Главная / Практика / Как это снято: «Монстро»

Как это снято: «Монстро»

Секретный запуск и кастинг

Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Согласно распространенной легенде, идея «Монстро» возникла у продюсера Джей Джей Абрамса из желания сделать на экране новое «национальное чудовище Соединенных Штатов», своего рода ответ японскому Годзилле или Кинг Конгу из 30-х годов. Проект запустили в начале 2007 года на Paramount Pictures, причем, что особенно важно, создавалось кино в обстановке полной секретности. В том числе кастинг и пробы проводились без объявления, что это за проект, и без демонстрации кандидатам сценария.

Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Малоизвестных актеров для фильма выбрали также отчасти для того, чтобы не привлекать лишнего внимания к съемкам. Среди исполнителей можно выделить Ти Джей Миллера, руками которого как бы снята большая часть фильма. Для него это был актерский дебют, а ранее он пробовал себя в качестве стендап-комика. Собственно, за юмор и умение импровизировать на ходу его и взяли в картину. В итоге некоторые диалоги в фильме стали результатом его экспромта.
 

Драматургия: «найденная пленка» и флэшбеки

На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Сюжет «Монстро» довольно прост, как это обычно и бывает в жанрах мокьюментари и «найденной пленки» (found footage), то есть когда на экране разворачивается история, снятая самими участниками событий и выдаваемая за действительность. Тем не менее у картины есть несколько любопытных драматургических особенностей.

Во-первых, сама идея «найденной пленки» формирует, пожалуй, максимально возможное погружение в события, ведь происходящее мы видим глазами тех, кто это пережил. Второе — это то, как изобретательно в фильм вплетены флешбэки. Изначально планировалось дать предысторию в финале картины, но сценарист Дрю Годдард предложил другую концепцию — запись катастрофы ведется на бытовую камеру поверх старой записи обычной жизни героев, и иногда вторая прерывает первую. Таким образом, две сюжетные линии переплетаются, и одна усиливает драматизм другой.
 

Локации и декорации

На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Съемки заняли тридцать четыре дня и проходили летом 2007 года на натуре в Нью-Йорке, в павильоне в Лос-Анджелесе и в его окрестностях. В Нью-Йорке группа работала методом партизанского кино на некоторых улицах, а также в Центральном парке, в метро и на Кони-Айленд, снимая сцены флешбэков и кадры, которые в дальнейшем были серьезно дополнены компьютерной графикой.

В павильоне с декорациями и хромакеем снималась большая часть фильма: например, уличные сцены, для которых реконструировалась часть кварталов Нью-Йорка, начальная сцена вечеринки или сцена в подземном метро. Для последней специально сделали декорацию-туннель. Бруклинский мост частично воссоздали в качестве декорации и частично сняли с помощью хромакея. Одними из самых масштабных были декорации разрушенной крыши высотного здания, в котором живет героиня, и ее же разрушенная квартира. В них же было и тяжелее всего снимать, поскольку части декораций находились под уклоном. В различных местах недалеко от Лос-Анджелеса группа нашла локации, которые позволяли имитировать нью-йоркские улицы. Например, сцена обстрела монстра танками снималась на одной из улиц Бербанка.
 

Визуальное решение: влияние YouTube, длинные кадры и импровизация

На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Поскольку Джей Джей Абрамс хотел создать современный образ монстра, средства визуальной выразительности были выбраны тоже максимально на тот момент современные. Режиссер Мэтт Ривз не зря позже характеризовал картину как «фильм о монстрах для поколения YouTube». Стилистика «найденной пленки» предполагала, что все действие как бы снято участниками событий на любительскую камеру (десятилетием ранее прием принес оглушительный успех «Ведьме из Блэр»). Ривз так и говорил, что фильм должен производить впечатление, будто зритель нашел кассету и поставил ее в проигрывателе.

На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Помимо реалистичности, прием помогал зрителю ассоциировать себя с героями и усиливал ощущение погружения в действие. Впрочем, известно, что некоторых зрителей дрожащая камера и постоянно заваленный горизонт наоборот отталкивали, вызывая приступы морской болезни.

