Главная / Практика / 5 типичных ошибок студенческих фильмов и как их избежать

5 типичных ошибок студенческих фильмов и как их избежать

Если вам довелось учиться в киношколе, вы наверняка знакомы со студенческими фильмами. Скорее всего, среди них были удачные, трогательные, смешные и умные картины, но кроме них — еще и безэмоциональные, избитые и, прямо скажем, пустые. И это нормально. Снять идеальный фильм сразу — почти невозможно, и именно поэтому полезно изучать ошибки, которые чаще всего допускают авторы студенческих картин.

В видео ниже автор канала This Guy Edits Свен Пэйп разговаривает с монтажером и лектором Университета Маккуори Карен Перлман, написавшей книгу Cutting Rhythms. Они обсуждают распространенные просчеты начинающих режиссеров, а также как их можно исправить на постпродакшне.
 

Я достаточно долго обучаю кинематографу, выделила для себя пять самых распространенных ошибок, которые допускают студенты в своих работах, и подумала над тем, что может сделать режиссер монтажа, чтобы их поправить.
 

5. Студенты выдают свой личный опыт за кинематограф

Мои ученики часто черпают вдохновение для своих картин из реальных событий. Они так и говорят: «Но так же правда было!» Все же, подобный подход далек от кинематографа.

Скриншот из видео
Скриншот из видео

Кинематографическая эмпатия — это нечто большее, чем просто симпатия к персонажу в определенной ситуации. Эту симпатию нужно развивать, добавляя ей эмоциональности и ритма. Нужно преобразовывать и сокращать происходящее таким образом, чтобы зритель мог самостоятельно ощутить предлагаемый опыт, а не просто повторять пережитые автором события.

Монтажер — это не сценарист и не режиссер. Чтобы история на экране ожила, он должен придать ей эмоциональную динамичность и ритмический рисунок. Поэтому иногда так важен бывает его отстраненный взгляд: он найдет в материале ключевые для истории моменты. Тем не менее лучше, чтобы это все же сделал сценарист и режиссер еще перед тем, как дело дойдет до съемок и монтажа.
 

4. Кастинг и актерская игра

Кастинг — это очень и очень сложно. Как показывает практика, студенты не уделяют ему достаточного внимания, хотя он того стоит.

Скриншот из видео
Скриншот из видео

В процессе прослушивания вы часто сами находитесь в стрессовой ситуации и пытаетесь понять, что же человек, пришедший на кастинг, думает о вас. Попытайтесь разыграть сцену, которая будет эмоционально отличаться от того, что вы ходите добиться от актера.

Свен ПэйпСвен Пэйп: Если вам нравится актер, подгоните сцену под него. Дело даже не в том, сможет ли актер в точности повторить то, что вы ему скажете, а в том, сможет ли он это интерпретировать под себя. Кажется ли его игра подлинной? Или сразу же ощущается подвох? 

Студенты часто говорят актерам: «Изобрази грусть». Но ведь для актера — это все равно что яд. Монтажер, в свою очередь, может многое сделать, чтобы изменить то, как игра актера воспринимается зрителем. Но если исполнитель выполняет какие-то физические действия, если он полностью задействует свое тело, у монтажера будет гораздо больше материала для работы. Во многом это зависит от кастинга и самой игры.
 

3. Экспозиционные диалоги

Актеры часто проговаривают словами то, что делают. В таких случаях всегда нужно подумать, можно ли избавиться от строчки диалога совсем или превратить ее в действие.
Свен Пэйп
Свен Пэйп: Диалог — это не информация. Диалог — это суть персонажа.

Эмоциональное наполнение — это подлинная суть истории. Если персонаж говорит, что идет в магазин, хотя на самом деле этого не делает, это означает, что он лжец. Бывают ситуации, когда отдельные строчки диалога просто невозможно произнести — настолько они прямолинейные, настолько много в них экспозиции. В таких случаях студенты используют знания монтажера, чтобы видоизменить их, чтобы они звучали правдоподобнее. Многое из этого можно сделать еще на уровне сценария.


Скриншот из видео

Свен Пэйп
Свен Пэйп:
Переписывание сценария — это тоже часть монтажа. Меняя форму, вырезая какие-то куски, добавляя драму и конфликт, вы влияете на фильм на нескольких уровнях.

Персонажи иногда говорят друг другу то, что зритель и так знает и видит. Отбросьте диалог в сторону, попытайтесь оперировать только тем, что видно в кадре, действиями актеров.
 

2. Повторение эмоций

Бывает, фильм выражает одну и ту же эмоцию без каких-либо усложнений, нагнетания напряжения, без подтекста и, чаще всего, без последствий.
Свен Пэйп
Свен Пэйп: Как-то меня попросили дать отзыв на первоначальный монтаж картины одного начинающего режиссера. Она показала мне первые 22 минуты ее фильма, на что я ответил: «Если вы сократите это до двух минут — будет классно. Вы здесь заявляете персонажа, рассказываете, в чем состоят ее трудности, как она к этому относится. После этого уже можно начинать». Чтобы рассказать историю, которая сможет по-настоящему зацепить зрителя, нужно сосредоточится на самых удачных ее аспектах.


Скриншот из видео

Нужны нюансы. Я прошу студентов-монтажеров составить тайминги сценария, чтобы они разыграли текст самостоятельно. Здесь нужно убедиться, что сценарий не совсем ровный. Такое бывает, когда, допустим, каждая сцена длится ровно 30 секунд. С таймингом сразу начинаешь чувствовать ритм, и свои мысли можно сразу же передать производственной команде.
 

1. Отказ отвечать на вопрос: «О чем этот фильм?»

Мне кажется, здесь и заключен источник практически всех остальных проблем. Чаще всего первый же ответ звучит так: «Этот фильм о сюжете». Но это не так.


Скриншот из видео

Какова ваша тема? Если вы не определились с темой, то вы не сможете понять, с какого ракурса вы на нее смотрите, а значит у вас в фильме будут повторятся эмоции, в диалогах будет много экспозиции, кастинг будет сложным, поскольку вы не будете понимать, что конкретно вы ищете. Кроме того, вы, вполне возможно, будете путать свой опыт и искусство кинематографа.
Свен Пэйп

Свен Пэйп: Зритель откликается именно на тему.

В этом и есть ваша уникальная точка зрения.

Источник: nofilmschool.com
 


Обложка: Oziel Gomez