Главная / Практика / Как это снято: «Банды Нью-Йорка»

Как это снято: «Банды Нью-Йорка»

Драматургия: 30 лет от идеи до съемок, «гамлетовский сюжет» и трехактная структура

Мартин Скорсезе, будучи уроженцем Нью-Йорка, многие годы хотел снять масштабный фильм об истории родного города. В 1970 году молодой режиссер познакомился с книгой Герберта Осбери «Банды Нью-Йорка», в которой на документальном материале исследовалась малоизвестная криминальная жизнь «столицы мира» в XIX веке. С тех пор экранизация этой книги стала мечтой Скорсезе. Это, однако, требовало и большего опыта, и внушительного бюджета. Лишь спустя три десятилетия, в конце 1990-х, обстоятельства сложились благополучно для запуска проекта.

Над сценарием фильма работал Джей Кокс (он также был сценаристом Скорсезе на «Эпохе невинности» и «Молчании») и несколько других авторов. Текст начали готовить еще в середине 1970-х годов, когда предпринимались первые попытки запуска. Позже Кокс отмечал, что столь длинный период работы был даже необходим картине из-за ее многогранности.

В фильме Скорсезе для себя выделял несколько ключевых проблематик. В глобальном плане на примере столкновения уличных банд, а также конфликтов общества и государства, он хотел показать процесс зарождения демократии в Америке. Как говорит сам режиссер по поводу важности этой темы: «Если бы демократия не утвердилась в Нью-Йорке, она бы не утвердилась нигде». Другой слой картины связан с характерным «гамлетовским сюжетом» — главный герой, Амстердам, движимый жаждой мести, сближается с убийцей собственного отца, «Мясником» Биллом.

При этом картина имеет классическую трехактную структуру. Первый акт включает экспозицию (открывающий бой банд «коренных» и иммигрантов и гибель отца главного героя), завязку (повзрослевший Амстердам возвращается домой, чтобы отмстить) и первый поворотный пункт (Амстердама принимают в банду «коренных»), создающий новую для героя жизненную ситуацию. Ключевые моменты второго акта — центральный поворот (Амстердам спасает «Мясника»), усложняющего действие, и второго поворотного пункта («Мясник» узнает, что Амстердам — сын его врага, но вместо убийства лишь изгоняет его из банды). Третий акт связан с попыткой главного героя возродить банду иммигрантов и все-таки отомстить за отца

В кульминации пересекаются сюжетные линии: схватка банд и двух главных героев происходит на фоне общественных беспорядков. Так Скорсезе эффектно связывает личную трагедию главного героя и эпическую историю целого города. Связь эта дополнительно подчеркивает эпилог, переносящий действие из прошлого в современность. Вся история сопровождается характерным для Скорсезе приемом — закадровым голосом, добавляющим ощущение субъективности и одновременно легендарности описываемым событиям.

Кастинг: фанатизм Дэй-Льюиса и диалекты

В фильме задействован звездный актерский состав: Кэмерон Диаз, Джон Си Райли, Лиам Нисон, Брендан Глисон. Но остановимся на ключевых антагонистах. Если с Леонардо ДиКаприо проблем у Скорсезе не возникло, — актер был рад впервые поработать со Скорсезе (в итоге «Банды Нью-Йорка» стали началом их длительного сотрудничества), — то с Дэниэлом Дэй-Льюисом пришлось повозиться. Артист известен своим крайне щепетильным отношением к выбору ролей. Достаточно заметить, что «Банды Нью-Йорка» стали для Дэй-Льюиса первой работой после пятилетнего перерыва. В итоге актер согласился на съемки потому, что ему понравилось работать со Скорсезе в «Эпохе невинности». Впрочем, и герой «Мясник» Билл его тоже увлек.

Как и всегда, Дэй-Льюис полностью отдался погружению в своего персонажа. Кэмерон Диаз рассказывает, что актер не играл, а круглосуточно весь период съемок находился в образе. Он в том числе обучился навыкам мясника и часто проводил досуг в мясной лавке, а говорил исключительно с необходимым для фильма акцентом (а после съемок еще два месяца избавлялся от него).

Вообще акцентам в картине уделялось большое внимание (поэтому смотреть ленту стоит с субтитрами). Большинству главных героев придумали свою манеру речи. Например, герой Леонардо ДиКаприо говорит не просто на ирландско-английском диалекте, но и с примесью американского английского, поскольку родился он в Ирландии, но почти всю жизнь прожил в США. Чтобы восстановить диалекты нью-йоркцев середины XIX века, авторы тщательно исследовали поэзию, песни и газетные статьи тех лет.

Декорации: старый Нью-Йорк в современном Риме

Съемки «Банд Нью-Йорка» заняли восемь месяцев с сентября 2000 года по апрель 2001 года и почти целиком проходили в декорациях, возведенных в Риме на крупнейшей итальянской студии Чинечитта (исключением были только двухдневные досъемки батальных сцен в Нью-Йорке). Художник-постановщик Данте Феретти, уже работавший со Скорсезе на ряде картин, начал с подготовку с подробного изучения исторический литературы. На основе исследований Феретти подготовил эскизы, технические чертежи и макеты. Это позволило понять реальные масштабы декораций, и что именно необходимо построить для съемок.

За пять месяцев под открытым небом возвели три квартала из нескольких десятков зданий общей площадью больше полутора квадратных километров. Также была построена гавань с двумя полноразмерными кораблями, часть Бродвея, несколько масштабных интерьеров, в том числе старая пивоварня, китайская пагода и церковь. Некоторые интерьеры сконструировали так, что в них при небольших изменениях можно было снимать несколько разных мест.

