
Источники: premiumbeat.com: How To Composite Your Own Stunts, premiumbeat.com: Minimize Your Lighting Setups For Narrative Shoots.