Чтобы убедительно воспроизвести непрофессиональную съемку, авторы изучили сотни роликов на YouTube, подмечая «приемы», свойственные любителям. Имитировалась такая съемка с помощью нескольких цифровых камер: интерьерные сцены, не требующие визуальных эффектов, снимались в основном на Panasonic HVX200, а экстерьерные с большой постобработкой — на Sony CineAlta F23 и Thomson Viper. Две чередующиеся сюжетные линии фильма — романтическая предыстория отношений героев и основная, связанная с нападением монстра, — разделены с помощью цвета. В первой события происходят днем и доминируют теплые тона. Во второй действие ночное, а цветовая гамма близка к монохромной сепии.

Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Чтобы добавить картине ощущение реализма, Ривз предложил снимать как можно более длинными кадрами. Средняя длина кадра в фильме составляет 28,9 секунд, что по меркам Голливуда — очень большой показатель. Некоторые кадры достигают продолжительности в четыре-пять минут. Также в большом количестве используются скрытые склейки, помогающие имитировать однокадровую съемку. Ривз отмечает, что из-за длинных кадров одной из самых сложных задач было правильно продумать и воспроизвести хореографию движений актеров и группы. Также, стремясь к реализму, авторы использовали вещи, которые при более академическом подходе исключены. Например, в сцене на Бруклинском мосту есть кадр, когда камера падает вместе со снимающий героем. В действительности падение было незапланированно, просто оператор Майкл Бонвилейн споткнулся. Однако это удачно вписывалось с действие, так что кадр оставили.

Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Кстати, задачу оператора иногда выполняли актеры. Например, сцену вечеринки снимали исполнители ролей Майк Фогель и Ти Джей Миллер. Также некоторые эпизоды фильма снимались с авто-фокусом, огрехи которого, по мнению Ривза, добавляли ощущение подлинности.
 

Дизайн монстра

Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Несколько слов о главном герое фильма — монстре. Его дизайн придумала команда артистов. Разработка была довольно тщательная и началась с биологического обоснования именно такой формы жизни. Также авторы продумали поведение существа. Они сравнивали его с «неистовым слоном», дезориентированным и напуганным, и оттого крушащим все вокруг. Образ старались сделать неоднозначным, то есть таким, чтобы существо вызывало не только ужас, но одновременно и сочувствие, поэтому его тело местами имеет черты детеныша. Кстати, если вас интересуют визуальные эффекты фильма, то рекомендуем посмотреть ролик ниже — в таком вопросе лучше показывать, чем рассказывать.
 

 
 

Продвижение: вирусные ролики и скупая информация

Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Монстро» (2008) / Фото: Paramount Pictures

Помимо обстоятельств создания, «Монстро» примечателен нестандартной рекламной компанией. Продвижение фильма осуществлялось относительно новыми по тем временам средствами. Среди них — вирусные видео, появившиеся в интернете перед выходом картины и демонстрировавшие вымышленные репортажи и съемки с места событий. В кинотеатрах крутился трейлер фильма, но, возможно впервые в истории, ролик не сопровождался названием, что в итоге только подстегивало интерес. Съемки фильма не афишировались, но на различных сайтах запускалась обрывочная информация о тех или иных событиях, связанных с сюжетом. Для героев картины в соцсетях завели аккаунты, что как бы подтверждало их реальность. Таким образом, вселенная фильма оказалась шире его самого. При этом до выхода о проекте почти не было конкретной информации, был скорее некий «информационный шум», нагнетавший интригу.

Еще один «прием», поспособствовавший вовлечению аудитории, — обрывочность информации, подаваемой в картине. Авторы довольно скупо показывают монстра, и нам ничего не известно о его происхождении. Непонятно даже, сколько именно монстров (фанаты расходятся во мнениях, считая, что их от одного до трех). Или что за «паразиты» пришли вместе с монстром и отчего погибают раненые ими люди.
 

Трейлер фильма «Монстро»

В общем, вопросов остается много. Отдельная смелость в открытом финале фильма — судьба героев в конце остается неясной (впрочем, по этому поводу Ривз говорит, что это неважно, поскольку главное другое — герои остаются вместе и успевают признаться друг другу в любви). Все это подталкивает фанатов к тому, чтобы изучать ленту по кадрам в поисках недостающей информации и выдвигать собственные теории. И даже спустя десять лет после выхода картины без труда можно найти форумы, на которых ведутся жаркие споры о деталях сюжета. Так сколько все-таки монстров фильме?
 


Обложка: фрагмент постера к фильму «Монстро» (2008) / Paramount Pictures