Главная / Практика / Словарь: Элементы эфира

Словарь: Элементы эфира

Анонс

— предварительное оповещение о чем-либо.
 


Аутро

— проигрыш в конце песни. 
 

    Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне.

 
 


Банка

— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.
 


Блок 

— элемент сетки вещания и часть клока.
 

    Блоки делятся на типы:

— разговорный,
— музыкальный,
— новостной,
— рекламный,
— информационный.

 


Влет 

— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд).
 

    Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания.

 


Вокс Поп (VoxPop) 

— то же самое, что и ток стрит: опрос народа на улице.
 


Вылет 

— то же самое, что влет, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).
 


Дженерал 

— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.
 


Джингл 

— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.
 


Добивка

— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок.
 

    Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока.

 


Дыра

— тишина в эфире.
 


Заставка 

— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.
 


Идентификатор (ID) 

— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.
 


Интро 

— вступление, проигрыш в начале песни.
 

    Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире.

 


Клаттер

[clutter] 

— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.
 


Клок 

— эфирный час на радио, 60 минут.
 

    Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»).

 


Кода 

— фактическое завершение песни.
 


Лайнер 

— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.
 


Начитка 

— текст в рекламном ролике.
 


Одежда эфира 

— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.
 


Отбивка 

— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.
 


Пакет 

— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
 


Перебивка 

— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения.
 

    Применяется при изменении темы внутри передачи.

 


Пилот 

— пробный выпуск программы.
 


Подложка (подлога, подкладка, подклад) 

— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.
 


Рамп

— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.
 


Свипер 

— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах.
 

    Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы.

 


Сетка вещания 

— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.
 


Транзишн

[англ. transition — переход]

— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).

«Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:
 

  • fast to slow (от медленного к быстрому),
  • middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.

Таким образом,они становятся мостиком между разнородными песнями.
 

    Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.

 


Фальш-кода 

— фальшивая оконцовка песни.
 


Фичер

[feature]

— документальная программа.
 


Фонотека 

— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.
 


Хрип (хрипушка) 

— аудиозапись, сделанная по телефону.
 


Хронометраж 

— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.
 


Часовая отбивка 

— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов.
 

    Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган.

 


Читалка 

— рекламный текст, который начитывает ведущий
 


Шотган

[shotgun — дробовик]

— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.
 


Шпигель 

— анонс новостей в начале новостного выпуска.
 


Шумотека 

— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.
 


Beat-Matched Sweeper 

— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.
 

    В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями.

 


Fade-in, Fade out 

— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.

 

Еще по теме

10 книг по теории кино. Часть 2
1. Луи Деллюк. «Фотогения» «Очень редко случается, чтобы ритм фильма...
15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов
Фильм открытия «Год работы „Сэлинджером“» («Мой год Сэлинджера») (Филипп Фалардо,...
фильмы про апокалипсис
10 зрелищных фильмов про апокалипсис
В данной статье собраны фильмы про апокалипсис, которые признаны лучшими...
где снимали Холоп 2
Где и как снимали комедию «Холоп 2»
Первого января на экраны вышел сиквел комедии Клима Шипенко о...
Как звучат «60 минут»
«60 минут» выходит на канале «Россия» в прямом эфире в...
Мастер: Педро Альмодовар
Эстетика кэмпа Эстетика кэмпа в фильмах Педро Альмодовара Режиссерскую стилистику...
Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами
Снимая сцену на динамичную камеру, нужно помнить, что количество панорамирований,...
Игра в кальмара 2 дата выхода
Когда выйдет 2 сезон Игры в кальмара: дата релиза, сюжет
Нетфликс анонсировал начало съемок второго сезона корейского сериала, который стал...