Декорации часто бесцветны, что, по мнению Феретти, показывает Нью-Йорк как пространство, в котором не было места надежде (по этой причине, кстати, и эскизы художник выполнял в сепии). Оператор картины Михаэль Балльхаус замечает, что глобальный масштаб декораций позволял обращаться с ними как с натурой — снимать можно было с любой точки и в любом направлении. А многие актеры говорят, что благодаря декорациям им почти не нужно было играть — они и так ощущали дух другой эпохи. Всего, по словам Феретти, декорации воссоздали 30% города, который мы видим в кадре. Остальное в виде графики разрабатывала студия ILM. Всего в фильме 45 CG-шотов города.

Костюмы: гротеск и «плохой вкус»

Один из самых ярких элементов картины — костюмы. Как и полагается в историческом проекте, приступая к созданию костюмов, авторы обратились ко всему массиву данных: от картин и фотографий до документов и описаний той эпохи. Задача осложнялась тем, что большая часть героев — представители низших сословий, а информации о костюмах бедноты сохранилось гораздо меньше, чем о костюмах людей состоятельных.

Следуя принципу исторической достоверности, авторы не обошлись и без художественного переосмысления. Художник по костюмам Сэнди Пауэлл признается, что отдельные элементы одежды специально обострялись, чтобы придать действию ощущение гротеска. Например, костюмы банды коренных собирали из подчеркнуто контрастных фактур и цветов — так герои становились похожи на маргинальных денди, претендующих на превосходство над окружающими. Костюмы Дэниэла Дэй-Льюиса специально делались приталенными и длинными, чтобы подчеркнуть его и без того внушительный рост в 1,88 метра. Большинство представителей высших сословий одеты в «плохом вкусе», чтобы обозначить, что это не аристократия, а нувориши. Всего же из-за обилия персонажей для картины было сделано с нуля порядка семи тысяч костюмов.

Визуальное решение: Рембрандт, динамичная камера и зум-объективы

Оператором «Банд Нью-Йорка» выступил Михаэль Балльхаус, для которого это была уже шестая совместная работа со Скорсезе. В качестве визуального референса авторы использовали сборник живописи Рембрандта. Скорсезе хотел добиться контрастного изображения с доминирующими приглушенными серыми и коричневыми оттенками с вкраплениями ярких цветов. Особую атмосферу кадру придавал дым, который постоянно поддерживали на площадке. Во-первых, это помогало сделать цвета чуть менее насыщенными, а во-вторых — соответствовало исторической достоверности, поскольку в середине XIX века в Нью-Йорке или окрестностях все время что-нибудь горело.

В фильме много ночных сцен, и снимать их было сложно. Чтобы имитировать лунный свет, команда Балльхауса специально сделала софтбокс площадью 7,6 квадратных метра. Вместе с источниками света и другим необходимым оборудованием конструкция весила 1800 кг, и перемещали ее по площадке двумя кранами, что, разумеется, занимало много времени. Помимо этого в ночных сценах авторы использовали естественный свет от газовых ламп и свечей, подготовленных художниками.

Технически сложным был кадр в начале пролога — «взгляд Бога», когда камера резко поднимается над Манхэттеном, демонстрируя масштаб города. Хотя 90% городского пейзажа сделаны в CG, камеру все равно необходимо было поднять достаточно высоко, чтобы дать панораму декораций. Команда Балльхауса разработала систему рига и крана, позволившую поднять камеру на высоту более 45 метров.

В фильме много динамичных кадров, и Балльхаус говорит, что специально старался снимать так, чтобы ни один план не был статичным: «Изображение всегда находится в движении». При этом съемка часто велась многокамерным способом, а на площадке одновременно могло находиться до восьми камер. Вполне в стилистике Скорсезе в фильме присутствуют эпизоды с изменением скорости действия, чтобы подчеркнуть драматизм момента. Для этого использовалась скорость съемки 30 или 32 кадра в секунду.

Снимался фильм преимущественно на объективы с переменным фокусным расстоянием Zeiss Variable Primes. По словам Балльхауса, его не только устраивает качество изображения этих линз, но и привлекает возможность в любой момент приблизить или отдалить объект с помощью зума. Также оператор работал с объективами Zeiss Ultra Prime, Angenieux 5:1 zoom и Cooke 10:1 zoom, изображение которых показалось ему не слишком современным и соответствующим историческому материалу.

Еще по теме

Кино как труд: пять вещей, которые вы узнаете «От первого лица»
01. Как создаются фильмы — этап за этапом Dewar’s Powerhouse...
Как это снято: «Лифт на эшафот»
Драматургия: нуар с нетипичной героиней Идею для своего первого полнометражного игрового...
Как вести себя в прямом эфире: правила радиоведущего
Каждый радиоведущий должен знать, что, где и когда нажать, чтобы...
сериалы фэнтези
Лучшие фэнтези-сериалы, которые увлекут вас в волшебные миры
Фэнтези-сериалы предлагают нам погружение в удивительные и волшебные миры, наполненные...
3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом
Авторский сценарий Трейлер фильма «Убийство священного оленя» (2017) Вообще, сценарии так...
актеры уехавшие из россии
Какие актеры уехали из России после начала спецоперации в 2022 году?
С началом спецоперации жизнь многих людей поделилась на до и...
Где и как снимали сериал “Ивановы-Ивановы”
Проект канала СТС добился поставленной цели. Он смог заинтересовать аудиторию,...
15 фильмов 74-го Венецианского кинофестиваля: Аронофски, дель Торо, Кешиш и Клуни
Фильм открытия «Короче» (Александр Пейн; США) В этом году в Венеции почти...