Практика

Масштабная пиротехника: на войне и не только

Ни один военный фильм не обходится без взрывов, да и в обычных боевиках их тоже хватает. Вот уже 120 лет кинематограф использует взрывоопасные материалы на съемках. Как это делали тогда и как это творят сегодня? Рассказываем мы в очередной статье о спецэффектах!

  • 28 декабря 2017
  • 723
Надежда Маркалова

На заре кинематографа пиротехники действительно использовали динамит и порох и закладывали настоящие бомбы. Динамит поднимал камни и комья земли, которые очень походили на шрапнель. Актерам массовки приходилось вверять свою жизнь и здоровье операторам взрывателей и надеяться, что те нажмут свои кнопки вовремя. И даже камеры прятали в стальные защитные клетки. Однако постепенно в Голливуде заработали нормативно-правовые акты по технике безопасности. Кинематографисты стали уделять все больше внимания безопасности.
 
На съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Сегодня, чтобы заниматься пиротехникой, нужно иметь государственную лицензию, во всяком случае, в Голливуде. У нас же, как всегда, все не совсем легально.

Но как же пиротехники создают взрывы? Это тоже своеобразное искусство. Ведь обычный взрыв будет совсем прозаичным и быстрым, а для экрана нужен кинематографичный, долгий и красивый взрыв. Кинопиротехники знают, как его создать. Например, на съемках военного фильма «Сталинград» взрывы создавали определенными образом: сверху на пиротехнический заряд укладывались камни и другие крупные и тяжелые обломки, а также песок и легкие обломки. То есть, материалы, имеющие разную текстуру и «полетные качества». Таким образом, поднимающаяся вверх смесь была «слоеной», часть обломков взлетала высоко и долго оставалась в воздухе, а часть — составляла объемное, но тяжелое облако в нижней части взрыва. Эти две части падали на землю в разное время, создавая красивый каскад и продлевая взрыв визуально.

Как видите, главная задача пиротехника в кино — не просто взорвать объект, а сделать это максимально красиво при минимальной взрывной волне. И это — настоящее искусство!
 

Из истории: стена напалма, корабли и «Нужные вещи»


Посмотрим на несколько исторических примеров. Съемки военной драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» проходили на Филиппинах. Все запасы пирозарядов, рассчитанные на десять месяцев съемок, ушли за первый месяц. На этом фильме пиротехниками были легендарные Эй Ди Флауэрс и Джо Ламбарди. Сцена ниже включала в себя самый большой взрыв, когда-либо созданный для кино на тот момент.
 
Сцена из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979)

Флауэрс и Ламбарди проложили в джунглях 183 метра пластиковых труб диаметром 15 см. Получившуюся конструкцию заполнили бензином. Процесс заполнения занял два дня. Вдоль трубы через равные расстояния они поставили дополнительные бочки с бензином, подведя к ним индивидуальные заряды. Бочки должны были имитировать удары ракет. И когда в кадре полетели самолеты, пиротехники взорвали все заряды последовательно.

«Я сам не ожидал, что стена напалма будет выглядеть так грандиозно», — говорит Эй Ди Флауэрс.
 

Для эпической битвы в Перл Харборе из одноименного фильма Майкла Бэя потребовалась уйма масштабной пиротехники. Во время подготовки к съемкам Бэй заметил стоящие в гавани суда: оказалось, что это неактивная флотилия. Съемочная группа добилась разрешения на их использование при условии, что судам не будет причинен ущерб. Их палубы покрыли фанерой, а всю мощь взрывов направили вверх.
 
Сцена из фильма «Перл-Харбор» (2001)

Команде под руководством Джона Фрейзира потребовалось полтора месяца, чтобы заминировать шесть судов. Вся работа по подготовке этих сцен заняла семь месяцев, в процессе были задействованы Федеральное агентство по защите окружающей среды, американская армия и правительство Гавайев. Для шести взрывов использовали 700 шашек динамита, 609 метров праймокорда и 15 кубометров бензина. На каждом судне было заложено 500 отдельных бомб. В сцене принимало участие 100 статистов и шесть настоящих самолетов.

182-метровые взрывы были сняты с разных ракурсов 14 камерами и длились всего семь секунд. Но за счет монтажа и слоумо их длительность на экране достигает 12 секунд.
 

Один из маленьких канадских городков в 40 минутах езды от Ванкувера стал локацией для телефильма по произведению Стивена Кинга «Нужные вещи». Буквально посреди поселка кинематографисты построили антикварный магазинчик. За пиротехнику в фильме отвечал бывший пожарный Гэрри Паллер.
 
Трейлер фильма «Нужные вещи» (1993)

Интересно, что декорацию построили через дорогу от заправочной станции, поэтому при взрыве требовалось уделить особое внимание безопасности. Команда Гэрри Паллера должна была рассчитать, какой силы и направленности может быть взрыв, чтобы он не долетел до потенциально опасной территории.

Прежде всего нужно было выстроить хореографию взрыва и понять, что и в каком порядке должно взлететь на воздух, чтобы он был кинематографичен и радовал зрителя продолжительное время. Изначально декорация была построена из легких материалов, чтобы исключить травмы. Часть конструкции подпиливали заранее, чтобы для ее разрушения понадобилось прилагать как можно меньше усилий.

В сцене сначала вылетают окна, потом огонь вырывается из подвала, затем из середины крыши поднимается огненный шар, а в последний момент разрушается все здание. Во всяком случае, примерно так хотел это видеть режиссер. Он выстроил камеры, а Гэрри Паллер указал те места, на которых будет безопасно стоять каскадерам, отыгрывающим главных персонажей шоу. Взрыв должен был произойти в тот момент, когда бегущие от дома каскадеры достигнут этой точки. Вся команда должна сработать в унисон. Расположенные через дорогу емкости с горючим дополнительно прикрыли защитным материалом, чтобы обеспечить безопасность.
 
Сцена взрыва в фильме «Нужные вещи» (1993)

Взрыв поделен на четыре стадии. Во время первой огненные пушки выбивают подпиленные окна и дверь, во время второй праймокорд разрывает стены, во время третьей пушки запускают легкие осколки вверх, а после всего бочки с горючим и нафталином запускают большой огненный шар в воздух. Второго дубля нет.

Пушка — это стальная «корзина» с бомбой из пороха на дне. Внутри бомбы из пороха — «электронная спичка»-радиовзрыватель, а сама бомба обмотана изолентой. Именно это сопротивление и делает взрыв сильнее. Сверху на бомбу кладут обломки из мягкой древесины бальзы и пробкового дерева или древесной коры. Вылетая из окон эти обломки создают иллюзию разрушения здания.

Во время последовательности взрывов ни один из них не должен повредить провода, предназначенные для последующих зарядов, иначе какие-то бомбы не взорвутся, и единственный дубль будет испорчен.

Кадр из фильма «Нужные вещи» (1993) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Нужные вещи» (1993) / Фото: Columbia Pictures

Чтобы сломать стены здания, их покрывают гибкой взрывчаткой под названием праймокорд или деткорд. Это полый провод, наполненный высокоскоростным взрывчатым веществом TNT. Взрыв в таком шнуре распространяется со скоростью звука, поэтому весь праймокорд взорвется практически одновременно.

Красивый огненный шар часто создают с помощью медленного сгорающего порошка, который не прилипает к стенам и объектам, в отличие от бензина. В этот порошок можно добавить дополнительные компоненты, красящие пламя в другие цвета.

Такой взрыв обычно снимают скоростными камерами, чтобы растянуть его во времени на экране.
 

Подрыв реального здания


В редких случаях кинематографистам удается «добыть» настоящее здание, предназначенное для сноса, чтобы красиво взорвать его в процессе съемок.
 
Сцена из фильма «Терминатор 2: Судный день» (1991)

А иногда они просто его арендуют, как было с офисным строением, где снимали фильм «Терминатор 2: Судный день». Кинематографисты привезли свои стекла, чтобы выбить их на экране. Кстати, взрыв был сделан очень аккуратно, а основной вред зданию причинила система пожаротушения, которая включилась и залила все этажи.
 
Сцена из фильма «Темный рыцарь» (2008)

Но мы вернемся к подрыву настоящего здания. На съемках «Темного рыцаря» Кристофер Нолан и его команда спецэффектников под руководством Криса Корбулда взорвали бывший госпиталь. Для этого им потребовалась еще одна команда — настоящих подрывников, занимающихся сносом городских строений. Эти люди умеют подрывать здания так, чтобы они не повредили окружающую городскую среду.

И здесь тоже создали особую хореографию — здание должно было падать постепенно, сегментами, создавая иллюзию каскадного взрыва. Над ним работали две команды пиротехников.

Минеры буквально распилили здание так, чтобы оно падало каскадом. Причем падала только передняя часть здания — фасад. Поверх реальных зарядов были поставлены спецэффектные — маломощные, но зрелищные. И команде Корбулда пришлось привезти и вставить стекла на один этаж, чтобы специалисты по визуальным эффектам получили референсы. Изначально наличие визуальных эффектов в этих сценах вообще не планировалось. Но между моментом, когда кинематографисты получили разрешение на подрыв здания, и моментом съемок кто-то снял и вывез все стекла в старом госпитале. Нолан был очень расстроен. Но ему пришлось обходиться тем, что есть.
 
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008)

Минирование здания заняло три недели, а взрыв занял примерно 30 секунд экранного времени.

Несколько лет спустя тот же самый Крис Корбулд поставил мировой рекорд — его взрыв для фильма «007: Спектр» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в кино.
 
На съемках фильма «007: Спектр» (2015)

Для этой красоты было использовано 8140 литров керосина, подожженного 24 зарядами по килограмму каждый с собственным взрывателем. Время каждого подрыва рассчитали на компьютере.
 

Сжатый воздух вместо пиротехники


Но сегодня в кино пиротехники предпочитают пользоваться воздушными пушками. Воздушная пушка — это та же железная корзина, в которую направлен раструб баллона со сжатым воздухом. В такую корзину укладывают мягкие обломки и другие материалы, которые должны взлететь. Либо это сам баллон, который направлен в стену или другой предназначенный для взрыва объект. Стену или объект просто сметает потоком воздуха.

Именно так сделали знаменитый взрыв парижского кафе для фильма «Начало». Причем направление потока воздуха было рассчитано так тонко, что сидевшие в кадре актеры были в безопасности, пока вокруг них вылетали объекты. Прежде чем посадить на стулья Лео ДиКаприо и Эллен Пейдж супервайзер спецэффектов Крис Корбулд (да, опять он!) испытал свое детище на себе. Даже кофейные чашки на столе перед ним не пошатнулись, пока вокруг бушевал ураган.
 
На съемках фильма «Начало» (2010)

Однажды нам удалось воочию наблюдать работу такой пушки — на съемочной площадке фантастического боевика «Проект Gemini», который снимали полтора года назад в еще закрытом новом офисном центре на окраине Москвы.
На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

На съемках фильма «Проект Gemini» / Фото: Надежда Маркалова

Пиротехник заметно нервничал и отгонял меня от пушки, бурча себе под нос, мол, тут уже все под давлением! Его нервозность можно было понять — пушка представляла опасность, и он отвечал за мою безопасность. Но уж очень хотелось сфотографировать объект поближе — когда еще представится такая возможность!

Сначала пушка выплюнула какой-то синий порошок (цвет — это художественное решение съемочной группы), потом он воспламенился. Взрыв получился очень красивым и жарким, но закончился довольно быстро. Сделали только один дубль. Но я успела все заснять.

Воздушные пушки часто используют с подсветкой для имитации взрыва. Так можно сделать пироэффект без огня. Особенно — в миниатюрной пиротехнике. Если выброс имитирующего дым порошка (например, муки) подсветить снизу лампочкой, то на экране можно легко принять его за реальный пиротехнический заряд. Но это — совсем другая история.
 

Обложка: кадр из фильма «Перл-Харбор» (2001) / Buena Vista Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3991
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3797
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3036
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2886
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2566
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2467
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее